Цели:
- Воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма.
- Познакомить детей с дымковской игрушкой, научить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки-горошины).
- Развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки (на белом фоне алый, синий, зеленый, оранжевый, черный цвета).
- Упражнять в приемах рисования кистью (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка) элементов узора дымковской игрушки.
Оборудование:
- Фигурки игрушек из бумаги.
- Краски.
- Кисти.
- Банка с водой.
- Дымковские игрушки (изделия и фотографии).
- Изделия других народных промыслов.
- Пластинка с русскими народными песнями.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка организации рабочих мест.
2. Повторение пройденного материала.
Звучит русская народная музыка.
Учитель:
– На уроках музыки вы слушали разную музыку и умеете ее различать. Какая музыка прозвучала?
– Посмотрите на доску, на эти изделия и постарайтесь объединить их с музыкой. (Приложение №1). Это изделия русских народных мастеров.
– Как по-другому называют такие изделия? (Декоративно-прикладное искусство).
– Давайте вспомним, с произведениями каких мастеров мы уже познакомились?
Сказочная роспись
Алых ягод россыпь
Отголоски лета
В зелени травы, золотой листвы. (Хохлома)
На зеленом на лугу
Пляшут девушки в кругу. (Семеновская роспись)
Синее чудо на белом фоне. (Гжель)
3. Знакомство с новым материалом.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением мастеров декоративно-прикладного искусства. Кто будет внимательным, догадается, о чем идет речь.
Каждую весну жители города Вятки (ныне Киров) устраивали старинный народный праздник с шумным, озорным названием – “Свистунья”! Как вы думаемее, почему такое название?
Собирался народ на большой площади. У всех веселые, смеющиеся лица. Каждый бережно держит глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. Но игрушки эти особые: они одновременно и свистульки. Поэтому свист стоит на площади – летучий пронзительный свист с нежным горловым оттенком. Вот так праздник!
А игрушки для свиста делали в Дымковской слободе, что неподалеку от города, на низком берегу реки Вятки. В Дымкове жили, да и сейчас живут, замечательные мастерицы. Благодаря их трудам, слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных расписных игрушек.
…Жил-был баран Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках – красных, синих, желтых, белых, черных. Гулял баран по полям и горам, по лугам и лесам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова.
Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых и говорит:
– Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.
А волчий круг все уже. Баран и говорит:
– Ошибся я – есть и жирные головы.
А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:
– Жирную пару волков на ужин выбрал!
Сверкают при лунном свете золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек.
…Эту сказку любят вспоминать вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают – а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотри, какая красота!
Показ игрушек. (Приложение № 2)
– Посмотрите на эти игрушки. Кого они изображают? Из чего они сделаны? (Они сделаны из глины, затем их обжигали в печи для придания прочности. После этого игрушки покрыли белой краской и расписали разноцветными.) Посмотрите, какие яркие, радостные краски использовали мастера росписи. Какие цвета преобладают?
– Сравните все эти изделия и скажите, что их объединяет? (Это изделия народных мастеров).
– А чем работы дымковских мастеров отличаются от других?
- Это игрушки.
- Выполнены из глины.
- Роспись по белому фону.
- Узор геометрический.
– Сегодня я предлагаю вам самим стать дымковскими мастерами. Перед вами лежат фигурки барыни и коня. Попробуйте их расписать дымковской росписью.
(Показ образца росписи).
4. Работа детей под русскую народную музыку.
5. Выставка детских работ.
6. Итог урока.
– С каким народно-прикладным искусством познакомились?
– Для чего народ создает такие изделия?