Внеклассная работа по математике "Жизнь и деятельность Л.Эйлера"

Разделы: Математика


Цели: Обогащение познавательной деятельности учащихся, через изучение жизни и деятельности ученого.

Задачи:

  • Проверка умений и навыков работы по поиску и обработке информации;
  • Обогащение знаний учащихся, по средствам современных технологий;
  • Развитие логического мышления, синтеза и анализа.

Ход игры

Интеллектуальная игра

10-11 классы

Игра начинается: создаются группы:

  • группа по созданию слайдов;
  • группа отвечающая на вопросы по карточке;
  • группа экспериментально выводящая формулу;
  • группа отвечающая на вопросы устно.

Эйлер перестал вычислять и жить. Кондорсе

I. группа

За 5 минут вывести формулу (Эйлерова характеристика).

Даны 3-4 многогранника(призма, пирамида, гексаэдр, додекаэдр)

Заполните таблицу.

Название многогранника Число вершин (В) Число ребер

(Р)

Число граней

(Г)

Равенство

В-Р+Г=

п-угольная пирамида п+1 2п п+1  
п-угольная призма 2п 3п п+2  
         
         
         
         

Теорема: Для любого выпуклого многогранника имеет место равенство

В-Р+Г=.

Теорему Эйлера историки математики называют первой теоремой топологии.

II. группа

Создать серию слайдов (время 20-25 минут) можно использовать Интернет

Тема: Жизнь и деятельность Леонарда Эйлера.

Требования: наглядность, содержание, эстетичность, направленность.

III. группа.

За 10 минут найти ответы на вопросы:

1. Годы жизни Леонарда Эйлера.

2. Промежутки жизни Леонарда Эйлера.

  • Базель.
  • Петербургский период (первый).
  • Берлинский период.
  • Возвращение в Россию.

3. Как звали сыновей Эйлера?

4. Привести несколько названий трудов Эйлера.

5. Перечислить науки, в которых работал Эйлер.

6. Где находится могила Эйлера?

7. Какая возрастная разница между Эйлером и Ломоносовым?

Ответы:

1. Годы жизни Леонарда Эйлера (1707-1783).

2. Промежутки жизни Леонарда Эйлера:

  • Базель (1707-1727).
  • Петербургский период (первый) (1727-1741).
  • Берлинский период (1741-1766).
  • Возвращение в Россию (1766-1783).

3. Как звали сыновей Эйлера? Старший – Иоганн Альбрехт (1734-1800), второй Карл(1740-1790) – медик, Христофор (1743-1812) – военный

4. Привести несколько названий трудов Эйлера: Введение в анализ бесконечных, Морская наука, Теория движения Луны, Интегральное исчисление.

5. Перечислить науки, в которых работал Эйлер.

Математика, физика, астрономия.

6. Где находится могила Эйлера? Похоронен на Смоленском кладбище. Надпись на памятнике гласила: “Здесь покоятся бренные останки мудрого, справедливого, знаменитого Леонарда Эйлера. Через 50 лет обнаружилось, что могила утеряна, и лишь случайно (во время похорон невестки ученого)… позднее останки перенесены в некрополь Александро-Невской лавры.

7. Какая возрастная разница между Эйлером и Ломоносовым?

Ломоносов на 4 года моложе Эйлера, в науку пришел на 12 лет позже.

IV. группа.

Секретарь Французской академии наук маркиз Кондорсе в “Похвальном слове”.

“Итак, народ, который мы в начале этого века принимали за варваров, в настоящем случае подает пример цивилизованной Европе – как чествовать великих людей при жизни и уважать их память по смерти: и другим нациям приходится краснеть, что они не только в этом отношении не могли предупредить Россию, но даже не в силах ей подражать”.

1. Укажите число томов Полного собрания сочинений Эйлера.

Перечислить его труды не возможно: ведь написал он около 700 работ Полное его собрание состоит из 72 томов.

2. Сколько денег потребовалось Эйлеру для поездки в Россию?

Екатерина I, через Даниила Бернулли (весной 1727 – на проезд сто тридцать рублей векселем), прибыл в день смерти Екатерины I – умерла в тот день, когда он въехал в Россию.

3. В каком году женился?

В 1733 женился на Екатерине Гзель.

4. С чем связано данное высказывание Эйлера?

“Где больше дадут, туда и служить пойду” (Забота о благополучии семьи).

5. Сколько детей было у ученого?

Был отцом тринадцати детей и 38 внуков.

6. При дворе каких царских особ служил?

Царские особы:

Фридрих II

Екатерина II

7. Приведите слова ученого, когда ослеп на один глаз.

“Теперь я меньше буду отвлекаться от занятий математикой”.

8. Что было высечено на надгробии ученого?

“Здесь покоятся бренные останки мудрого, справедливого, знаменитого Леонарда Эйлера”.

Эйлер был самым плодотворным автором в математике за всю историю. (Свыше 70 томов).

Можно ли ученого назвать методистом (дидактом) отдельных предметов?

Слова при работе в академии:

“Учить всему надо легко, доступно и наглядно. Начинать обучение нужно с простейших основных начал, усложняя материал постепенно, изученное укреплять повторениями и упражнениями”.

“В мире не происходит ничего, в чем бы не был виден смысл какого-нибудь максимума либо минимума”.

9. О чем “Письма к немецкой принцессе”?( изложена в популярной форме вся современная физика).

10. Прочтите формулировку о прямой Эйлера.

Прямая Эйлера – Три замечательные точки треугольника – точка пересечения медиан, точка пересечения высот и центр описанной окружности –всегда лежат на одной прямой.

Итоги:

Обсуждение:

Материал для обсуждения (дома)

№ п/п Что сделано Кто сделал
1 Составлена первая печатная книга по занимательной математике Альберти Леон Батиста (18.02.1404-25.04.1472) – итальянский ученый, архитектор, писатель, музыкант
2 Впервые дан общий метод построения магических квадратов Де-Бесси Френикль Бернар (1605-1675)– французский математик
3 Впервые встречаются термины:

- натуральное число,

- множитель

Боэций Аниций Манлий Северин (около 480-524) – римский ученый, философ
4 Диаграммы Венна (круги Эйлера). В начальной школе используются без названия Венн Джон (1834-1923) – английский логик и математик. Об Эйлере – ниже
5 Впервые встречаются знаки “+” и “–” Видман Ян (1460 – 1-я половина XVI в.) – немецкий математик
6 а) Вошли во всеобщее употребление точка как знак умножения и двоеточие как знак деления.

б) Появляются термины уменьшаемое, вычитаемое

Вольф Христиан (24.01.1679-9.04.1754) – немецкий математик, физик и философ
7 Введен термин сочетательный закон Гамильтон Уильям Роуан (4.08.1805-2.09.1865) – ирландский математик
8 а) Введены знаки , , а также знак умножения точка;

б) Встречаются высказывания о двоичной системе счисления

Гарриот (Харриот) Томас (1560-2.07.1621) – английский математик
9 Встречаются термины деление, делимое, делитель Герберт Орийякский (950-12.05.1003) – французский математик
10 Введен термин натуральное число в современном смысле Даламбер Жан Лерон (16.11.1717—29.10.1783) – французский математик, механик и философ
11 Отмечено, что деление на ноль не есть деление Магавира (IX в.) – индийский математик
12 Введен знак умножения Оутред Вильям (1574-1660) – английский математик
13 Введен современный знак равенства Рекорд Роберт (1510-1558) – английский врач и математик
14 а) Введен термин скобки;

б) круги Эйлера

Эйлер Леонард (15.04.1707-18.09.1783) – математик, физик, механик и астроном. Родился в Швейцарии, работал в Берлине и Петербурге
15 Введен термин множимое Сакробоско де Иоанн (ок. 1200-1256) – английский математик и астроном
16 Впервые ввел русские названия множитель, произведение, делитель, делимое, частное Магницкий Леонтий Филиппович (19.06.1669-30.10.1739) – русский математик-педагог
17 Введение написания круглых скобок Жирар Альберт (1595-1632) – голландский математик;

Тарталья Никколо (ок. 1500-13.12.1557) – итальянский математик

18 а) Распространение круглых скобок;

б) употребляет двоеточие как знак деления

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1.07.1646-14.11.1716) – немецкий математик
19 Впервые термин частное Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (ок. 1170-после 1228) – итальянский математик
20 В России (следовательно, и в Беларуси) впервые применен метр в качестве единицы измерения Лобачевский Николай Иванович (1.12.1792-24.02.1856) – русский математик
21 Таблица умножения Пифагора Пифагор Самосский (ок. 580 – ок. 500 до н.э.) – древнегреческий математик и философ

Литература:

  1. Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? – 3 – изд., испр. И доп. -М.: МЦНМО, 2001.
  2. Т. Полякова. Эйлер и российское образование. Математика. №6, 2007, стр. 20-23.
  3. А. Дорофеева. О вкладе Эйлера в развитие математики. Математика. №6, 2007, стр.18-19.

Взгляд на дифференцированное обучение (Приложение)