Цель:
-
Развитие двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий для сохранения и улучшения здоровья детей на основе их творческой активности.
Задачи:
2002-2003 учебный год:
-
Продолжить работу ДОУ по внедрению активных методов оздоравливания в регламентированные и нерегламентированные виды деятельности. Создание развивающей предметно-пространственной среды по оздоравливанию.
2003-2004 учебный год:
-
Совершенствовать методы и приемы работы с детьми по повышению двигательной активности в течение дня за счет использования спортивных упражнений и элементов спортивных игр. Создание развивающей предметно-пространственной среды для спортивных упражнений и элементов спортивных игр.
2004-2005 учебный год:
Принципы:
I. Принцип модульного построения
СТРУКТУРНЫЕ БЛОКИ-МОДУЛИ ПРОГРАММЫ
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ-БЛОК:
1.1. Подбор методик медико-психолого-педагогической диагностики.
1.2. Скрининговое обследование детей.
2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ-БЛОК:
2.1. Теоретический анализ литературы.
2.2. Анкетирование педагогов ДОУ.
2.3. Организация специальной подготовки педагогических кадров.
2.4. Разработка структуры оздоровительной программы.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ-БЛОК:
3.1. Обеспечение светового, теплового режимов.
3.2. Создание развивающе-оздоровительной двигательной среды.
3.3. Художественно-эстетическое оформление ДОУ.
4. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МОДУЛЬ-БЛОК:
4.1. Профилактическая и спортивно-оздоровительная работа с детьми:
4.1.1. Оптимальный индивидуально-дифференцированный двигательный режим.
4.1.2. Рациональное питание.
4.1.3. Оздоровительно-закаливающие процедуры.
4.1.4. Культурно-гигиенические навыки.
4.1.5. Положительные эмоции.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ МОДУЛЬ-БЛОК:
5.1. Школа здоровья для родителей.
5.2. Лекторий по вопросам здоровья.
5.3. Выпуск газеты «берегите здоровье».
6. ИТОГОВО-ОЦЕНОЧНЫЙ МОДУЛЬ-БЛОК:
6.1. Отслеживание результатов физического развития и состояния здоровья детей.
6.2. Анализ и коррекция основных положений и выводов по результатам скринингово обследования.
II. Принцип оздоровительной направленности.
Оздоровление это не комплекс лечебно профилактических мер, а форма расширения, развития психофизологических возможностей детей, что осуществляется в их двигательной активности. Согласно экспериментальной программе создан наиболее благоприятный режим двигательной активности, для этого использовались следующие факторы:
- рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности;
- внесение дополнительных занятий по физкультуре;
- оздоровительный бег на воздухе;
- гимнастика после сна с контрастными воздушными ваннами;
- упражнения с использованием тренажеров и велотренажеров;
- ритмическая гимнастика;
- психогимнастика;
- упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы;
- дыхательная гимнастика;
- релаксационные упражнения;
- логоритмическая гимнастика;
- двигательная разминка между занятиями;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование двигательной активности детей;
- формирование творческого двигательного воображения на занятиях по физкультуре, в режимных моментах, на кружковых занятиях и спортивных секциях.
III. Принцип культурообразности.
Методологическая основа
В процессе работы по экспериментальной программе медицинские работники осуществляют мониторинг состояния здоровья, физического развития ребенка дважды в год. Первое обследование включает антропометрию, измерение жизненной емкости легких (спирометрию), определение силы рук (динамометрия), делается сводная таблица физического развития (валеолог).Также проводится диагностика физической подготовленности (тесты на выносливость, скоростные качества, ловкость, и т.д.), что позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, неравномерности в развитии двигательных функций детей, определить причины отставания в усвоении программы по физкультуре и методы и приемы коррекции в отставании.
В процессе двигательной активности учим дошкольников использовать творчески в самостоятельной деятельности подвижные игры и упражнения, разученные во время организованных занятий.Оздоровительная работа построена на:
Различных видах закаливания:
контрастные ванночки для рук и ног, в летний период - закаливающие воздушные ванны для тела, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла, дыхательные и звуковые упражнения (развитие артикуляции), профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Массаж: Гимнастика маленьких волшебников (элементы психогимнастики в сочетании с точечным массажем), игровые упражнения, «сухое плавание».
Ходьба: босиком, топтание в воде, по координационным дорожкам.
Различные виды гимнастики: дыхательная гимнастика в течение дня, гимнастика для глаз, утренняя гимнастика, гимнастика Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, мимические разминки, гимнастика с самомассажем, гимнастика танцевально-игровая, артикуляционная гимнастика, корригирующая.
Сбалансированное питание, питьевой режим: использование питной воды, напитка «Золотой шар», употребление свежих фруктов, фитонцидов.
Лечебно-профилактические процедуры: Медотерапия, ЛФК, УФО, ионизация воздуха люстрой Чижевского, сезонное лечение для детей группы риска, осмотр детей узкими специалистами и выполнение их назначений, работа с часто болеющими и ослабленными детьми.
Оздоровительные методы нетрадиционной медицины и нетрадиционной физической культуры.
Оздоровительные мероприятия с применением нетрадиционных методов проводятся медицинскими работниками, специалистом по физической культуре, а также воспитателями и педагогами, прошедшими соответствующую подготовку на курсах повышения квалификации и имеющими подтверждающие сертификаты.
К методам нетрадиционной медицины и нетрадиционной физической культуры относятся:
Рефлексотерапия
Пальцевой точечный массаж (Уманская А. А., 1987 г.) Приемы точечного самомассажа осваивают взрослые, а затем показывают детям. Дети с 2—3-летнего возраста (под игровые потешки и стихи) могут выполнять самомассаж кистей рук, ушей, носа. Эффективен в оздоровлении детей массаж подошвенной части стопы.
Музыкотерапия
Этот метод предполагает музыкальное воздействие на слуховую и зрительную системы. Звучание музыки вызывает положительные эмоции и чувства у детей, влияет на развитие интеллекта, сенсорной памяти, мышления. Музыка используется в сочетании с психотерапевтическими методами реабилитации, с комплексами релаксационной терапии. Осуществлен специальный подбор музыкальных произведений, звуков природы в сочетании с упражнениями по релаксации
Арттерапия
Изобразительная деятельность осуществляет эмоциональное, волевое, эстетическое, умственное, графомоторное развитие детей. В процессе изобразительной деятельности совершенствуются все психические функции: воображение, память, речь, мыслительные операции, укрепляется мелкая моторика кисти рук. Детский продукт творчества (рисунок, лепка, аппликация), с одной стороны, позволяет выявить характерные эмоциональные, личностные особенности ребенка, с другой — увидеть возможности их развития.
Фитотерапия
Применение витаминных сборов лекарственных растении общеукрепляющего и адаптогенного действия. Назначение витаминных чаев, коктейлей и настоев, лекарственных трав производится по схеме: первый курс (сентябрь) — при поступлении детей в дошкольное учреждение и формировании новых групп; второй курс (декабрь) — в период пика ОРВИ как профилактическое средство.
Пескотерапия – Юнгианская терапия (игры с песком и водой)
Используется для снятия физического и психоэмоционального напряжения. Песочная терапия является средством символической коммуникации, позволяет выплескивать негативные переживания, осуществлять снятие от стрессового состояния.
Проводится психологом для коррекции поведения гиперактивных детей.
Лечебные ванны с травами
Рекомендуются педиатром для проведения в домашних условиях. Полезны детям с легко возбудимой нервной системой при переутомлении, трудном засыпании, ночных страхах, в период адаптации. Для лечебных и релаксирующих ванн предлагаем использовать отвары корня валерианы, шалфея, пустырника, мяты и других лекарственных трав.
Ароматерапия
Лечение ароматами эфирных масел проводится по рекомендациям педиатра (Лавренова Г., 2000 г.). Детям, склонным к аллергическим заболеваниям, необходима предварительная проба на любое из используемых масел. Эфирные масла обладают специфическим бактерицидным, антисептическим, противовоспалительным действием и воздействуют на организм: уменьшают влияние стресса, предупреждают развитие невроза, облегчают адаптацию к новой среде, активизирует мыслительные процессы. Используем масла туи, ромашки, хвои.
Тренинг ощущений
Методика разработана в Биологическом центре Ганновера. Используется «Тропа ощущений» для босохождения с закрытыми (завязанными) глазами. Оборудуется тропа (дорожка) на участке или в помещении. Она состоит из участков, выложенных природным материалом: травой, песком, мелким гравием, лесными шишками, гладким кирпичом, галькой и т. д. Дети, проходя по тропе, массажируют стопы ног и отгадывают материал с помощью органов ощущений. Упражнение способствует развитию тактильной чувствительности, своеобразному массажу стопы, экологическому ориентированию.
Организация физической культуры.
Наряду с традиционными занятиями по физкультуре проводятся следущие нетрадиционные:
1. Занятия по формированию двигательной моторики с элементами акробатики, ритмической гимнастики, йоги, аэробики, развивающие двигательное воображение через самостоятельное создание детьми вариантов известных движений.
2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных и оздоровительных игр, игр-эстафет, игр – аттракционов, куда включаются упражнения творческого характера; бег, как универсальное циклическое движение, пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой.
3. Для активизации двигательной деятельности проводятся эколого-оздоровительные прогулки-походы под руководством инструктора по физкультуре.
4. Сюжетно – игровые занятия, занятия на спортивных комплексах и тренажерах.
5. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включается музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.
6. Занятия по логоритмике.
7. Занятия-тренировки.
8. Занятия с элементами психогимнастики.
9. Нетрадиционные занятия с элементами ушу, каратэ, йоги, хатха-йоги
Используются элементы восточных оздоровительных систем в образовательном процессе: динамические игры, релаксации, китайской энергетическая и дыхательная гимнастика. К средствам повышения настроения относятся разные виды физической деятельности. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям старшего дошкольного возраста. Эти упражнения не требуют специальных снарядов и приспособлений. Йоговские упражнения - профилактика простудных заболеваний сколиоза, астмы, нарушений в работе внутренних органов. Они не только способствуют физическому укреплению организма, но и оздоравливают психику человека. Дети становятся спокойнее, добрее, сосредоточеннее, у них появляется уверенность в своих силах.
МероприятияРЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Материальное обеспечение |
Источники финансирования |
Приобрести: 1. Тонометры (полуавтоматы). 2. Динамометр. 3. Аппарат для измерения объема легких (спирометр). 4. Секундомер (автомат). Организовать: 1. Закупку витаминизированной воды «Золотой шар». 2. Закупку недостающего оборудования для спортивной площадки и для игровых площадок на участках. Закупить: 1. Аудио, видеокассеты диски для комплексов по релаксации. 2. Атрибуты для подвесной среды. 3. Оборудование для спортивных и подвижных игр. 4. Оборудование для релаксационной комнаты: детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, сухой душ, сенсорная тропа для ног, панно «живая вода». 5. Современное оборудование для физкультурного зала. Оборудовать: Тренажерный зал велотренажерами, беговыми дорожками, станками для силовых упражнений, перекладинами, турниками. |
бюджет
спонсорская помощь
бюджет
спонсорская помощь |
Вышеуказанное выявлено в результате анализа научного, програмно-методического обеспечения образовательного процесса; и анализа организации условий развивающего предметного пространства. Разработана система мер по укреплению и совершенствованию материально-технической и методической базы.
Промежуточные результаты
Медицинскими работниками и педагогом - организатором валеологической службы (врач-кардиолог высшей категории) проводится обследование детей старших и подготовительных групп. Измеряется сила кисти руки, жизненная емкость легких, артериальное давление, пульс. Для этого использовали закупленное оборудование: детские тонометры, спирометр и ручные динамометры. Результаты обследования объединены в сводную таблицу. Делаются выводы и определяются задачи на будущее.
Физическое развитие детей (сводная таблица статических данных)
Группы |
№ 7 |
№ 8 |
№ 9 |
№ 10 |
№ 11 |
Всего |
|
Число детей |
28 |
27 |
29 |
24 |
17 |
125 |
|
Возраст (лет) |
5 |
4 |
3 |
0 |
2 |
0 |
9 |
6 |
23 |
23 |
21 |
8 |
4 |
79 |
|
7 |
0 |
0 |
7 |
14 |
13 |
34 |
|
Рост |
низкий |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
н/средн. |
3 |
5 |
0 |
0 |
1 |
9 |
|
средний |
12 |
14 |
14 |
16 |
11 |
67 |
|
в/средн. |
5 |
1 |
8 |
4 |
4 |
22 |
|
высокий |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
7 |
|
Телосложение |
тонкокостное |
0 |
2 |
7 |
3 |
2 |
14 |
норма |
20 |
20 |
15 |
18 |
13 |
86 |
|
ширококостное |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
5 |
|
Сила кисти |
ниже нормы |
12 |
9 |
6 |
11 |
13 |
51 |
норма |
12 |
9 |
18 |
13 |
3 |
55 |
|
выше нормы |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
|
Жизненная емкость легких |
ниже нормы |
3 |
6 |
4 |
0 |
3 |
16 |
норма |
15 |
12 |
19 |
19 |
12 |
77 |
|
выше нормы |
0 |
2 |
0 |
5 |
1 |
8 |
|
Артериальное давление |
сниженное |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
5 |
нижняя граница |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
|
норма |
13 |
15 |
20 |
16 |
10 |
74 |
|
верхняя граница |
4 |
1 |
2 |
4 |
3 |
14 |
|
повышенное |
3 |
2 |
3 |
3 |
0 |
11 |
|
Пульс (частота сердечных сокращений) |
частый |
3 |
3 |
2 |
0 |
2 |
10 |
учащение |
5 |
5 |
7 |
3 |
3 |
23 |
|
норма |
14 |
11 |
11 |
21 |
9 |
66 |
|
урежение |
2 |
3 |
7 |
0 |
1 |
13 |
|
редкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
|
Физическое развитие |
гармоничное |
5 |
3 |
6 |
8 |
2 |
24 |
в пределах нормы |
2 |
4 |
5 |
1 |
2 |
14 |
|
с незн. отклонен. |
8 |
8 |
6 |
11 |
11 |
44 |
|
с умерен. отклон. |
6 |
4 |
7 |
4 |
1 |
22 |
Выводы:
1. Физическое развитие соответствует норме только у одной трети детей.
2. Преобладают незначительные отклонения в физическом развитии (40%)
3. Около половины детей имеют слабую силу кисти.
Задачи:
1. В сентябре 2005 года собрать и оценить динамические данные физического развития детей (скорость, прыгучесть, ловкость, выносливость).
2. Составить и реализовать план коррекции физического развития на лето 2005 года.
План коррекции физического развития детей, имеющих отклонения.
По данным ЭКГ сделаны выводы, вывялены дети с моторной и эмоциональной нестабильностью. Определялось наличие стрессогенности. Даны рекомендации и советы родителям и педагогам по коррекции.
В результате проведения вышеуказанных мероприятий наблюдается положительная динамика: сокращается количество детей со 2 и 3 группой здоровья, увеличивается число детей с 1 группой здоровья.
Количество детей 6 – 7 лет по данным 2005 года со средним и высоким уровнем физической подготовленности значительно увеличилось, отмечено увеличение показателей скоростных качеств. Анализ каждого показателя говорит о том, что физическая подготовленность каждого ребенка улучшается. Умения и навыки, приобретенные детьми в организованных видах деятельности были ими перенесены в самостоятельную деятельность. У детей с низкой подвижностью наблюдалось использование физических упражнений в беге и прыжках, улучшилось качество их выполнения.
Ожидаемые результаты
К 2006 – 2007 году прогнозируем:
- увеличение показателей жизненной емкости легких детей в старших и подготовительных группах на 20 и 30% соответственно;
- рост числа детей со средними возрастно-половыми показателями мышечной силы кистей рук на 40% старших и 55% в подготовительных группах;
- сокращение числа детей с физическим развитием ниже средневозрастного уровня с 50 до 22%.
- увеличение количества детей с 1 группой здоровья с 41% до 55%.
Литература:
1. Глазырина Л.Д. Программа «Физическая культура дошкольникам»
2. Громова С.П. «Здоровый дошкольник». Калининград;
3. Запорожец А.В. «Развитие произвольных движений». М. Педагогика 1986;
4. Змановский Ю.Ф. «Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы укрепления здоровья ребенка». Москва;
5. Змановский Ю.Ф. «Нетрадиционные методы оздоровления детей». Москва;
6. Кудрявцев Б.Т. Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления». Москва;
7. Кудрявцев Б.Т. Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление»
8. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». М. Мозаика-синтез;
9. «Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского». М. Аркти;
10. Страковская В.Л. «Триста подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет»;
11. Юрко Г.П. «Возрастные особенности ответных реакций у детей дошкольного возраста на физическую нагрузку». Москва