Координатная плоскость

Разделы: Математика


Цель урока: Научить учащихся строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

Задачи урока:

  • ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;
  • аучить ориентироваться на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
  • развивать творческие способности;
  • активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств;
  • воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практикум, систематизация знаний и умений).

Форма урока: Урок-игра.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Мотивационный материал

- Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?....Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.

Системы координат окружают нас повсюду

Презентация (с 4 по 8 слайды)

  • чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;
  • система географических координат (широта - параллели и долгота -меридианы);
  • те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой:
  • с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;
  • применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;
  • при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.

Исторический материал Презентация (с 9 по12 слайды)

- Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека?

Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом.

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.

Координатная плоскость Презентация (13 слайд)

При изучении темы “Координатная прямая”, мы научились находить по координате положение точки на прямой. А как указать положение точки на плоскости? Для этого нам понадобиться координатная плоскость. Рассмотрим ее составляющие:

  • две перпендикулярные прямые - оси координат (часто называют  - прямоугольная система координат)
  • вертикальная - ось абсцисса (х), горизонтальная - ось ордината(у), стрелки осей указывают положительные направления,
  • начало координат -  точка пересечения прямых,
  • на прямых, вводят обычные координаты, которые согласованы между собой

Нахождение координат точек. Построение точек на плоскости по заданным координатам. Презентация (14слайд)

Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел: ее абсцисса (х) и ордината (у). И наоборот, каждой паре чисел (х; у) соответствует единственная точка на плоскости. Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй координата у.

3. Актуализация опорных знаний

Предлагаю вам сейчас применить изученный материал на практике. Для этого выполним ряд практических заданий: Презентация (14,15слайд)

  • определите координаты точек С, М, Р, Т, К, Н;
  • укажите место точек на координатной плоскости Н(1;4), Т(-2;5),  К(-3;-4),Е(5;-2), О(0;0).

Путешествие на остров “Координатная плоскость”

–  Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию на "Остров координат". Презентация (с15 по 24слайд)

Слайд 17 . Сначала определим местонахождение нашего острова по его координатам.

Слайд 18 . Физминутка

Слайд 19 . На нашем острове обитает много животных, в океане плавают рыбы. Нарисуйте их по данным координатам, придумайте им свои названия (задание выполняется в рабочих тетрадях).

1 вариант. (3; 3); (0; 3); (-3; 2); (-5;2); (-7;4); (-8;3); (-7;1); (-8;-1); (-7;-2); (-5;0); (-1;-2); (0;-4); (2;-4); (3;-2); (5;-2); (7;0); (5;2); (3;3); (2;4); (-3;4); (-4;2); глаз(5;0).

2 вариант. (3; 0); (1; 2); (-1;2); (3;5); (1;7); (-3;6); (-5;7); (-3;4); (-6;3); (-3;3); (-5;2); (-5;-2); (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0); глаз (-1;5).

Слайд 20. Великолепная картина ночного неба открывается с нашего острова. С помощью небесных координат можно определить положение светил и вспомогательных точек на небесной сфере.

Слайд  21.На острове “Координат” еще в 16 веке был зарыт клад. Но найдет его лишь тот, кто сможет разгадать и прочитать таинственную карту.

“Едино воссияет пусть
Свет аметиста и рубина.
А завершится все едино,
Сияньем изумруда и сапфира”

Аметист (-7; 6), Рубин (3;-4), Изумруд (-8;-3), Сапфир (0;5)

Слайд 22 .Почему именно эти камни?

Слайд 23. Построить по координатам точки, соответствующие названию камней. Соединить их попарно. Найти точку пересечения – место клада.

Слайд 24. Клад найден, и можно возвращаться домой, но по радио только что передали шторм в районе BEDA.  Определите данную зону бедствия, последовательно соединив точки прямыми линиями, и продумайте свой маршрут.   В(-2;2), Е(5;5), D(10;-2),А(1;-2).

4. Закрепление изученного материала

Слайд25. По пути домой предлагаю вам посетить лабораторию “Координатная плоскость” (выполнение заданий из “Интерактивной математики”)

5. Итог урока.

Слайд 26. Вернувшись в гавань, мы должны сдать судовой журнал, в котором весь отчет о проделанной работе. Данный отчет предлагаю вам сдать в форме теста (индивидуально выполняют тест).

Слайд 27 . Домашнее задание.

Объявляются оценки за урок.

Ребята выбирают и говорят свою оценку урока.