Тема. Родственные (однокоренные) слова .
Цель: познакомить с двумя признаками однокоренных слов; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: словарные слова, картинки колобка, лисы, мостика, таблица “Признаки однокоренных слов”.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Сегодня у нас в гостях Колобок – герой русской народной сказки. Чтобы испечь такой Колобок нужно хорошо замесить тесто. (Дети выполняют упражнение для пальчиков.) А пока он испечется, запишите число, классная работа.
2. Испекся Колобок, положили его на окошко остужать, а он... что сделал? (Убежал.) Посмотрите, какой извилистой дорожкой бежал наш герой.
Минутка чистописания.
хорошо хлеб пахнет
– На что похожа эта группа слов? (На предложение.)
– А что надо исправить, чтобы получилось предложение? (Заглавная буква вначале и знак в конце.)
– Можно ли в этом предложении переставить слова местами? Как?
– С каким чувством надо произносить его?
– Какой знак нужно поставить в конце нашего предложения?
– Какое это предложение? (Восклицательное.)
Ученик на доске записывает предложение, подчеркивает главные члены, ставит вопрос к второстепенному.
– Ребята, как нужно относиться к хлебу?
– А какие пословицы о хлебе вы знаете?
3. Катился, катился Колобок и повстречал на пути речку, а через нее мостик. Осторожно наступал он, проверял каждое бревнышко.
А нам Колобок предлагает вставить пропущенную букву в словарные слова.
Дети записывают с комментированием: девочка, платок, пальто, сапоги, весело, береза, собака, ребята.
Составьте устно небольшой рассказ, используя эти слова.
4. И вот Колобок оказался у нас в классе. Он хочет узнать, что мы будем изучать сегодня на уроке. Дети читают тему урока на с.43 учебника.
Родственные (однокоренные) слова.
1) Колобок хочет узнать, какие слова называются родственными. А вы хотите? Тогда слушайте сказку.
Учитель рассказывает сказку и показывает картинки и слова.
“Как-то раз слон и кот решили отправиться в путешествие. Слон был добрый и воспитанный. Он сразу стал называть кота ласково – котик. Кот решил не оставаться в долгу и тоже показал свою воспитанность. “Спасибо тебе, котик, что меня так ласково называешь, – поблагодарил слон. А вот когда я был совсем маленьким, мама называла меня слоненок”. “Да, – ответил кот, – моя мама тоже любила меня и ласково называла котенок”. Задумались кот и слон, смотрят на свои названия: кот, котик, котенок; слон, слоник, слоненок. Вроде похожи слова, но и отличаются. Никак не поймут, что эти слова родственные, ведь они близки по смыслу и имеют общую часть – корень”.
2) Прочитайте вопрос Почемучки. – Какие слова называются родственными?
Дети называют два признака родственных слов. Учитель на доске вывешивает карточки:
На доске слова:
Слон, слоник, слоненок.
Кот, котик, котенок.
– Как можно назвать слова каждой строчки? Почему? Запишем эти слова. Выделим общую часть дугой.
3) Прочитайте правило на с.43 учебника.
– Как называется та часть слова, которую мы выделяем дугой?
– Как мы теперь будем называть родственные слова?
4) Колобок мне сказал, что он устал. Давайте ему покажем, как мы умеем отдыхать.
Физминутка “Яблонька”
У дороги яблонька стоит.
А на ветках яблочко висит.
Сильно ветку я потряс,
Вот уж яблочко у нас.
В сочно яблочко вопьюсь.
Ой, какой приятный вкус.
– Ребята, а есть ли в этом стихотворении родственные слова? (Яблонька, яблочко)
– Почему вы решили, что они однокоренные?
5) Класс самостоятельно выполняет упражнение 292 из учебника.
6) У Колобка зарябило в глазах, устали глазки. Дети выполняют зарядку для глаз.
7) В конце сказки Колобок повстречался с лисой. (Учитель вывешивает картинку лисы.) Давайте подберем к слову лиса однокоренные слова.
Дети записывают: лиса, лисица, лисонька, лисята, лисья...
8) Разобрать задание упр. 293 из домашнего задания.
5. Итог урока
– С какими словами мы познакомились сегодня на уроке?
– Какие слова называются однокоренными?
– Что такое корень?
Наш Колобок загрустил. У всех слов есть родственные. А у него? Давайте и ему подберем однокоренное слово.