Цели: Обогащение познавательной деятельности учащихся, через изучение жизни и деятельности ученого.
Задачи:
- Проверка умений и навыков работы по поиску и обработке информации;
- Обогащение знаний учащихся, по средствам современных технологий;
- Развитие логического мышления, синтеза и анализа.
Ход игры
Интеллектуальная игра
10-11 классы
Игра начинается: создаются группы:
- группа по созданию слайдов;
- группа отвечающая на вопросы по карточке;
- группа экспериментально выводящая формулу;
- группа отвечающая на вопросы устно.
Эйлер перестал вычислять и жить. Кондорсе
I. группа
За 5 минут вывести формулу (Эйлерова характеристика).
Даны 3-4 многогранника(призма, пирамида, гексаэдр, додекаэдр)
Заполните таблицу.
Название многогранника | Число вершин (В) | Число ребер (Р) |
Число граней (Г) |
Равенство В-Р+Г= |
п-угольная пирамида | п+1 | 2п | п+1 | |
п-угольная призма | 2п | 3п | п+2 | |
Теорема: Для любого выпуклого многогранника имеет место равенство
В-Р+Г=.
Теорему Эйлера историки математики называют первой теоремой топологии.
II. группа
Создать серию слайдов (время 20-25 минут) можно использовать Интернет
Тема: Жизнь и деятельность Леонарда Эйлера.
Требования: наглядность, содержание, эстетичность, направленность.
III. группа.
За 10 минут найти ответы на вопросы:
1. Годы жизни Леонарда Эйлера.
2. Промежутки жизни Леонарда Эйлера.
- Базель.
- Петербургский период (первый).
- Берлинский период.
- Возвращение в Россию.
3. Как звали сыновей Эйлера?
4. Привести несколько названий трудов Эйлера.
5. Перечислить науки, в которых работал Эйлер.
6. Где находится могила Эйлера?
7. Какая возрастная разница между Эйлером и Ломоносовым?
Ответы:
1. Годы жизни Леонарда Эйлера (1707-1783).
2. Промежутки жизни Леонарда Эйлера:
- Базель (1707-1727).
- Петербургский период (первый) (1727-1741).
- Берлинский период (1741-1766).
- Возвращение в Россию (1766-1783).
3. Как звали сыновей Эйлера? Старший – Иоганн Альбрехт (1734-1800), второй Карл(1740-1790) – медик, Христофор (1743-1812) – военный
4. Привести несколько названий трудов Эйлера: Введение в анализ бесконечных, Морская наука, Теория движения Луны, Интегральное исчисление.
5. Перечислить науки, в которых работал Эйлер.
Математика, физика, астрономия.
6. Где находится могила Эйлера? Похоронен на Смоленском кладбище. Надпись на памятнике гласила: “Здесь покоятся бренные останки мудрого, справедливого, знаменитого Леонарда Эйлера. Через 50 лет обнаружилось, что могила утеряна, и лишь случайно (во время похорон невестки ученого)… позднее останки перенесены в некрополь Александро-Невской лавры.
7. Какая возрастная разница между Эйлером и Ломоносовым?
Ломоносов на 4 года моложе Эйлера, в науку пришел на 12 лет позже.
IV. группа.
Секретарь Французской академии наук маркиз Кондорсе в “Похвальном слове”.
“Итак, народ, который мы в начале этого века принимали за варваров, в настоящем случае подает пример цивилизованной Европе – как чествовать великих людей при жизни и уважать их память по смерти: и другим нациям приходится краснеть, что они не только в этом отношении не могли предупредить Россию, но даже не в силах ей подражать”.
1. Укажите число томов Полного собрания сочинений Эйлера.
Перечислить его труды не возможно: ведь написал он около 700 работ Полное его собрание состоит из 72 томов.
2. Сколько денег потребовалось Эйлеру для поездки в Россию?
Екатерина I, через Даниила Бернулли (весной 1727 – на проезд сто тридцать рублей векселем), прибыл в день смерти Екатерины I – умерла в тот день, когда он въехал в Россию.
3. В каком году женился?
В 1733 женился на Екатерине Гзель.
4. С чем связано данное высказывание Эйлера?
“Где больше дадут, туда и служить пойду” (Забота о благополучии семьи).
5. Сколько детей было у ученого?
Был отцом тринадцати детей и 38 внуков.
6. При дворе каких царских особ служил?
Царские особы:
Фридрих II
Екатерина II
7. Приведите слова ученого, когда ослеп на один глаз.
“Теперь я меньше буду отвлекаться от занятий математикой”.
8. Что было высечено на надгробии ученого?
“Здесь покоятся бренные останки мудрого, справедливого, знаменитого Леонарда Эйлера”.
Эйлер был самым плодотворным автором в математике за всю историю. (Свыше 70 томов).
Можно ли ученого назвать методистом (дидактом) отдельных предметов?
Слова при работе в академии:
“Учить всему надо легко, доступно и наглядно. Начинать обучение нужно с простейших основных начал, усложняя материал постепенно, изученное укреплять повторениями и упражнениями”.
“В мире не происходит ничего, в чем бы не был виден смысл какого-нибудь максимума либо минимума”.
9. О чем “Письма к немецкой принцессе”?( изложена в популярной форме вся современная физика).
10. Прочтите формулировку о прямой Эйлера.
Прямая Эйлера – Три замечательные точки треугольника – точка пересечения медиан, точка пересечения высот и центр описанной окружности –всегда лежат на одной прямой.
Итоги:
Обсуждение:
Материал для обсуждения (дома)
№ п/п | Что сделано | Кто сделал |
1 | Составлена первая печатная книга по занимательной математике | Альберти Леон Батиста (18.02.1404-25.04.1472) – итальянский ученый, архитектор, писатель, музыкант |
2 | Впервые дан общий метод построения магических квадратов | Де-Бесси Френикль Бернар (1605-1675)– французский математик |
3 | Впервые встречаются термины: - натуральное число, - множитель |
Боэций Аниций Манлий Северин (около 480-524) – римский ученый, философ |
4 | Диаграммы Венна (круги Эйлера). В начальной школе используются без названия | Венн Джон (1834-1923) – английский логик и математик. Об Эйлере – ниже |
5 | Впервые встречаются знаки “+” и “–” | Видман Ян (1460 – 1-я половина XVI в.) – немецкий математик |
6 | а) Вошли во всеобщее употребление точка
как знак умножения и двоеточие как знак
деления. б) Появляются термины уменьшаемое, вычитаемое |
Вольф Христиан (24.01.1679-9.04.1754) – немецкий математик, физик и философ |
7 | Введен термин сочетательный закон | Гамильтон Уильям Роуан (4.08.1805-2.09.1865) – ирландский математик |
8 | а) Введены знаки , , а также знак умножения точка; б) Встречаются высказывания о двоичной системе счисления |
Гарриот (Харриот) Томас (1560-2.07.1621) – английский математик |
9 | Встречаются термины деление, делимое, делитель | Герберт Орийякский (950-12.05.1003) – французский математик |
10 | Введен термин натуральное число в современном смысле | Даламбер Жан Лерон (16.11.1717—29.10.1783) – французский математик, механик и философ |
11 | Отмечено, что деление на ноль не есть деление | Магавира (IX в.) – индийский математик |
12 | Введен знак умножения | Оутред Вильям (1574-1660) – английский математик |
13 | Введен современный знак равенства | Рекорд Роберт (1510-1558) – английский врач и математик |
14 | а) Введен термин скобки; б) круги Эйлера |
Эйлер Леонард (15.04.1707-18.09.1783) – математик, физик, механик и астроном. Родился в Швейцарии, работал в Берлине и Петербурге |
15 | Введен термин множимое | Сакробоско де Иоанн (ок. 1200-1256) – английский математик и астроном |
16 | Впервые ввел русские названия множитель, произведение, делитель, делимое, частное | Магницкий Леонтий Филиппович (19.06.1669-30.10.1739) – русский математик-педагог |
17 | Введение написания круглых скобок | Жирар Альберт (1595-1632) – голландский
математик; Тарталья Никколо (ок. 1500-13.12.1557) – итальянский математик |
18 | а) Распространение круглых скобок; б) употребляет двоеточие как знак деления |
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1.07.1646-14.11.1716) – немецкий математик |
19 | Впервые термин частное | Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (ок. 1170-после 1228) – итальянский математик |
20 | В России (следовательно, и в Беларуси) впервые применен метр в качестве единицы измерения | Лобачевский Николай Иванович (1.12.1792-24.02.1856) – русский математик |
21 | Таблица умножения Пифагора | Пифагор Самосский (ок. 580 – ок. 500 до н.э.) – древнегреческий математик и философ |
Литература:
- Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? – 3 – изд., испр. И доп. -М.: МЦНМО, 2001.
- Т. Полякова. Эйлер и российское образование. Математика. №6, 2007, стр. 20-23.
- А. Дорофеева. О вкладе Эйлера в развитие математики. Математика. №6, 2007, стр.18-19.
Взгляд на дифференцированное обучение (Приложение)