Цель урока: практическое доказательство зависимости трех макроскопических параметров идеального газа.
Задачи урока:
- Диагностика знаний учащихся по темам: законы “Бойля-Мариотта”, “Гей-Люссака”, “Шарля”.
- Коррекция теоретических знаний по данным темам.
- Виртуальное подтверждение законов “Бойля – Мариотта”, “Гей-Люссака”, “Шарля”.
- Теоретическое обобщение и подтверждение зависимости макроскопических параметров.
Формы и методы работы:
- Тестирование.
- Беседа.
- Презентация.
- Виртуальная лабораторная работа.
- Кооперировано-групповая работа учащихся.
Тип урока: Виртуальная лабораторная работа.
Оборудование к уроку:
- Компьютер, с рекомендуемыми техническими требованиями (см. на диске);
- Мультимедийный курс «Открытая Физика 2.5. Часть I»;
- Видеопроектор, экран.
Длительность: 2 урока.
ХОД УРОКА
1. Организация урока.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Мотивация мысленной деятельности учащихся:
работа с тестами по пройденному материалу.
4. Презентация:
3. Выполнение практической работы.
4. Обобщение полученных результатов.
5. Подведение итогов.
6. Рефлексия.
Урок начинается с авторской презентации, которая сопровождает его на всем протяжении (Приложение 1). При этом слайд № 4 остается на доске во время выполнения лабораторной работы, т.к. не все учащиеся имеют одинаковый опыт работы с компьютером и дополнительно имеют возможность проверки выполнения заданий.
1. Диагностика знаний: учащиеся выполняют тесты по данной теме (Варианты тестов предложены в пособии для 10 классов А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика 10 класс: дидактические материалы). Каждый ученик после окончания тестирования сам оценивает свою работу на листке. Двое учащихся выполняют аналогичные задания у доски.
2. Презентация: Во время показа презентации (слайд № 2) учащимся сообщается цель урока, выполняется коррекция теоретических знаний: качество выполнения тестов (слайды 3–5) и ставиться учебная задача (слайд № 4). Класс делиться на три группы, что соответствует количеству лабораторных работ в «Открытой физике» по данной теме.
- C:\Program Files\Physicon\Open Physics 2.5 part 1\content\chapter1,2,3;
- выполнить 6 вопросов и заданий к лабораторной работе с экспериментальной проверкой;
- составить отчет в виде решенных задач (или на бланке);
- сделать вывод.
Число групп – «троек» зависит от количества компьютеров в медиа-кабинете.
3. Выполнение виртуальной лабораторной работы: При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчётные задачи учащимся рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа.
4. Обобщение полученных результатов: на выбор предоставляется слово одной из групп. В выступлении принимают участие все члены группы (один демонстрирует полученные графики, другой – комментирует выводы по первому заданию, третий – докладывает результаты по второму заданию и т.д.) Учитель и другие учащиеся слушают выступление первой группы, задают вопросы, включаются в обсуждение результатов и выводов по каждому заданию, предлагая свои выводы, если они расходятся с результатами выступающей команды, поддерживают совпадающие результаты. Учащиеся и учитель имеют право адресовать вопросы любому члену выступающей команды, таким образом, становясь «экспертной комиссией».
5. Подведение итогов: каждая команда получает как минимум три коллективные оценки и каждый член группы – индивидуальную оценку за тест. Оценивается работа в группе, участие в презентации групповой работы, «экспертиза» остальных групп.
6. Домашнее задание: Задание варьируется по уровню подготовленности учащихся. Один из вариантов предполагает исследовательский характер задания.
1. Составить дома 2 аналогичные задачи.
2. Найдите максимальное число отличий
адиабатного процесса от изотермического
процесса. (Задание сопровождается пояснением
учителя: открыть окна соответствующих
компьютерных моделей одновременно и расположить
их на экране таким образом, чтобы они не
перекрывали друг друга).
7. Рефлексия: Каждый ученик вытягивает себе бумажку с фразой, которую надо продолжить.
- Вы, знаете, что сегодня на уроке я…
- Больше всего мне сегодня запомнилось…
- Самым интересным было…
Потом каждый учащийся, по желанию говорит классу, как он продолжил фразу
Использованная литература:
1. Касьянов В.А. Учебник физики: 10 класс. –
Дрофа, 2002.
2. Марон А.Е.,. Марон Е.А Физика 10 класс:
дидактические материалы. – Дрофа,2005.
3. Мультимедийный курс «Открытая Физика 2.5. Часть
I» – ФИЗИКОН, 2002.
4. Шалыгина И.В. Десять + 1 прием групповой
работы на уроке с использованием
информационного интегрированного продукта
«КМ-Школа».– «КиМ», 2006.
5. Программы для общеобразовательных учреждений.
Физика. Астрономия. – Дрофа, 2001.
6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. –
М., 1999.
7. Волковский Р.Ю., Тёмкина Д.А. Организация
дифференцированной работы учащихся при обучении
физике. – М., 1993.