Урок литературного чтения в 4-м классе по программе "Школа-2100" (1–4) на тему: "Сказки А.С. Пушкина"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Научить анализировать художественное произведение. Научить видеть особенности жанра сказки.
  2. Развивать в детях интерес к чтению сказок, умение разгадывать замысел автора.
  3. Воспитание положительных качеств характера личности.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок с использованием мультимедийного оборудования. Ребята! Кто из вас умеет работать на компьютере? У кого есть дома компьютер? А когда я была в вашем возрасте, я даже не видела компьютера. И сейчас мой сын намного больше знает о компьютерах, чем я, и лучше умеет на нем работать.

  • Почему так получается, что дети становятся умнее своих родителей? (Передают опыт от поколения к поколению.)
  • Как, происходит передача опыта? (Через книги)

Если бы не было книг, мы с вами до сих пор изобретали бы велосипед. Сегодня на уроке мы не только будем читать дивные сказки А.С. Пушкина, но и попытаемся разгадать, что хотел сказать автор своим произведением.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

К сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф. Прочитайте его: “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам – урок”.

  • Что такое эпиграф?

3. Словарная работа.

Найдите это слово в словаре. (2 человека работают со словарём С.И. Ожегова.) В это время слушаем предположения детей.

Я тоже нашла определение эпиграфа в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой в энциклопедии “Кирилла и Мифодия” на диске. Прочитайте его.

ЭПИГРАФ, – а, м. Изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.

4. Проверка домашнего задания.

  • Как вы думаете, кто автор нашего эпиграфа? Это один из тех людей, изображённых на экране. Вы, узнали этих писателей? (Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Василий Андреевич Жуковский)
  • Что объединяет этих людей? (сказочные произведения)

5. Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем говорить о сказках А.С.Пушкина. Именно он автор слов, отражающих идею нашего урока.

  • Какие сказки Пушкина Вы читали? Посмотрите на экран. Какие сказки вы знаете, но их нет на экране?

1. “Сказка о царе Салтане”.

2. “Сказка о рыбаке и рыбке”.

3. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

4. “Сказка о попе и работнике его Балде”.

  • Что общего во всех названиях?

Сравним с названиями русских народных сказок.

Почему слово “сказка” повторяется? (Подчёркивает сказочность “сказка – ложь…”)

6. Работа в тетрадях.

В рабочих тетрадях на стр. 42 сравним русские народные и сказки Пушкина. Что заметили? Какой вывод сделаем? Кто, привил любовь к сказкам Пушкину? (Арина Родионовна). С августа 1824 года по сентябрь 1826 года Пушкин жил в ссылке в селе Михайловском, где и написал свои сказки.

7. Работа над знанием текста.

Теперь мы узнаем, как внимательно вы читали сказки, запомнили ли детали?

Внимание на экран. Из какого, произведения эти строки? (“Сказка о попе и работнике его Балде”)

Игра “Угадай, кто сказал?”

  • “Ладно. Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моём подворье,

Окажи своё усердье и проворье.”

  • “Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…”
  • “Да вот верёвкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя корчить”.

  • “Здравствуй, Балда-мужичок;

Какой тебе надобен оброк?”

  • “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”

(Поп, Попадья, Балда, Бесёнок, Балда.)

8. Словарная работа.

Какое новое слово вам встретилось? Полба- разновидность пшеницы каша из неё.

9.Работа творческой группы.

Ответить на вопросы по содержанию сказки, как в игре “Кто хочет стать миллионером” (6 человек) Приложение 1

В это время весь класс играет в игру “Угадай, кто сказал?”.

10.Физминутка.

Проверяем работу творческой группы. Если ответ правильный – встали, если нет – сели.

11.Анализ художественного произведения.

Какие герои положительныё? Какие – отрицательные? Кто победил? Какие качества характера высмеивает автор? Сталкивались ли вы с такими людьми в жизни? Вернёмся к эпиграфу. Найдите сказочность, чему нас учит автор? Сделайте вывод.

12. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Переходим к следующему произведению. Посмотрите на слайд, отгадайте героев сказки, переставляя буквы. (Сказка о рыбаке и рыбке)

  • Абрык.
  • Тасхару.
  • Тасрик.

Сейчас проверим, как вы знаете эту сказку. Цифровой диктант. Учитель задаёт вопросы, а дети записывают на листочках, если согласны 1, если нет 0. (Приложение 2.) Обменялись листочками, проверили ответы с экраном. Да-1. Нет-0

Взаимопроверка: 100 100 100

13.Анализ художественного произведения.

Какие герои положительныё? Какие – отрицательные? Кто победил? Какие качества характера высмеивает автор? Сталкивались ли вы с такими людьми в жизни? Вернёмся к эпиграфу. Найдите сказочность, чему нас учит автор? Сделайте вывод.

14.Инсценировка художественного произведения.

Отгадайте сказку, в названии которой 19 слов.

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ”) Посмотрите инсценировку начала сказки, которую подготовили ребята.

15.Анализ художественного произведения.

Почему Пушкин выбрал такие имена? (подчеркнул сказочность). Как характеризуется царь? Зачитайте отрывки из текста. Вернёмся к эпиграфу.

Сделайте вывод.

16.Итог урока.

Понятен ли вам замысел Пушкина? Чему учат нас, его сказки? Перечислите особенности жанра сказки. На следующем уроке мы продолжим работу над “Сказкой о царе Салтане…”.

17.Выставление оценок.

Дети делятся мнениями об уроке.

Приложение