Тема: «Живая природа. Животные».
Цель: Вывести учащихся на самостоятельную классификацию объектов живой природы.
Задачи:
- Расширить кругозор детей по теме: «Животные».
- Развивать наблюдательность, делать выводы.
- Воспитывать в детях любовь и заботу к природе.
Оборудование: мультимедийная установка; мягкая игрушка – птица Каркуша; раздаточный материал (иллюстрации животных)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Перед уроком дети читают стихи.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
II. Проверка знаний полученных на прошлых уроках
Беседа учителя с учениками.
Учитель: О какой природе шла речь на
прошлом уроке?
Ученик: О живой.
Учитель: По каким признакам ученые
объединяют живую природу в одну группу?
Ученик: Живая природа рождается, дышит,
питается, растет, размножается, умирает. (На
экране появляется схема – Приложение
1)
Учитель: На какие 4 царства ученые делят
живую природу?
Ученик: Живую природу делят на царства:
растения, грибы, животные и микробы. (На экране
появляется схема)
Учитель: В какое царство мы
путешествовали на прошлом уроке?
Ученик: Мы путешествовали в царство
растений.
Учитель: Проведем минуту отдыха.
Учитель называет названия деревьев, дети
встают на носочки, руки поднимают вверх. Называя
кустарники, дети полуприседают, руки ставят на
пояс. Называя травянистые растения, дети садятся
на корточки и опускают голову.
Учитель хвалит детей за правильно выполненные
упражнения.
III. Игровой момент
Стук в дверь класса. В гости к ребятам прилетела ворона Каркуша. Принесла в клюве конверт.
Учитель: Ребята давайте посмотрим, что внутри конверта. Это загадки. Каркуша сказала, что отгадав их, мы узнаем в какое царство живой природы попадем. (На экране появляются отгадки, после того как дети отгадывают предмет)
«Не зверь, не птица, всего боится
Половит мух и в воду плюх» (Лягушка)
- «Чик-чирик!
К зернышку – прыг.
Клюй не робей.
Кто же это? (Воробей) - «Шевелится у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел» (Бабочка) - «Живу глубоко
Плыву легко
Зубастая, большая
Я рыба морская» (Акула) - «Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный» (Волк) - «Угадайте, что за шапка
Меха белого охапка
Шапка прыгает в бору
У стволов грызет кору» (Заяц)
Учитель: Как одним словом назвать все
отгадки?
Ученик: Все отгадки являются животными.
Учитель: В какое царство живой природы
мы отправимся?
Ученик: Мы отправимся в царство
животных. (На экране появляется схема)
Наука о животных называется зоология.
Учитель: На уроке Каркуша будет нашей
гостьей.
IV. Знакомство с новым материалом
Ученым известно около 1 мил. 500 тыс.
животных. (На экране появляется схема).
Это много или мало?
Ученик: Звучат разные ответы детей,
ребята высказывают свое мнение.
Учитель: Ребята, так как на земле
животных очень большое количество, ученые
поделили их на группы, для того чтобы удобнее их
было изучать. А на какие группы ученые делят
животных, нам поможет ответить учебник: «Мы и
окружающий мир» С.21.
Учитель: Прочитайте, на какие группы
поделили ученые животных. (Дети зачитывают
группы животных (на стр.21) и одновременно
рассматривают их на экране).
Задачи урока: наша задача на уроке, узнать, по каким признакам ученые делят животных на группы, и постараться самим некоторых животных распределить по группам. Для этого нам предстоит рассмотреть каждую группу животных.
V. Проводится минутка отдыха
Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз – расой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась
И на место приземлилась.
Учитель: Как вы думаете, к какой группе
относится стрекоза?
Ученик: К группе насекомых.
Учитель: А каких насекомых вы еще
знаете? Звучат ответы детей.
Рассмотрите группу насекомых и скажите, по каким
внешним признакам они относятся к одной группе? (Звучат
ответы детей).
Ребята 1 звездочки выполняли исследовательскую
работу по этой группе. Давайте послушаем их
сообщение.
Выступает один ученик у доски: на земле более 1
миллиона насчитывается насекомых; у
насекомых 2 – 6 ног, пара усиков, 1 – 2 пары крыльев,
тело состоит из трех частей.
Учитель: Ребята, а паук это насекомое?
Как вы думаете и почему?
Существует отдельная группа: паукообразные.
А чем они отличаются от насекомых, рассмотрим на
экране (на экране появляется иллюстрации
паукообразных).
Звучат ответы детей.
– Исследовательскую работу по этой группе проводила 2 звездочка. Давайте заслушаем их сообщение (Пауки имеют 8 ног, 8 глаз, тело состоит из двух частей, нет крыльев. На брюшке есть несколько бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нитки – паутинки).
Учитель: Рассмотрим следующую группу животных – рыбы.
Дети, рассматривая иллюстрации, рассказывают, что знают о рыбах.
– По этой группе животных выступает 3 звездочка (На земле существует более 20 тысяч разновидностей рыб. Живут они в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста. Тело их покрыто чешуей. Дышат при помощи жабр, кислородом растворенным в воде).
Учитель: Ребята, Каркуша спрашивает к
какой группе вы отнесете ее?
Ученик: Она относится к группе –
птицы.
Учитель: Рассмотрим группу птиц (На
экране появляются иллюстрации птиц).
– А что вы знаете о птицах? (Звучат ответы
детей)
С сообщением о птицах, выступает 4 звездочка
(Ученые насчитывают на земле 8 тыс. 600
разновидностей птиц. Птицы имеют две конечности,
2 крыла, клюв, тело покрыто пухом, перьями, умеют
летать).
VI. Воспитательный момент
Учитель: Каркуша прилетела к нам из
леса, чтобы напомнить о том, как тяжело живется
птицам зимой. Знаете ли вы как помочь птицам?
Ученик: Необходимо повесить кормушки и
следить, чтобы в них всегда был корм.
Учитель: Каркуша предлагает
просмотреть видеофильм о жизни птиц нашего края.
После просмотра видеофильма, учитель предлагает после уроков наполнить кормушки кормом.
Рассматривается следующая группа животных – земноводные. (На экране появляются иллюстрации земноводных)
Учитель: Знаете ли вы, почему эта группа называется земноводные? (Звучат ответы детей)
Сообщение об этой группе сделает нам 5 звездочка (Земноводные – это животные, которые живут как в воде, так и на земле. Их насчитывается 3 тыс. 400 разновидностей).
Учитель: Ребята, как вы думаете, кто
такие пресмыкающиеся? (На экране
появляются иллюстрации пресмыкающихся)
Пресмыкающиеся, это животные которые
передвигаются ползком на брюхе. Тело их покрыто
чешуйками или панцирем. Их насчитывается 6
тысяч разновидностей.
Учитель: Ребята, как вы считаете, как
можно назвать группу животных, которые
вскармливают детенышей молоком?
Ученик: Эта группа называется – млекопитающие.
Учитель: Млекопитающие – это те же
звери. Тело их покрыто шерстью. У большинства
млекопитающих детеныши рождаются весной.
Учитель: Ребята, какую группу животных
осталось рассмотреть?
Ученик: Осталась группа –
моллюсков.
Учитель: Моллюски – это беспозвоночные,
мягкотелые животные, обычно без внутреннего
скелета, тело покрыто раковиной.
VII. Минутка отдыха
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
На уроках не скучаем
Пишем, думаем, считаем
Очередь пришла играть
И ответы выбирать
VIII. Закрепление материала
Игра по звездочкам.
В классе 5 звездочек. В каждой звездочке свой командир. Каждая команда получает задание: выделить только тех животных, которые относятся к данной группе.
- 1 звездочка выделяет группу рыб.
- 2. звездочка выделяет группу птиц.
- 3. звездочка выделяет группу насекомых.
- 4. звездочка выделяет группу паукообразных.
- 5. звездочка выделяет группу моллюсков.
По окончания работы каждая звездочка называет свои ответы. Дети проверяют на экране.
Учитель: Ребята, о каком царстве живой
природы мы говорили на уроке?
Ученик: Мы разговаривали о царстве
животных.
Учитель: Назовите животных, которые
водятся в нашей местности? Звучат ответы детей.
Учитель: На прошлых уроках мы
беседовали с вами о том, что такое Красная книга.
Для чего она нужна?
Ученик: Красная книга нужна для того,
чтобы вносить в нее животный и растительный мир,
который подвергается исчезновению и нуждается в
нашей защите. Все, что занесено в Красную книгу
охраняется законом.
Учитель: Я предлагаю рассмотреть
некоторые виды животных, которые занесены в
Красную книгу Чувашской республики. (На экране
появляются иллюстрации животных)
IX. Итог
Учитель: Что важного, нужного и
интересного вы узнали на уроке?
Ученик: Звучат ответы детей.
Учитель: Каркуша благодарит вас за
интересный урок. Она осталась очень довольна и
желает вам что-то сказать. Вы узнаете это, когда
отгадаете ребус.
Моль" —(картинка лось)''— день"'—""(иллюстрация – кисть руки)!
Получилось слово – МОЛОДЦЫ!