Приготовьте рабочее место для проведения занятий, следите, чтобы освещение было достаточным, поза ребенка – удобной, на столе лежали необходимые принадлежности. Перед началом коррекционного занятия обсудите с детьми будущую работу в соответствии с лексической темой и заинтересуйте их. Во время работы поощряйте детей, подводите к рассуждениям, используя комментарии своих действий. Следите за осанкой, за правильным захватом фломастера, карандаша или ручки, за силой нажима. Если в работе используете ножницы, напоминайте о технике безопасности. Выполняйте корригирующую гимнастику для глаз, для кисти рук, упражнения для плечевого пояса, физминутки. После завершения работы обсудите, проанализируйте результаты проделанного, похвалите ребят.
Тема “Фрукты”
Коррекционно-образовательные цели.
Закреплять умение рисовать круги, овалы, выполняя штриховку.
Закреплять умения выполнять артикуляционную, мимическую, пальчиковую и дыхательную гимнастику.
Закреплять образование относительных прилагательных.
Коррекционно-развивающие цели.
- Развивать артикулярную моторику, мимическую мускулатуру, жевательно-артикуляционные мышцы, мышцы губ, языка, умение переключаться из одной артикуляционной позы в другую.
- Развивать графические функции, используя рисование кругов овалов в центре листа.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные цели.
Прививать аккуратность при выполнении графического задания.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, корзинка для фруктов, листы бумаги 12х12, цветные карандаши.
Ход занятия
- Организационный момент
- Мимические упражнения
- Упражнения для мышц шеи
- Игровое упражнение “Жуем твердую грушу”
- Упражнения для губ, щек и языка
- Пальчиковая гимнастика:
На столе у педагога картинки с изображением предметов. Педагог предлагает выбрать картинки с изображением фруктов. Садится тот, кто выполнил задание педагога.
Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.
Следующая ситуация, когда фрукт свалился на голову (дети складывают фрукты в корзину).
Развитие дыхания:
Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша!
Выдох носом, выдох ртом.
Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Банан. Улыбнуться. Приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Язык пролезает через щель в заборе в сад. “Широкий” язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые – вот такие. Показать “острый” язык. По очереди высовывать то “широкий”, то “узкий” язык.
Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
Качели. В саду мы увидели качели. Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
Чашечка. Сделать из языка “чашечку”. В Наташину чашечку я налью апельсиновый сок, в Сашину – яблочный сок, в Лерину – сливовый. Какой сок налить тебе, Глеб? Соня?
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий.
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик – господинчик
В землю косточки сажает.
7. Педагог предлагает взять листочки бумаги и в центре листа нарисовать любой фрукт.
8. Итог занятия
Дети оценивают работы друг друга.
Тема “Одежда”
Коррекционно-образовательные цели.
Закреплять умения выполнять различные виды штриховки.
Закреплять умения выполнять артикуляционную, мимическую, пальчиковую гимнастику.
Упражнять в употреблении притяжательных местоимений - мой, моя.
Коррекционно-развивающие цели.
Развивать графические функции, используя разные виды штриховки.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Развивать артикуляционную моторику, речеслуховую память, творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные цели.
Воспитывать бережное отношение к вещам, одежде, головным уборам.
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, ножницы, различные виды орнамента
Ход занятия
- Организационный момент
- Мимические упражнения
- Упражнения для мышц шеи
- Упражнения для губ
- Развитие дыхания и голоса
Педагог ведет детей по кругу, выполнил действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения (у детей на головах шляпы, кепки, шапки с кисточками, платки).
Ляпы-тяпы
По дороге в Ляпы-тяпы
Шли гуськом четыре шляпы
Шляпу старую с пером (похлапывать по шляпам)
Звали дедушку Петром.
Шляпу с кисточкою синей (правая рука вверху
работает кисть)
Звали бабушку Аксиньей,
Шляпу с красной ленточкой (руки внизу,
размахивать вперед назад)
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком (левую руку приложить к
козырьку)
Звали внуком Игорьком.
По дороге в Тяпы – Ляпы
Шли гуськом четыре шляпы.
Дети снимают головные уборы, с правой стороны на стол складывают головные уборы, которые относятся к слову мой. С левой стороны дети складывают головные уборы, которые относятся к слову моя.
Педагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы, печалитесь, нечаянно порвав одежду.
Испачкали платье и рассердили маму.
Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону, с сопротивлением рук, произнося: “Ай-ай-ай!”
Выразить смущение.
Застегивание и расстегивание молнии.
Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленькие пуговицы.
Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).
Иголочка. Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до “пяти-шести”).
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения “широкого” и “узкого” языка. Положить “широкий” язык на нижнюю губу (“круглый воротничок”). Вытянуть “острый” язык – “воротничок с острыми краями”.
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить Д-д-д-д (шьем на электрической швейной машинке), Т-т-т-т (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка. Кончик языка “иголочка” ритмично касается верхней губы начиная с угла рта.
Пальчиковая гимнастика
Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: “Ля-ли-ле, ли-ля-лю”.
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги:
“Ой-ой-ой, болит пальчик мой.
Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!”
Ручки погладили, потерли, встряхнули, про боль забыли.
6. В сказочной стране “Ляпы-тяпы” не хватает еще одного головного убора шапки с помпоном. Дети предлагают нарисовать шапку с помпоном, украсив ее орнаментом, а помпон нарисовать штриховкой, и отправить в сказочную страну.
Тема “Посуда”
Коррекционно-образовательные цели.
Закреплять умение выполнять штриховку в разных направлениях.
Закреплять умение выполнять артикуляционную пальчиковую гимнастику, закреплять согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде.
Коррекционно-развивающие цели.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, используя штриховку в двух направлениях: сверху вниз и слева направо.
Коррекционно-воспитательный цели.
Воспитывать бережное отношение к посуде.
Оборудование: цветные карандаши, альбомные листы.
Ход занятия
- Организационный момент
- Мимические упражнения (дети показывают друг другу)
- Упражнения для мышц шеи
- Упражнения для губ, щек
- Упражнения для языка
- Пальчиковая гимнастика:
Педагог предлагает сесть тому, кто назовет предметы, которые относятся к посуде.
Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку.
Радость – купили новую посуду.
Неудовольствие – много грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.
Посмотрите, что в кастрюле? Опустить голову вниз “Какая посуда стоит на полке?”. Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой “трубочкой”.
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.
Чья “чашечка” глубже?
Язык “чашечкой” снаружи и внутри рта.
Чашка и блюдце на столе
Чашка и блюдце на столе.
Чередовать позиции: язык “чашечкой” и язык “на донышке”.
Острый ножик и глубокий ковшик.
Чередовать артикуляционные позиции: “острый” язык и язык “чашечкой”.
Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже
Развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали –
Так мы маме помогали.
7. Педагог предлагает вырезать из бумаги, сложенной вдвое посуду (вазу, нож, ложку, поднос и др.).
Игра “Скажи правильно” - Что ты делаешь Лера?
Я вырезаю одну вазу,
Я вырезаю один нож,
Я вырезаю одну ложку,
Я вырезаю один поднос.
Закрасить посуду, используя цветные карандаши, в двух направлениях: сверху вниз и слева направо (См. альбом т. “Посуда”)
8. Итог занятия. Дети оценивают свои работы и предлагают организовать выставку посуды
Тема “Домашние животные”
Коррекционно-образовательные цели.
Закреплять понятия о вертикальных и горизонтальных линиях.
Закреплять умение рисовать тонкими линиями простым карандашом.
Закреплять технику обрывания.
Закреплять образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Коррекционно-развивающие цели.
- Развивать глазомер.
- Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру мелкой моторики. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные цели.
Прививать любовь к домашним животным.
Оборудование: цветные карандаши, альбомный лист, ножницы, бумага разной фактуры (бархатная, картон).
Ход занятия
- Организационный момент
- Мимические упражнения
- Упражнения для мышц шеи
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, для щек и губ.
- Упражнения для языка
- Пальчиковая гимнастика:
Отгадайте загадку.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапке коготки. (Кошка)
Не спеша шагает к речке,
В шубе ей тепло, как в печке.
Подойдет она к избе
И зовет меня: “Бе-бе!”. (Овца)
Кто это? (Домашние животные) .
Назови ласково:
Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек
Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.
Представить, как мальчик гладит собаку, девочка испугалась сердитого бульдога, голодного котенка, просящего молочко у своей хозяйки.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка.
Кошка умывается. Повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо – облизать нижнюю губу.
Бодливый козленок. Круговые движения головой.
Корова и теленок жуют жвачку. Имитировать жевание.
Котенок зевает. Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью – подбородком рисовать букву “О”.
Бульдог сердится. Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.
Собака рассердилась – у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
Фырканье лошади. Вибрация губ.
Кошка лакает молоко. Высунуть “широкий” язык изо рта. Поднять кончик языка вверх “чашечкой” и спрятать язык в рот.
Теленок сосет молоко. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.
Собака.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
7. Педагог показывает картинку с изображением конуры.
Что это? Как называется? Кто здесь живет?
Педагог предлагает посмотреть на трафарет и спрашивает, фигуру какого животного напоминает детям отверстие трафарета. Затем раздает детям трафареты и просит обвести пальцем контуры отверстия, держа трафарет на весу, несколько раз. Затем просит детей взять в руки карандаши и в том же положении – на весу - обвести отверстие по контуру. Далее трафарет фиксируется на бумаге и обводится по контуру карандашом, карандаш при этом плотно прижат к контуру трафарета. Получилась собака, затем педагог предлагает применить технику обрывания. А конуру нарисовать двумя руками (правой, левой) одновременно, исходя из одной точки (крыша). Нанести штриховку тонкими линиями простым карандашом. Вырезать вход.
8. Итог занятия
Оцениваются работы детей. Использовать в театрализованной деятельности.
Тема “Зима”
Коррекционно-образовательные цели.
- Закреплять понятие о вертикальных и горизонтальных линиях.
- Упражнять в правильной артикуляции изолированных согласных на одном выдохе, меняя тембр и громкость голоса.
Закрепить технику симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезывания.
Коррекционно-развивающие цели.
Развивать глазомер, пространственную ориентацию.
Развивать интонационную выразительность, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные цели.
Воспитывать любовь к неживой природе и к прекрасному.
Оборудование: бумага разной фактуры, простой карандаш, ножницы.
Ход занятия
- Организационный момент
- Упражнения для щек, губ и языка
- Развитие речевого дыхания и голоса
- Пальчиковая гимнастика
- Педагог спрашивает, как можно украсить группу к Новогоднему празднику?
Педагог предлагает сесть тому, кто сможет изобразить деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
- Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Сосулька. Высунуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до 5).
Санки- ледянки. Сделать язык “чашечкой”.
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка “горочкой”.
Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: “З-з-з-з-з” (с усилением звука). Застоном лес от вьюги: “М-м-м-м” (Тихо, высоким голосом). Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м” (Громко, низким голосом). Стонут березы: “М-м-м-м” (Тихо, высоким голосом). Шумят ели: “Ш-ш-ш-ш”. Стихает вьюга: “С-с-с-с”.
“Мы во двор пошли гулять”
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. |
(Загибают пальчики по одному) (“Идут” по столу указательным и средним пальчиками) (Лепят комочек двумя ладонями) (“Крошат хлебушек” всеми пальчиками) (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) (Отряхивают ладошки) (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку) |
Дети предлагают украсить группу снежинками.
Показывает несколько образцов снежинок на бумаге разной фактуры. Дети выбирают.
Дети вырезают и украшают группу, любуясь своими работами.