Цели урока:
- Научить анализировать художественное произведение. Научить видеть особенности жанра сказки.
- Развивать в детях интерес к чтению сказок, умение разгадывать замысел автора.
- Воспитание положительных качеств характера личности.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок с использованием мультимедийного оборудования. Ребята! Кто из вас умеет работать на компьютере? У кого есть дома компьютер? А когда я была в вашем возрасте, я даже не видела компьютера. И сейчас мой сын намного больше знает о компьютерах, чем я, и лучше умеет на нем работать.
- Почему так получается, что дети становятся умнее своих родителей? (Передают опыт от поколения к поколению.)
- Как, происходит передача опыта? (Через книги)
Если бы не было книг, мы с вами до сих пор изобретали бы велосипед. Сегодня на уроке мы не только будем читать дивные сказки А.С. Пушкина, но и попытаемся разгадать, что хотел сказать автор своим произведением.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
К сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф. Прочитайте его: “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам – урок”.
- Что такое эпиграф?
3. Словарная работа.
Найдите это слово в словаре. (2 человека работают со словарём С.И. Ожегова.) В это время слушаем предположения детей.
Я тоже нашла определение эпиграфа в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой в энциклопедии “Кирилла и Мифодия” на диске. Прочитайте его.
ЭПИГРАФ, – а, м. Изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.4. Проверка домашнего задания.
- Как вы думаете, кто автор нашего эпиграфа? Это один из тех людей, изображённых на экране. Вы, узнали этих писателей? (Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Василий Андреевич Жуковский)
- Что объединяет этих людей? (сказочные произведения)
5. Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем говорить о сказках А.С.Пушкина. Именно он автор слов, отражающих идею нашего урока.
- Какие сказки Пушкина Вы читали? Посмотрите на экран. Какие сказки вы знаете, но их нет на экране?
1. “Сказка о царе Салтане”.
2. “Сказка о рыбаке и рыбке”.
3. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
4. “Сказка о попе и работнике его Балде”.
- Что общего во всех названиях?
Сравним с названиями русских народных сказок.
Почему слово “сказка” повторяется? (Подчёркивает сказочность “сказка – ложь…”)
6. Работа в тетрадях.
В рабочих тетрадях на стр. 42 сравним русские народные и сказки Пушкина. Что заметили? Какой вывод сделаем? Кто, привил любовь к сказкам Пушкину? (Арина Родионовна). С августа 1824 года по сентябрь 1826 года Пушкин жил в ссылке в селе Михайловском, где и написал свои сказки.
7. Работа над знанием текста.
Теперь мы узнаем, как внимательно вы читали сказки, запомнили ли детали?
Внимание на экран. Из какого, произведения эти строки? (“Сказка о попе и работнике его Балде”)
Игра “Угадай, кто сказал?”
- “Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердье и проворье.”
- “Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…”
- “Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя корчить”.
- “Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?”
- “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”
(Поп, Попадья, Балда, Бесёнок, Балда.)
8. Словарная работа.
Какое новое слово вам встретилось? Полба- разновидность пшеницы каша из неё.
9.Работа творческой группы.
Ответить на вопросы по содержанию сказки, как в игре “Кто хочет стать миллионером” (6 человек) Приложение 1
В это время весь класс играет в игру “Угадай, кто сказал?”.
10.Физминутка.
Проверяем работу творческой группы. Если ответ правильный – встали, если нет – сели.
11.Анализ художественного произведения.
Какие герои положительныё? Какие – отрицательные? Кто победил? Какие качества характера высмеивает автор? Сталкивались ли вы с такими людьми в жизни? Вернёмся к эпиграфу. Найдите сказочность, чему нас учит автор? Сделайте вывод.
12. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Переходим к следующему произведению. Посмотрите на слайд, отгадайте героев сказки, переставляя буквы. (Сказка о рыбаке и рыбке)
- Абрык.
- Тасхару.
- Тасрик.
Сейчас проверим, как вы знаете эту сказку. Цифровой диктант. Учитель задаёт вопросы, а дети записывают на листочках, если согласны 1, если нет 0. (Приложение 2.) Обменялись листочками, проверили ответы с экраном. Да-1. Нет-0
Взаимопроверка: 100 100 100
13.Анализ художественного произведения.
Какие герои положительныё? Какие – отрицательные? Кто победил? Какие качества характера высмеивает автор? Сталкивались ли вы с такими людьми в жизни? Вернёмся к эпиграфу. Найдите сказочность, чему нас учит автор? Сделайте вывод.
14.Инсценировка художественного произведения.
Отгадайте сказку, в названии которой 19 слов.
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ”) Посмотрите инсценировку начала сказки, которую подготовили ребята.
15.Анализ художественного произведения.
Почему Пушкин выбрал такие имена? (подчеркнул сказочность). Как характеризуется царь? Зачитайте отрывки из текста. Вернёмся к эпиграфу.
Сделайте вывод.
16.Итог урока.
Понятен ли вам замысел Пушкина? Чему учат нас, его сказки? Перечислите особенности жанра сказки. На следующем уроке мы продолжим работу над “Сказкой о царе Салтане…”.
17.Выставление оценок.
Дети делятся мнениями об уроке.