Использование игры при формировании вычислительных навыков

Разделы: Начальная школа


Задача учителя – научить каждого  ребенка самостоятельно учиться, сформировать у  него потребность активно  относиться к учебному  процессу.  Одно  из средств, содержащих реальную  возможность осуществления  этой важной  задачи, –  игра,  которая способствует развитию умственной деятельности детей.

Целенаправленное  включение игры повышает интерес детей к работе,  усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что  дети,  увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные  умения, знания и навыки. Не  надо забывать,  что  игра  для ребят – это самая  настоящая учеба.  

Игра делает отдельные элементы урока эмоционально насыщенными,  вносит бодрый  настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой: праздничное оформление класса, красочную оригинальность наглядности,  драматизацию  математического  задания,  наконец, стройность  мыслей при решении логической  задачи.

Однако  игра не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания  игры всегда должна  отчетливо выдвигаться  на  передний  план. Только тогда она будет  выполнять  свою  роль в математическом развитии детей и  воспитании  интереса  их  к математике.

При организации математических  и логических игр  необходимо  придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформированными, доступными для  понимания младших школьников. Если  материал посилен  только отдельным ученикам, а  остальные  либо не понимают  правила,  либо слабо  разбираются  в содержании математической  или  логической стороны игры, то она не вызовет интереса  детей и  будет проводиться только  формально.

2. Игра не будет содействовать выполнению педагогических  целей, если она вызывает слишком бурную реакцию у ребят,  но не  дает достаточной пищи для непосредственной
мыслительной  деятельности, не  развивает математическую  зоркость их и  внимание.

3. Игра не даст  должного  эффекта, если  дидактический  материал к ней  для  детей изготовлять сложно или использовать его во  время игры не  совсем удобно.

4. При  проведении игры, связанной  с соревнованием команд,  должен  быть обеспечен контроль за его результатами со  стороны  всего коллектива присутствующих  учеников. Учет результатов соревнования должен  быть открытым,  ясным  и справедливым. Ошибки в  учете,  неясности в самой организации учета приводят к  несправедливым выводам о победителях, а следовательно, и к недовольству участников  игры.

5. Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из них  станет  активным их  участником.  Длительное  ожидание  своей очереди для  включения  в игру  снижает  интерес  детей к этой   игре.

6. Если  на  нескольких занятиях проводятся игры, связанные  со сходными  мыслительными  действиями, то по содержанию математического  материала должны соблюдаться принципы – от простого  к  сложному,  от  конкретного к абстрактному. Это  положение особенно последовательно  и  строго надо соблюдать при проведении логических игр.

7. На  занятиях по математике  игры имеют  познавательное  значение, поэтому в них на первый план выдвигается  умственная  задача, для  решения которой в  мыслительной деятельности  должны  использовать сравнения, анализ и синтез, суждения  и  умозаключения.  В этих  играх должны  высказываться  суждения  и умозаключения.  Тогда они  будут содействовать не  только формированию логического мышления младших школьников,  но  и правильной,  четкой, краткой  речи.  В  дидактических  играх дети должны  словесно,  с  учетом правильной терминологии указывать в необходимых случаях признаки, понятия,  взаимосвязи  и отношения между понятиями.

8. В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие,  решено конкретное задание. Игру не следует  обрывать  незавершенной. Только при этих условиях она  оставит  след в сознании   ребят.

Все дидактические игры по своей структуре можно разделить на 2 группы: сюжетно- ролевые и игры-упражнения. В сюжетно-ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое  правило.  К таким играм относятся: «Определи маршрут  корабля», «Где произойдет  стыковка космических кораблей?», «Кому подается  мяч?», «Телефон»  и другие. Наиболее притягательную  силу для  младших школьников имеют  те роли, которые дают возможность проявлять высокие моральные качества  личности:  честность, смелость, остроумие,  смекалку (роль капитана команды, роль разведчика,  роль  покупателя  или продавца  и др.) Поэтому  такие  игры  содействуют не только  выработке отдельных математических навыков, но  и остроты   и логичности мысли.  В  частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, так  как  любая игра  проводится  по соответствующим правилам.  Включаясь в игру,  ученик выполняет  определенные  правила;  при этом он подчиняется  самим  правилам  не  по принуждению, а  совершенно добровольно, иначе не будет  игры. А выполнение  правил бывает связано  с преодолением трудностей, с  проявлением настойчивости.
Математические игры часто  бывают связаны  с определенными сюжетами. Сюжеты их весьма простые, рассчитанные на детское воображение. Иногда эти  сюжеты подсказываются названием игры: «Поймай рыбку»,  «Борьба за цифру»,  «Таблицу  знаю»  и др. В ряде игр сюжет связан  с путешествиями: «Полет в космос», «Узнай, какая дорога ведет  в лес». Сюжеты героического поиска, романтика  путешествий в этих играх питают воображение младших  школьников. Военизированные сюжеты также популярны среди детей  (например, игра   «Преодолей  пост»).

В организации и  проведении сюжетно-дидактических игр можно  условно выделить  три этапа. На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер.  Ведущая  роль здесь принадлежит учителю. Он направляет развитие сюжета,  следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.

На втором  этапе сюжетно-дидактическая игра  перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев  организуется детьми, успешно овладевшими  счетом  и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети.  Учитель принимает участие в игре  в основном на второстепенных ролях.

Третий этап  характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно–ролевых игр по инициативе детей. Все роли,  в том числе и включающие  счет  и измерение, самостоятельно,  с большим желанием  и интересом разыгрывают  дети.  Учитель – активный наблюдатель.

Во  многих играх  взят  принцип соревнования между группами ребят.  Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в  виду, что лучше,  когда  соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, сидящих в  одном  ряду парт, класса, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но  и побуждали к  этому своих  товарищей, помогали  им.  Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в  частности,  в названии игр: «Кто скорее, кто вернее», «Хоккей» и  др.

На каждом уроке математики, я стремлюсь создать такую учебную  ситуацию, которая позволила бы   каждому  ребенку проявить себя.  Такую ситуацию  помогает создать игра,  которая способствует  и  развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов,  подобранных на  одну  тему, тесно связанных с материалом учебника, дают  большой   результат. У детей начальных классов фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он  принимает  те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. На уроках  стараюсь провести игру, игровые упражнения, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Мой девиз – учить играя.  И это не  мешает обучению  детей, а, наоборот,  помогает детям знакомиться с новым для  них  учебным материалом, закреплять изученный материал.
Приведу некоторые  игры  и игровые моменты, которые я часто провожу, обучая детей математике.  Важно с самого  начала заинтересовать ребенка, поэтому урок начинаю с игрового момента.

– Сегодня в гости к нам пришел сказочный герой. Все хотят  помочь своему любимцу.  Дети стараются писать, считать,  читать так, чтобы на них обратил  внимание и  похвалил наш гость.  На урок  к нам приходят Веселые человечки. Они приносят в разноцветных конвертах задания, например,  сравнить  числа,  решить  примеры или задачи  и др.

Однажды на урок пришли любимые детские  игрушки. Среди  игрушек и русская  матрешка. Эта игрушка с секретом. Открываем по одной  матрешке и  в каждой задание (счет в прямом  и обратном направлении; счет через два,  три, четыре,  пять; по составу;  составление  задачи и др.).

Перед Новым годом дети встречаются с  Дедом Морозом. Выполнив все  его  задания (нахождение ошибок в примерах и исправление их) дети помогают Деду Морозу вернуть похищенную Снегурочку.

Ребята моего класса  очень любят  путешествовать, поэтому  я  часто провожу игры – путешествия. Так, в один из  дней отправились на  паруснике открывать новые острова: острова  цветных цифр  (красные – счет от1  до 20 или  через 1, 2; синие – обратный счет); задачные – жители которых  только  и делают, что решают задачи. Пробуем решить  их. Но что  это? Начинается шторм – это разгневался Черномор. Он требует выкупа. Черномор отпускает  нас после того, как  мы выполним его  задания.

В страну Математика  отправляемся на  поезде,  который  составляем  сами. Там увидели много интересного: удивительное дерево, на котором растут  цифры и арифметические знаки. Заглянули в домик, в котором поссорились числа.  Помогли им занять свои места.  Встретили первого жителя страны  –  мудреца  математики.  Он предложил нам решить  интересные задачи, посмотрел, как мы пишем в тетради.

Попали еще в одну страну. Удивительную и  непонятную. Все здесь  странно.  Деревья растут вверх корнями, пять  находится в  плену у двойки и другие. Решив правильно задачи и примеры,  мы навели порядок в  этой  стране: освободили пять, правильно посадили деревья.

При закреплении знаний табличных случаев сложения и  вычитания  в  пределах  20 с переходом через  десяток побывали в цирке. (Использовала рисунки артистов цирка, вывешивая  в ходе  игры). На доске записи примеров. У каждого ребенка входной  билет. На первый ряд билеты зеленого цвета, на них записаны разные примеры,  но с одним и тем  же ответом  –  11. На втором ряду билеты голубого  цвета  и примеры с ответом  12, на третьем ряду билеты желтого цвета и примеры с  ответом 13.  Входим рядами.   Итак, помогли Мишутке проехать по математическому лабиринту.  Дети решили  примеры и стрелками  указали путь. Подружились со слоненком,  выполнив его  задание. Оказали помощь Зебре, решив  его примеры и т. д.

Эти игры   время от времени  повторяются.  Детям они не  надоедают. Наоборот, каждый раз отправляясь в  то или иное путешествие,  они радуются  ему как  впервые.
При разработке игры  слежу  за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали  их  именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру  задания превращает метод  их проведения – эмоциональность,  непринужденность, занимательность.

В играх-путешествиях ненавязчиво  обогащается словарный  запас, развивается речь,  активизируется внимание детей,  расширяется  кругозор, прививается  интерес к предмету,  развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные  качества. И  главное – огромнейший  эффект: ни  одного зевающего на уроке!  Всем интересно. Дети  играют,  а, играя,  непроизвольно закрепляют, совершенствуют  и доводят до уровня автоматизированного навыка математические  знания.

Работая с детьми над  усвоением последовательности чисел, счета предметов,  таблиц  сложения провожу следующие игры:  «Угадай-ка» (завязав глаза), «Лыжная эстафета» (расставить  зверюшек по порядку), «Удивительное  дерево» (счет  по порядку и обратно). Планируя проведение игры на уроке не  надо забывать,  что урок – это труд, кропотливая работа. Игра  – лишь небольшой элемент урока, который  служит достижению главной цели.

В процессе обучения математике развиваю у детей умения наблюдать, сравнивать, анализировать рассматриваемые объекты, обобщать,  рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.  Большую роль в деле  развития мышления учащихся на уроках математики играет систематически и  целенаправленно  проводимые устные упражнения.

Результатом обучения в 1  классе должно явиться сознательное и  прочное, доведенное до  автоматизма, усвоение таблиц сложения и вычитания в  пределах 10, соответствующих случаев  состава этих   чисел и вычитания.

Практика показывает, что  положительную  роль в формировании навыков сложения и вычитания в пределах 10 играет  установка  на запоминание состава каждого числа. Безусловно,  прежде  чем  давать установку на запоминание состава чисел,  необходимо выполнить как можно больше упражнений с  различным дидактическим  материалом: например  «Заселяем дом», «Домино»,  «Угадай, которые карточки перевернуты»,  «Вставь пропущенное  число»,  используя схемы и  отрезок числового ряда и другие.
Используя дидактический материал, предлагаю упражнения,  в  которых учащиеся должны объяснить,  что  означают записи,  сделанные  под  рисунком. При  формировании  вычислительных  навыков включаю такие  формы  работы,  которые позволяют выявить, какими вычислительными  приемами  пользуется ученик.

Например:

1)  Заполни таблицу; 
2)  Прочитай,  примеры –  выражения  по-разному;
3) Прочитай примеры, ответы которых равны  5;
4) Чем похожи и чем отличаются эти суммы?  Какая  сумма больше  и  почему?

3 + 1        3 + 2        3 + 3        3 + 4

5) Математические  диктанты; 6) Вставь пропущенные числа и знаки;
6) Проведение анализа задачи.  Поставь  вопрос  так, чтобы  задача  решалась действием сложения (вычитания): у мальчика  5 яблок,  а у девочки – 2 яблока;
7)  «Угадай пример»;
8) Задачи  в стихах.

На уроках математики дети  с большим удовольствием решают  задачи,  преподнесенные в  игровой форме.  Этот  прием удачно разнообразит  устный счет,   вносит оживление,  помогает развивать воображение и память у учащихся. Для этого  записываю ряд задач в стихотворной форме. Например,

Три ромашки-желтоглазки,
Два  веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же  цветов  в букете?

При решении   более сложных  задач  (содержащих два действия) выставляю карточки с прозвучавшими  в стихах   числами.  А  знаки действий дети ставят сами, объясняя свой выбор. Например,

Ветер  дунул, лист сорвал.
И  еще один упал.
А  потом упало пять.
Кто их может сосчитать?

Считаю,  что игровым материалом для уроков могут стать  веселые задачи-шутки, загадки, скороговорки, ребусы. Они не только  несут в себе эмоциональный заряд,  но и, забавляя, учат.  Практика показывает, что применение загадок  на уроках математики дает положительные  результаты, так как они  знакомят  детей с  окружающим миром,  раскрывают богатство родного языка, развивают логическое  мышление. На  уроках математики использую загадки, содержащие,  например:  различные  числа:

У  него четыре лапки,
Лапки  – цап-царапки,
Пара чутких ушей.
Он – гроза для  мышей.

Любая загадка  – это логическое упражнение, при  выполнении которого ребенок учится выделять  количественные стороны предмета (абстрагирование), а также находить  предмет по  нескольким перечисленным признакам (синтез). 
После  показа карточек с примерами из каждой команды  вызывают по ученику, которые объясняют чтение примеров  и решают их.  Если  первый не  решит, их этой же команды вызывают другого. Так  до трех раз. Если  из команды никто не справится с  заданием, решают желающие из других команд, за что и получают добавочный флажок.
Использую ребусы, совершая «путешествие»  в мир  занимательной математики. Ваше  «путешествие» в мир занимательной  математики будет необычным  и потому,  что вы сразу начнете соревнование  между командами. Представьте себе,  что каждый  ряд парт – это «корабль», а ученики, сидящие в этом ряду, –  члены команды. «Капитанами кораблей»  будут  те, которые  в конце нашей работы покажут себя активными, сообразительными ребятами из своей команды. Побеждает та  команда, команда,  которая наберет больше звездочек.  Сначала надо прочитать слова, которые написаны на  карточках. Тот, кто первым  прочитает,  то  есть отгадает ребус, имеет право подойти, перевернуть карточку и  громко прочитать слово,  написанное на обороте.

100 лица                              с  3  ж                                         Р 1 а
         считать                              смекать                                  отгадывать

Первый  ребус –   первой  команде. Если члены  команды не смогут отгадать,  то в работу включают  другие команды.  Второй  ребус читает  вторая команда, третий ребус –  третья. После чтения слов хором, дети совершают «путешествие» в мир интересных загадок, вопросов, задач,  проходит  соревнование, чтобы  выявить, которая из команд – самая сообразительная.  На таких  уроках провожу игру «Задумай число». Например, Вы будете задумывать числа, каждое  не  больше 10, а я сумею узнать,  какие  числа вы  задумали. Вы все внимательно  следите за моими вопросами, чтобы потом  суметь и  самим  отгадывать задуманные числа. Задумайте каждый  какое-нибудь число.  Прибавьте к задуманному числу 8.  Сколько у тебя получилось? Ребята, кто из  вас догадался, как я  узнаю  число, которое  каждый  из вас задумал? Кто объяснит?   Кто проведет такую игру?

Также при  закреплении смысла  умножения и  деления  живо  и  интересно  проходит  игра  «Угадай задуманное число». Предлагаю  всем  детям задумать  одно число до 10.  Умножить его на 5, прибавить к полученному  произведению задуманное  число. Дети  по цепочке говорят,  сколько получилось. А  я называю задуманное  число. После игры можно объяснить прием вычисления (ответ  делим  на  6  и получаем задуманное  число).

Игра, применяемая  в  качестве  проверки знаний, позволяет  разнообразить урок, более творчески подходить  к оценке знаний, а  также привлекать к работе всех  учеников класса. Для проведения  игр с целью проверки знаний я использую перфокарты.  Перфокарты   дают  возможность  быстро  проверить сформированность навыков  сложения  и вычитания  в пределах 10, 20,100,  а также проверить прочность запоминания   табличных  результатов  умножения и  деления.

Критерий  сформированности  навыка  –  быстрота  решения  примеров, поэтому  наряду с подробным объяснением приема решения примеров необходимо учитывать и  быстроту вычислений.

Повседневная   информированность   учителя о результатах    обучения и своевременно  оказанная  помощь ученику –  залог овладения  каждым  учеником глубокими и  прочными знаниями  и навыками. Четкая и кропотливая  работа учителя предупреждает отставание   ученика в  учебе и способствует формированию у него стойких вычислительных   навыков. 

Для этой цели использую  следующие игры и задания:

1. Кто больше составит примеров  на вычитание с ответом 2 (3, 4)  за отведенное время?
Результаты такой  работы показывают,  какие случаи вычитания дети  уже усвоили, а над  усвоением каких случаев необходимо еще работать.

2.  Игра  «Лучший счетчик». Вызываю к доске одного ученика и предлагаю ему карточки с примерами на вычитание (10 штук):  8 – 6,  9 – 5, 7 – 6 … Карточки, в которых ученик назвал правильный результат,  откладываются в одну  сторону,  неправильный – в другую. Фиксируется время  решения предложенных примеров. Для этой же цели использую таблицу:

                            Число примеров          Время                   Верно                   Ошибка         
Семенов К.

10

… 

8

2

Такая организация работы по формированию  вычислительных навыков активизирует  детей. Организованная таким  образом работа помогает ученикам  осознать поставленную перед ним задачу –  запомнить все  случаи сложения и вычитания в  пределах  10.

Уроки с  использованием игр  или  игровых ситуаций являются эффективным средством  при формировании вычислительных  навыков.