Живая природа. Животные

Разделы: Начальная школа


Тема: «Живая природа. Животные».

Цель: Вывести учащихся на самостоятельную классификацию объектов живой природы.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей по теме: «Животные».
  • Развивать наблюдательность, делать выводы.
  • Воспитывать в детях любовь и заботу к природе.

Оборудование: мультимедийная установка; мягкая игрушка – птица Каркуша; раздаточный материал (иллюстрации животных)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Перед уроком дети читают стихи.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

II. Проверка знаний полученных на прошлых уроках

Беседа учителя с учениками.

Учитель: О какой природе шла речь на прошлом уроке?
Ученик: О живой.
Учитель: По каким признакам ученые объединяют живую природу в одну группу?
Ученик: Живая природа рождается, дышит, питается, растет, размножается, умирает. (На экране появляется схема – Приложение 1)
Учитель: На какие 4 царства ученые делят живую природу?
Ученик: Живую природу делят на царства: растения, грибы, животные и микробы. (На экране появляется схема)
Учитель: В какое царство мы путешествовали на прошлом уроке?
Ученик: Мы путешествовали в царство растений.
Учитель: Проведем минуту отдыха.

Учитель называет названия деревьев, дети встают на носочки, руки поднимают вверх. Называя кустарники, дети полуприседают, руки ставят на пояс. Называя травянистые растения, дети садятся на корточки и опускают голову.
Учитель хвалит детей за правильно выполненные упражнения.

III. Игровой момент

Стук в дверь класса. В гости к ребятам прилетела ворона Каркуша. Принесла в клюве конверт.

Учитель: Ребята давайте посмотрим, что внутри конверта. Это загадки. Каркуша сказала, что отгадав их, мы узнаем в какое царство живой природы попадем. (На экране появляются отгадки, после того как дети отгадывают предмет)

«Не зверь, не птица, всего боится
Половит мух и в воду плюх» (Лягушка)

  1. «Чик-чирик!
    К зернышку – прыг.
    Клюй не робей.
    Кто же это? (Воробей)
  2. «Шевелится у цветка
    Все четыре лепестка
    Я сорвать его хотел
    Он вспорхнул и улетел» (Бабочка)
  3. «Живу глубоко
    Плыву легко
    Зубастая, большая
    Я рыба морская» (Акула)
  4. «Кто зимой холодной
    Ходит злой, голодный» (Волк)
  5. «Угадайте, что за шапка
    Меха белого охапка
    Шапка прыгает в бору
    У стволов грызет кору» (Заяц)

Учитель: Как одним словом назвать все отгадки?
Ученик: Все отгадки являются  животными.
Учитель: В какое царство живой природы мы отправимся?
Ученик: Мы отправимся в царство животных. (На экране появляется схема)
Наука о животных называется зоология.
Учитель: На уроке Каркуша будет нашей гостьей.

IV. Знакомство с новым материалом

Ученым известно около 1 мил. 500 тыс. животных. (На экране появляется схема). Это много или мало?
Ученик: Звучат разные ответы детей, ребята высказывают свое мнение.
Учитель: Ребята, так как на земле животных очень большое количество, ученые поделили их на группы, для того чтобы удобнее их было изучать. А на какие группы ученые делят животных, нам поможет ответить учебник: «Мы и окружающий мир» С.21.
Учитель: Прочитайте, на какие группы поделили ученые животных. (Дети зачитывают группы животных (на стр.21) и одновременно рассматривают их на экране).

Задачи урока: наша задача на уроке, узнать, по каким признакам ученые делят животных на группы, и постараться самим некоторых животных распределить по группам. Для этого нам предстоит рассмотреть каждую группу животных.

V. Проводится минутка отдыха

Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз – расой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась
И на место приземлилась.

Учитель: Как вы думаете, к какой группе относится стрекоза?
Ученик: К группе насекомых.
Учитель: А каких насекомых вы еще знаете? Звучат ответы детей.
Рассмотрите группу насекомых и скажите, по каким внешним признакам они относятся к одной группе? (Звучат ответы детей).
Ребята 1 звездочки выполняли исследовательскую работу по этой группе. Давайте послушаем их сообщение.
Выступает один ученик у доски: на земле более 1 миллиона насчитывается насекомых; у насекомых 2 – 6 ног, пара усиков, 1 – 2 пары крыльев, тело состоит из трех частей.
Учитель: Ребята, а паук это насекомое? Как вы думаете и почему?
Существует отдельная группа: паукообразные. А чем они отличаются от насекомых, рассмотрим на экране (на экране появляется иллюстрации паукообразных).

Звучат ответы детей.

– Исследовательскую работу по этой группе проводила 2 звездочка. Давайте заслушаем их сообщение (Пауки имеют 8 ног, 8 глаз, тело состоит из двух частей, нет крыльев. На брюшке есть несколько бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нитки – паутинки).

Учитель: Рассмотрим следующую группу животных – рыбы.

Дети, рассматривая иллюстрации, рассказывают, что знают о рыбах.

– По этой группе животных выступает 3 звездочка (На земле существует более 20 тысяч разновидностей рыб. Живут они в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста. Тело их покрыто чешуей. Дышат при помощи жабр, кислородом растворенным в воде).

Учитель: Ребята, Каркуша спрашивает к какой группе вы отнесете ее?
Ученик: Она относится к группе – птицы.
Учитель: Рассмотрим группу птиц (На экране появляются иллюстрации птиц).
– А что вы знаете о птицах? (Звучат ответы детей)
С сообщением о птицах, выступает 4 звездочка (Ученые насчитывают на земле 8 тыс. 600 разновидностей птиц. Птицы имеют две конечности, 2 крыла, клюв, тело покрыто пухом, перьями, умеют летать).

VI. Воспитательный момент

Учитель: Каркуша прилетела к нам из леса, чтобы напомнить о том, как тяжело живется птицам зимой. Знаете ли вы как помочь птицам?
Ученик: Необходимо повесить кормушки и следить, чтобы в них всегда был корм.
Учитель: Каркуша предлагает просмотреть видеофильм о жизни птиц нашего края.

После просмотра видеофильма, учитель предлагает после уроков наполнить кормушки кормом.

Рассматривается следующая группа животных – земноводные. (На экране появляются иллюстрации земноводных)

Учитель: Знаете ли вы, почему эта группа называется земноводные? (Звучат ответы детей)

Сообщение об этой группе сделает нам 5 звездочка (Земноводные – это животные, которые живут как в воде, так и на земле. Их насчитывается 3 тыс. 400 разновидностей).

Учитель: Ребята, как вы думаете, кто такие пресмыкающиеся? (На экране появляются иллюстрации пресмыкающихся)
Пресмыкающиеся, это животные которые передвигаются ползком на брюхе. Тело их покрыто чешуйками или панцирем. Их насчитывается 6 тысяч разновидностей.

Учитель: Ребята, как вы считаете, как можно назвать группу животных, которые вскармливают детенышей молоком?
Ученик: Эта группа называется –  млекопитающие.
Учитель: Млекопитающие – это те же звери. Тело их покрыто шерстью. У большинства млекопитающих детеныши рождаются весной.
Учитель: Ребята, какую группу животных осталось рассмотреть?
Ученик: Осталась группа – моллюсков.
Учитель: Моллюски – это беспозвоночные, мягкотелые животные, обычно без внутреннего скелета, тело покрыто раковиной.

VII. Минутка отдыха

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
На уроках не скучаем
Пишем, думаем, считаем
Очередь пришла играть
И ответы выбирать

VIII. Закрепление материала

Игра по звездочкам.

В классе 5 звездочек. В каждой звездочке свой командир. Каждая команда получает задание: выделить только тех животных, которые относятся к данной группе.

  • 1 звездочка выделяет группу рыб.
  • 2. звездочка выделяет группу птиц.
  • 3. звездочка выделяет группу насекомых.
  • 4. звездочка выделяет группу паукообразных.
  • 5. звездочка выделяет группу моллюсков.

По окончания работы каждая звездочка называет свои ответы. Дети проверяют на экране.

Учитель: Ребята, о каком царстве живой природы мы говорили на уроке?
Ученик: Мы разговаривали о царстве животных.
Учитель: Назовите животных, которые водятся в нашей местности? Звучат ответы детей.
Учитель: На прошлых уроках мы беседовали с вами о том, что такое Красная книга. Для чего она нужна?
Ученик: Красная книга нужна для того, чтобы вносить в нее животный и растительный мир, который подвергается исчезновению и нуждается в нашей защите. Все, что занесено в Красную книгу охраняется законом.
Учитель: Я предлагаю рассмотреть некоторые виды животных, которые занесены в Красную книгу Чувашской республики. (На экране появляются иллюстрации животных)

IX. Итог

Учитель: Что важного, нужного и интересного вы узнали на уроке?
Ученик: Звучат ответы детей.
Учитель: Каркуша благодарит вас за интересный урок. Она осталась очень довольна и желает вам что-то сказать. Вы узнаете это, когда отгадаете ребус.

Моль" —(картинка лось)''— день"'—""(иллюстрация – кисть руки)!

Получилось слово – МОЛОДЦЫ!