Виртуальная лабораторная работа "Изопроцессы в газах" с использованием ресурсов мультимедийного курса "Открытая физика 2.5"

Разделы: Физика


Цель урока:  практическое доказательство зависимости трех макроскопических параметров идеального газа.

Задачи урока:

  • Диагностика знаний учащихся по темам: законы “Бойля-Мариотта”, “Гей-Люссака”, “Шарля”.
  • Коррекция теоретических знаний по данным темам.
  • Виртуальное  подтверждение законов “Бойля – Мариотта”, “Гей-Люссака”, “Шарля”.
  • Теоретическое обобщение и подтверждение зависимости макроскопических параметров.

Формы и методы работы:

  • Тестирование.
  • Беседа.
  • Презентация.
  • Виртуальная лабораторная работа.
  • Кооперировано-групповая работа учащихся.

Тип урока: Виртуальная лабораторная работа.

Оборудование к уроку:

  • Компьютер, с рекомендуемыми техническими требованиями  (см. на диске);
  • Мультимедийный курс «Открытая Физика 2.5. Часть I»;
  • Видеопроектор, экран.

Длительность: 2 урока.

ХОД УРОКА

1. Организация урока.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Мотивация мысленной деятельности учащихся: работа с тестами по пройденному материалу.
4. Презентация:
3. Выполнение практической работы.
4. Обобщение полученных результатов.
5. Подведение итогов.
6. Рефлексия.

Урок начинается с  авторской презентации, которая сопровождает его на всем протяжении (Приложение 1). При этом  слайд № 4 остается на доске во время выполнения лабораторной работы, т.к. не все учащиеся имеют одинаковый опыт работы с компьютером и дополнительно имеют возможность проверки  выполнения заданий.

1. Диагностика знаний: учащиеся выполняют тесты по данной теме (Варианты тестов предложены в пособии для 10 классов А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика 10 класс: дидактические материалы). Каждый ученик после окончания тестирования сам оценивает свою работу на листке. Двое учащихся выполняют аналогичные задания у доски.

2. Презентация: Во время показа презентации (слайд № 2) учащимся сообщается цель урока, выполняется коррекция теоретических знаний: качество выполнения тестов (слайды 3–5) и ставиться учебная задача (слайд № 4). Класс делиться на три группы, что соответствует количеству лабораторных работ в «Открытой физике» по данной теме.

  • C:\Program Files\Physicon\Open Physics 2.5 part 1\content\chapter1,2,3;
  • выполнить 6  вопросов и заданий к лабораторной работе с  экспериментальной проверкой;
  • составить отчет в виде решенных задач (или на бланке);
  • сделать вывод.

Число  групп – «троек» зависит от количества компьютеров в медиа-кабинете.

3. Выполнение виртуальной лабораторной работы: При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчётные задачи учащимся рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа.

4. Обобщение полученных результатов: на выбор предоставляется слово одной из групп. В выступлении принимают участие все члены группы (один демонстрирует полученные графики, другой – комментирует выводы по первому заданию, третий – докладывает результаты по второму заданию и т.д.) Учитель и другие учащиеся слушают выступление первой группы, задают вопросы, включаются в обсуждение результатов и выводов по каждому заданию, предлагая свои выводы, если они расходятся с результатами выступающей команды, поддерживают совпадающие результаты. Учащиеся и учитель имеют право адресовать вопросы любому члену выступающей команды,  таким образом, становясь «экспертной комиссией».

5. Подведение итогов:  каждая команда получает как минимум три коллективные оценки и каждый член группы – индивидуальную оценку за тест. Оценивается работа в группе, участие в презентации групповой работы, «экспертиза» остальных групп.

6. Домашнее задание: Задание варьируется по уровню подготовленности учащихся. Один из вариантов предполагает исследовательский характер задания.

1. Составить дома 2 аналогичные задачи.
2. Найдите максимальное число отличий адиабатного процесса от изотермического процесса. (Задание сопровождается пояснением учителя: открыть окна соответствующих компьютерных моделей одновременно и расположить их на экране таким образом, чтобы они не перекрывали друг друга).

7. Рефлексия: Каждый ученик вытягивает себе бумажку с фразой, которую надо продолжить.

  1. Вы, знаете, что сегодня на уроке я…
  2. Больше всего мне сегодня запомнилось…
  3. Самым интересным было…

Потом каждый учащийся, по желанию говорит классу, как он продолжил фразу

Использованная литература:

1. Касьянов В.А. Учебник физики: 10 класс. – Дрофа, 2002.
2. Марон А.Е.,. Марон Е.А Физика 10 класс: дидактические материалы. – Дрофа,2005.
3. Мультимедийный курс «Открытая Физика 2.5. Часть I» – ФИЗИКОН, 2002.
4. Шалыгина И.В. Десять + 1 прием групповой работы на уроке с использованием   информационного интегрированного продукта «КМ-Школа».– «КиМ», 2006.
5. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. – Дрофа, 2001.
6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М., 1999.
7. Волковский Р.Ю., Тёмкина Д.А. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике. – М., 1993.