Урок рисования по теме: "Дымковская игрушка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 2


Цели:

  1. Воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки.
  2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма.
  3. Познакомить детей с дымковской игрушкой, научить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки-горошины).
  4. Развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки (на белом фоне алый, синий, зеленый, оранжевый, черный цвета).
  5. Упражнять в приемах рисования кистью (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка) элементов узора дымковской игрушки.

Оборудование:

  • Фигурки игрушек из бумаги.
  • Краски.
  • Кисти.
  • Банка с водой.
  • Дымковские игрушки (изделия и фотографии).
  • Изделия других народных промыслов.
  • Пластинка с русскими народными песнями.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка организации рабочих мест.

2. Повторение пройденного материала.

Звучит русская народная музыка.

Учитель:

– На уроках музыки вы слушали разную музыку и умеете ее различать. Какая музыка прозвучала?

– Посмотрите на доску, на эти изделия и постарайтесь объединить их с музыкой. (Приложение №1). Это изделия русских народных мастеров.

– Как по-другому называют такие изделия? (Декоративно-прикладное искусство).

– Давайте вспомним, с произведениями каких мастеров мы уже познакомились?

Сказочная роспись
Алых ягод россыпь
Отголоски лета
В зелени травы, золотой листвы. (Хохлома)

На зеленом на лугу
Пляшут девушки в кругу. (Семеновская роспись)

Синее чудо на белом фоне. (Гжель)

3. Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением мастеров декоративно-прикладного искусства. Кто будет внимательным, догадается, о чем идет речь.

Каждую весну жители города Вятки (ныне Киров) устраивали старинный народный праздник с шумным, озорным названием – “Свистунья”! Как вы думаемее, почему такое название?

Собирался народ на большой площади. У всех веселые, смеющиеся лица. Каждый бережно держит глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. Но игрушки эти особые: они одновременно и свистульки. Поэтому свист стоит на площади – летучий пронзительный свист с нежным горловым оттенком. Вот так праздник!

А игрушки для свиста делали в Дымковской слободе, что неподалеку от города, на низком берегу реки Вятки. В Дымкове жили, да и сейчас живут, замечательные мастерицы. Благодаря их трудам, слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных расписных игрушек.

…Жил-был баран Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках – красных, синих, желтых, белых, черных. Гулял баран по полям и горам, по лугам и лесам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова.

Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых и говорит:

– Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.

А волчий круг все уже. Баран и говорит:

– Ошибся я – есть и жирные головы.

А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:

– Жирную пару волков на ужин выбрал!

Сверкают при лунном свете золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек.

…Эту сказку любят вспоминать вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают – а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотри, какая красота!

Показ игрушек. (Приложение № 2)

– Посмотрите на эти игрушки. Кого они изображают? Из чего они сделаны? (Они сделаны из глины, затем их обжигали в печи для придания прочности. После этого игрушки покрыли белой краской и расписали разноцветными.) Посмотрите, какие яркие, радостные краски использовали мастера росписи. Какие цвета преобладают?

– Сравните все эти изделия и скажите, что их объединяет? (Это изделия народных мастеров).

– А чем работы дымковских мастеров отличаются от других?

  • Это игрушки.
  • Выполнены из глины.
  • Роспись по белому фону.
  • Узор геометрический.

– Сегодня я предлагаю вам самим стать дымковскими мастерами. Перед вами лежат фигурки барыни и коня. Попробуйте их расписать дымковской росписью.

(Показ образца росписи).

4. Работа детей под русскую народную музыку.

5. Выставка детских работ.

6. Итог урока.

– С каким народно-прикладным искусством познакомились?

– Для чего народ создает такие изделия?

Приложение