Современная естественная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться: иначе человечество окажется перед лицом экологической катастрофы, не менее угрожающий его существованию, чем ядерная война.
Для предотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в природу необходимо решение ряда научно-технических, социально-политических, экономических и других проблем, среди которых одно из первых мест занимают педагогические, поскольку подрастающее поколение еще на школьной скамье должно быть подготовлено к научно-обоснованному и бережному отношению к окружающей природной среде.
Вот почему идея "экологизации" учебных дисциплин (т.е. отражения их в содержании и методике преподавания учебных предметов) приобрела в настоящее время большое значение.
Наряду с биологическими дисциплинами велика роль в приобщении молодежи к вопросам охраны природы и рационального использования ее ресурсов в курсах физики, математики и других дисциплин, поскольку достижения именно науки сегодня в основе создания как новой техники и новейших технологий, так и разнообразных природоохранительных методов и средств.
Экологическое образование школьников в процессе обучения математики связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений и их причиной обусловленности, о взаимодействии человека и природы, и нарушении вследствие этого некоторых природных процессов, с выработкой убеждений в необходимости рационального использования окружающей среды и ее защиты.
Математика может внести свою лепту в дело экологического воспитания и образования, что позволит находить оптимальные пути выхода из назревающего экологического кризиса России и всего человеческого сообщества XXI века. Наши усилия должны быть направлены на то, чтобы учащиеся глубже, полнее и правильнее понимали, умели оценить экологические и могли использовать свои математические знания для защиты окружающей среды, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают. Чтобы обеспечить экологическое воспитание и образование в процессе изучения математических дисциплин необходимо разработать специальную программу экологизации этого процесса с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их мышления, опыта и знаний в области охраны окружающей природной среды. Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих интересов школьников, в том числе и в области экологии, является важнейшей тенденцией современного образования. В связи с тем, что именно процесс обучения математике формирует у учащихся такие необходимые качества как умение думать, критически осмысливать и оценить происходящее, отстаивать свои мысли и идеи, т.е. рационалистический стиль мышления, становится понятной роль такого предмета, как математика.
Выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что знание математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину, избегать искажений и предрассудков, укреплять здравый смысл. Он отмечал не раз, что обучение арифметике чрезвычайно существенно и для улучшения экономического развития страны, и для подъема благосостояния народа. "Умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости, а счет – то естественное начало, которое в поисках истины оберегает нас от заблуждений, это тот столп, на котором покоится наше благосостояние, которое одарит сынов человеческих, разумная и расчетливая жизнь".
Прекрасные слова сказаны им же о необходимости математики для профессиональной подготовки: “Мы не можем не признать ту истину, если человек хорошо, т.е. природообразно и удовлетворительным образом, обучен считать, то он в себе самом уже содержит глубокие важнейшие основы всякого мастерства и всякой умелости”. Эти выражения названного педагога как нельзя лучше характеризуют роль математики как в формировании экологического интереса, так и в подготовке любого специалиста способного принимать экологически обоснованные решения направленные на оптимизацию взаимодействия общества и природы. Нравственное и умственное развитие человека, в том числе и в области экологии осуществляется в течение всей его жизни. Очевидно, что это развитие формируется в процессе всей учебной деятельности учащихся направлено на гармоническое развитие физических и духовных сил, их творческих способностей, высоких эстетических идеалов и вкусов, на воспитания человека, обладающего научным мировоззрением, владеющего системой научных знаний о природе, обществе, человеческом мышлении. Человеческая личность формируется в процессе активного ее взаимодействия с окружающим миром. Отсюда понятна роль активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе и в формировании экологического сознания и мышления.
Развития активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, что особенно ярко проявляется во взаимодействии общества и природы. Человеческое сознание имеет сложную структуру, элементами которой являются ощущения, восприятия, представления, мышления и чувства. (См. приложение №1.)
Требования соединения учебной деятельности школьников (в которой формируются математические знания и умения) с их познавательной деятельностью (знакомящей школьников с методами познания с различными познавательными источниками, такими как объяснение, чтение книги, проведение опыта, решение задач) в современной методике принято выражать с помощью термина "учебно-познавательная". Использование этого метода дает широкие возможности формирования экологической культуры, экологического воспитания и образования.
Существенным признаком учебно-познавательного интереса школьников является ее творческий характер, ибо воспитание творческих способностей может быть осуществлено только путем активного участия школьников в процессе творческой деятельности. Способность применять знания в новой ситуации, умение решать новые проблемы являются практические и познавательные задачи, требующие творческого решения.
Учебно-познавательная деятельность должна, кроме математических целей изучения нового материала, ставить перед учащимися цель уяснения логической структуры процесса получения новой информации, уяснения двусторонней связи между изучением теории и практическими задачами. Отсюда следует, что в сознании учащихся должна отпечататься сама динамика познавательного интереса. Они должны не просто знакомиться с теорией предмета, а видеть источники возникновения ее и практическую целесообразность изучения этих вопросов, не просто решать задачу, указанную учителем, приобретая нужные навыки и умения, а рассматривать условия, в которых возникают задачи данного типа.
В настоящее время обучать школьников математике, не показывая тех последствий, которые наступают в результате экономической деятельности отдельных фирм, корпораций, целых государств, просто безответственно. Органичное единство и взаимная обусловленность экономики и экологии сегодня вполне очевидны. Если экономическая ситуация на планете будет ухудшаться такими же темпами, то большая часть доходов, получаемых в результате экономической деятельности человека, будет направляться на нейтрализацию ее вредных последствий. Целесообразнее не наносить серьезного ущерба окружающей среде, чтобы потом не приходилось в прямом смысле слова спасаться от нее, т.к. природа уже не в силах самовосстанавливаться естественным путем, обеспечивать условия для нормальной жизни человека и других живых организмов. Экономические проблемы многие дети, особенно живущие в городе, воспринимают как многоэтажные дома, асфальт, потоки машин. Картины живой природы они видят лишь по телевизору, а те, кому повезет, – на даче или во время летнего отдыха за городом, и т.д. Поэтому не удивительно, что ребята не задумываются над плачевным состоянием природы, которая до появления промышленности и крупных городов, машин и самолетов была совсем другой. Сегодня разорвана естественная связь “природа-человек” и как следствие этого – стремительное распространение среди Учащихся равнодушия, а иногда и жестокости ко всему, в том числе к окружающей природной среде, животным и растениям, к близким людям, друг к другу и т.д. В ходе изучения математических знаний у учащихся интенсивное экологическое и экономическое просвещение, формируется экологическое сознание, устойчивые мотивы активной природоохранительной деятельности, развивается представление о взаимосвязи между производством и состоянием окружающей среды. Так, в ходе обучения ученики устраивают, что увеличение выпуска промышленной продукции кроме повышения уровня благосостояния населения неизбежно ведет к ухудшению экологии данного района или города, природной среды. Так, например, учащимся 5 кл. предлагается на основании цифрового материала, взятого из периодической печати, составить задачу, записав ее условие и решение. На следующем уроке 2-3 ученика зачитывают составленные задачи, а учитель вместе с классом комментирует их, выделяя моменты экономии и бережливости, проблемы экологии. Наиболее удачные задачи используются затем при повторении. (См. приложение №2.)
Другой способ составления задач – по готовым плакатам, изготовленным для кабинета математики учащимися старших классов. Учащимся предлагается составить смету ремонта своего подъезда, используя данные плаката. Полученные результаты комментируются на уроке, делаются выводы о бережном отношении к народному добру и окружающим. Детям предлагается подсчитать экономию электроэнергии или пищевых продуктов в семье, утечку воды из неисправных кранов. Поговорить о семейном бюджете. Эти задания заставляют ребят обратится к трудовому опыту родителей, ближе познакомиться с их профессией, спецификой предприятий, получают об экономической и экологической жизни страны, своего района, своей семьи, учатся понимать, что в основе повышения жизненного уровня людей лежит бережное отношение к народному добру, рациональное использование каждого рубля. Развивать у школьников экономическое мышление, учить их заботится о нашем главном национальном богатстве – родной природе, все тем, что она дает человеку сегодня и что сможет дать ему завтра. Учащиеся учатся оперировать числами, конкретными данными, формулами, вырабатываются сложные вычислительные навыки, умение находить наиболее рациональные пути решения общих и прикладных учебных заданий.
Удачная методическая находка и умелое ее выполнение позволяют учащимся шире знакомиться с различными системами счисления, прививать вкус к решению трудных задач, способствовать возникновению стойкого интереса к занятиям, развивают любознательность, стремление к чтению популярной литературы по математике. На занятиях всемерно поощряется использование ребятами дополнительной литературы. Все это способствует развитию познавательного интереса учащихся и экологическому воспитанию.
Осознание важности формирования экологических знаний возможно при тесном сочетании теоретических знаний с практическими навыками и умениями. Несмотря на то, что сегодня многие школы и высшие учебные заведения не располагают достаточными материальными возможностями для формирования экспериментальной базы для экологических исследований, все же есть основания утверждать, что школы могут в этом отношении сделать такую работу реальной. Надо не забывать, что сама природа является уникальной лабораторией, позволяющей осуществлять достаточно серьезные и важные исследования. Через отношение ребят к природе, через призму потребностей, поступков можно судить об их социально-этической зрелости, формировании этикоэкологической культуры, возможности познания естественных явлений, новизны приобретенных знаний, различных взглядов на окружающую среду и место человека в ней, о сохранении природной среды, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
У общества и природы общая судьба. Их будущее зависит от каждого из нас. Защита природы – дело совести и долга каждого из нас!
Литература
1. Алпатьев А.М.
Развитие, преобразование и охрана природной среды: проблемы, аспекты. – Л.: Наука, 1983г.
- Бородай А.А.
- Буковская Г.В.
- Зверев И.Д.
- Суравегина И.Т.
- Ильясова И.И., Ляудис В.Я.
- Щукина Г.И.
Внеклассная работа по изучению природы как средство формирования познавательной активности подростков.
Диссерт. кандид. пед. наук М-1995г.
Первые шаги в экологию.
Тамбов ТИПКРО,1985г.
Ведущие идеи и понятия в содержании школьного экологического образования.
Современное образование в школе Москва,1985г.
Концепция и программа деятельности общеобразовательной школы по экологическому образованию.
Москва, 1991г.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.
Москва, МГУ 1981г.
Проблема познавательного интереса в педагогике.
Москва 1974г.