Путешествие в Древнюю Русь

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

  1. Знакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, материалом, из которого она строится.
  2. Дать представление о предметах быта, их назначении: печь, лавка, люлька, ухват, ручник.
  3. Знакомить с назначением и элементами вышивки.
  4. Упражнять детей в составлении декоративно – мозаичного узора, соблюдая ритм узора и цвета.
  5. Развивать творческое воображение, образность речи.
  6. Воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа.

Активизация словаря: изба, лавка, печь, люлька, сундук, ухват, ручник, оберег, славяне.

Методическое обеспечение:

  1. А.А. Вахрушев “Здравствуй, мир!”.
  2. О. Князева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
  3. О.А. Ботякова “Российский этнографический музей – детям”.
  4. Н.Б. Кутьина “Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой”.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: макет “Быт и занятия славянской семьи”; “машина времени”; ширма-ворота; кукла Дуняша в национальном костюме; клубочек ниток; иллюстрации “Быт и занятия восточных славян”; аудиозаписи русских народных песен: “Березка”, “Во саду ли, в огороде”; магнитная доска.

Раздаточный: дидактическая игра “Разбитое зеркало” – разрезные картинки “Быт и занятия восточных славян”; заготовки узоров для аппликации “Укрась ручник”, клей, кисти (на каждого ребенка); звездочки-фишки 10 шт. (по 2 шт. разного цвета); элементы национальных костюмов восточных славян (мальчикам – рубахи, девочкам – сарафаны).

Ход занятия

В о с п и т а т е л ь. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?

Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Д е т и. Русь, Русь деревянная.

В о с п и т а т е л ь. Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?

Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени.

(Дети проходят в “машину времени”).

Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.

Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?

Д е т и. Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое.

В о с п и т а т е л ь. Дорога будет длинной, потому что было это очень давно.

Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Д е т и. Славяне похоже на слово “слава”.

В о с п и т а т е л ь. А это значит, что славяне – это славный народ. А еще называли они себя словенами, т.е. понимающими слово, понятную речь.

В о с п и т а т е л ь. В нашей машине времени есть секретная каюта, вход в которую разрешен только специалистам по пропускам. Мы сможем их получить, если отгадаем, что находится в этой каюте.

Слушайте внимательно загадку.

Рта нет, языка нет,
А говорит о каждом. (Зеркало)

Молодцы, отгадали. Там находятся зеркала, но они не простые, а волшебные. Они помогут нам рассмотреть картинки из прошлого.

За то, что вы справились с заданием, каждый из вас получает пропуск.

(После выполнения задания дети получают звездочки разного цвета, проходят в каюту)

Обратите внимание, дети, звездочки у вас разного цвета. Это значит, что у вас у каждого будет свое рабочее место.

Ой, ребята, зеркала почему-то рассыпались, наверное, от времени!

Что же нам делать?

Д е т и. Собрать, склеить.

В о с п и т а т е л ь. Конечно, молодцы, давайте соберем частички нашего прошлого в целую картину.

(Дидактическая игра “Разбитое зеркало” – разрезные картинки. Во время выполнения задания детьми звучит аудиозапись “Во саду ли, в огороде”).

Беседа по картинкам. (Примерные вопросы: Что вы видите на этой картинке? На что обратили внимание? Есть что-то непонятное, незнакомое вам? Как вы думаете, что это такое? Есть такие предметы, которые не встречаются вам в обычной жизни?)

В о с п и т а т е л ь. Молодцы, как много вы увидели в волшебных зеркалах.

Пришло время готовиться к выходу в прошлое. Дорогу к дому наших далеких предков-славян укажет нам путеводный клубочек.

Пока будем идти за клубочком, давайте мы с вами поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки.

Физминутка:

Шел старик дорогою, дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается, бодается, бодается
А старик ругается, ругается, ругается.

(Дети выполняют движения на каждое предложение приговорки.)

(Подходим к воротам ширмы, закрывающей макет “Быт и занятия восточных славян”.)

В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, куда клубочек нас привел! Что это?

Д е т и. Ворота, калитка.

Вы знаете как надо вести себя в гостях?

Сегодня мы с вами побываем в гостях у Дуняши, но хозяйка еще не знает, что мы пришли. Что же нам делать? Как подать ей сигнал, что мы пришли?

Д е т и. Постучаться! Позвать ее!

В о с п и т а т е л ь. Как же мы ее позовем? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Д е т и. Стучат в “ворота”. Дома ли хозяюшка?

В о с п и т а т е л ь. Ребята, а вдруг Дуняша к нам не выйдет, ведь мы гости незваные?

Д е т и. Конечно, она к нам выйдет, ведь когда гости приходят, становится весело, радостно.

В о с п и т а т е л ь. Послушайте, дети, кто-то нас зовет!

Д у н я ш а (педагог от имени куклы). Милости просим, гостите-жалуйте.

В о с п и т а т е л ь. У славян был обычай, по которому входившие в новый дом, должны были взяться за нить клубочка.

(Вместе с воспитателем входят в ворота, держась за ниточку.)

Д е т и. Хозяюшка, помогай вам Бог. Хлеб да соль.

Д у н я ш а. (Держит ручник с караваем.) Нежданный гость у нас лучше жданных двух!”. А откуда вы сами-то будете, гости дорогие?

Д е т и. Из детского сада “Ручеек”.

В о с п и т а т е л ь. Хозяюшка, ребятам очень интересно, как жили славяне на Руси, ты нам поможешь узнать.

Д у н я ш а. Проходите, проходите, как живем мы посмотрите.

В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, дети, что это за здание?

Д е т и. Это дом наших далеких предков-славян.

В о с п и т а т е л ь. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. “Семья сильна, когда крыша одна”, – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки.

Посмотрите, из чего строили жилище.

Д е т и. Из дерева, бревен.

В о с п и т а т е л ь. Знаете ли вы, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен?

Д е т и. Крестьянский дом, срубленный из бревен, назывался избой.

В о с п и т а т е л ь. Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.

Д е т и. Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька и др.

В о с п и т а т е л ь. Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами. Как вы думаете, а где это все наши предки брали?

Д е т и. Делали своими руками.

В о с п и т а т е л ь. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Мебель (столы, лавки, сундуки, люльки) делалась тщательно, с любовью.

Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки?

Д е т и. Кресло, диван, стул. Комод, шкаф. Коляска, кроватка.

В о с п и т а т е л ь. Что еще вы видите в избе?

Д е т и. Печь.

В о с п и т а т е л ь. Напротив входа всегда ставилась печь. Войдя в избу на нее сразу обратишь внимание, она занимала почти пол-избы.

Без печи хата – не хата.

Для чего нашим предкам нужна была печь?

Д е т и. Обогревали жилище, готовили еду.

В о с п и т а т е л ь. Правильно, ребята, печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. В народе печь называли “кормилицей”, “матушкой”. В печке было жарко и горшок руками взять нельзя. Найдите в избе предмет, которым можно это сделать?

Д е т и. Ухват.

В о с п и т а т е л ь. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для народных сказок.

Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи?

Д е т и. Прячет Машу и ее братца от гусей-лебедей в сказке “Гуси-лебеди”, везет Емелю к царю в сказке “По щучьему велению” и др.

В о с п и т а т е л ь. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такая печь дожила до наших дней?

Д е т и. Печь наших предков-славян дожила и до наших дней.

В о с п и т а т е л ь. Рядом с печкой висела люлька с младенцем. Как вы думаете, почему?

Д е т и. Чтобы малышу было тепло.

В о с п и т а т е л ь. Что еще интересного вы увидели, чего не встречаете в обычной жизни?

Д е т и. Украшение на стене.

В о с п и т а т е л ь. Вы знаете, как оно называется?

Д е т и. Полотенце.

В о с п и т а т е л ь. Как еще называли полотенце наши предки славяне?

Д е т и. (Если дети затрудняются, педагог предлагает спросить у Дуняши).

В о с п и т а т е л ь. Давайте спросим у хозяюшки. Вы обратили внимание, что Дуняша нас встречала с полотенцем на руках?

Д у н я ш а. Встречают желанного гостя хлебом, солью. Выносят хлеб к гостю на вышитом ручнике.

Гости дорогие, вы знаете, от какого слово появилось слово “ручник”?

Д е т и. От слова руки.

В о с п и т а т е л ь. Дети, я заметила, что ручники украшали узорами, как вы думаете, для чего славяне это делали?

Д е т и. Для красоты.

В о с п и т а т е л ь. Узору, которым украшали ручник, придавали значение не только, как украшению, но и как оберегу. Что значит слово “оберег”?

Д е т и. Оберегает, оберегать.

В о с п и т а т е л ь. Славяне верили, что обереги защищали их от болезней, пожара и прочих несчастий.

Д у н я ш а. Люди добрые, коль желаете, и вас научу украшать ручник. Начала я украшать, да не закончила, работы много по дому.

Д е т и. Желаем.

В о с п и т а т е л ь. Пройдите за столы. Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали ручники. На что похожи узоры?

Д е т и. На солнышко, цветочки, листочки, ручейки, веточки.

В о с п и т а т е л ь. Вы правы, позаимствовали узоры наши предки-славяне у природы. На что еще в узоре вы обратили внимание?

Д е т и. Мелкие и крупные узоры чередуются.

На ваших столах лежат ручники, которые Дуняша не успела украсить. Подберите узоры так, как она начала это делать (аппликация “Укрась ручник”).

(Готовые работы вывешиваются на магнитную доску.)

В о с п и т а т е л ь. Посмотри, как ребята постарались украсить ручники.

Д у н я ш а (педагог от имени куклы).

Руки да душа – горница хороша.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, что это Дуняша нам сказала?

Д е т и. Похвалила, поблагодарила.

В о с п и т а т е л ь. Она отметила, что вы аккуратно и старательно работали, такими ручниками не стыдно и в избе украсить.

Д у н я ш а (педагог от имени куклы).

Делу время – потехе час.

Славно вы потрудились, гости дорогие, пора и отдохнуть. Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. В них принимали участие и дети. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Приглашаю вас на праздник и предлагаю вам выбрать себе праздничный наряд.

(Дети надевают элементы национальных костюмов: мальчики – рубахи, девочки – сарафаны).

В о с п и т а т е л ь. Дети готовы?

Д е т и. Вот и праздник у ворот, приглашаю в хоровод!

(Хоровод “Березка”).

Д у н я ш а. Ребята, вы так меня развеселили!

В о с п и т а т е л ь. Погостили мы с вами у Дуняши, но как говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше!” Пора нам в обратный путь собираться.

Д у н я ш а. На память о нашей встрече я хочу подарить вам обереги.

(Каждому ребенку вручается оберег.)

Д е т и. Благодарствуем на хлебе-соли.

Д у н я ш а. Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час. Путь вам чистый.

Д е т и. Счастливо, Дуняша, оставаться.

(Дети возвращаются в машину времени.)

В о с п и т а т е л ь. Ребята, а теперь в какую сторону нужно повернуть стрелки часов, чтобы вернуться обратно в детский сад?

Д е т и. Вперед.

В о с п и т а т е л ь. Почему вы так считаете?

Д е т и. Будем возвращаться в будущее.

В о с п и т а т е л ь. Давайте еще раз посмотрим волшебные зеркала.

(Беседа по картинам.)

(Примерные вопросы: Есть что-то непонятное, незнакомое вам? Из чего наши предки строили дома? Как называли славяне свои дома? Зачем славянам нужна была печь? Для чего украшали ручники? Чем вынимали из печки чугунок? Что это за предмет, для чего он нужен?)

Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.)

Вот мы и вернулись из прошлого в наш родной детский сад. Я очень рада, что вам понравилось путешествие.