Цель: Введение учащихся в мир творческой мастерской А.П.Платонова
Задачи:
- Познакомить учащихся с произведением А.П.Платонова “Сухой хлеб”.
- Обучать выразительному чтению, пересказу, монологическому ответу на поставленные вопросы; развивать навыки работы с художественным текстом.
- Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к хлебу, чувство любви к близким.
Оборудование:
- иллюстрация к тексту,
- портрет писателя,
- иллюстрации с изображением сельскохозяйственных орудий труда – плуг, соха, тяпка; колоски.
Ход урока
I. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня на наш урок чтения пришли гости, поприветствуем их. (Здравствуйте) Садитесь.
II. Постановка цели. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя
Андрея Платоновича Платонова. (1мин.)
- А что вы знаете об этом авторе? (1мин.)
Андрей Платонович родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Еще подростком он писал стихи, которые потом печатались в газетах и журналах. Платонов пишет о людях труда, о взаимосвязи человека и природы. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Платонова осталось большое рукописное наследие. (2 мин.)
- Мы уже знакомы с творчеством А.П.Платонова. Вспомните, какие рассказы вы читали в прошлом году. (“Цветок на земле”, “Еще мама”.)
- Кто главные герои этих произведений? (Дети: Артем и Афоня)
- А сейчас отгадайте загадку. Отгадав, её вы узнаете, о чём будет идти речь в произведении, с которым мы познакомимся.
Рос, сперва, на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
Сегодня мы знакомимся с новым произведением Андрея Платоновича Платонова,героем которого является ваш сверстник – мальчик Митя.
Это произведение называется “Сухой хлеб”.
- Как вы понимаете выражение “сухой хлеб”?
Вот сегодня мы с вами и узнаем, почему автор назвал так своё произведение и что для героя значит сухой хлеб. (3 мин.)
III. Знакомство с новым материалом
3.1.Выразительное чтение первой части “цепочкой” и лексическая работа с незнакомыми словами во время чтения (6 минут).
Плуг – сельскохозяйственное орудие для вспашки почвы (плуг может быть деревянным и металлическим).
Вол – бык, используемый в сельскохозяйственных работах. (Крылатое выражение: работать как вол, т.е. очень много, без устали).
Лемеха плуга – рабочая часть плуга для подрезания пласта почвы, его подъёма и направления на отвал плуга.
Мгла – непрозрачный воздух.
Зной – сильная жара от нагретого солнцем воздуха.
Бадья – широкое низкое деревянное ведро.
Коврига – край хлеба.
Рушник – полотенце.
- Ребята, мы прочитали 1 главу и познакомились с главным героем этого рассказа. Какой он?
3.2. Составление характеристики героя.
- Какими качествами обладает этот мальчик?
(Заботливый, любознательный, мечтательный, помощник матери, задумчивый, рассудительный).
- О чем часто задумывался мальчик?
(О смерти близких людей, о жизни неживых предметов).
- О чем мечтает Митя?
(Стать большим и сильным, чтобы помогать матери.).
- В чём проявляется забота мальчика о матери?
- Что он сделал, чтобы скорее вырасти? Прочитайте, как старательно, терпеливо и упорно он это делал. Выборочное чтение
- О каких качествах характера говорит этот поступок? (Заботливый, любящий)
- Сделайте вывод, как относился мальчик к маме?
- Мы хорошо с вами потрудились, а сейчас немного отдохнём.
IV. Физкультминутка (2 мин.)
Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коле ночкам ударим-
Тише! Тише! Тише!
Ручки, ручки поднимаем -
Выше! Выше! Выше!
Завертелись наши ручки;
Снова опустились
Мы на месте покружились
И остановились.
V. Закрепление и обобщение изученного
- А хотите ли вы узнать, что было дальше?
- Выразительное чтение текста “цепочкой” до конца. (10 мин.)
- О чём мы прочитали?
- Что ещё вы узнали о мальчике?
- Почему учительница сказала, что у Мити “сердце – маленькое, а большое”.
(Потому что мальчик спасал хлеб).
- А как он спасает хлеб, как помогает, хлебу расти? (Митя рассказывает, как помогает хлебу расти)
- И что сделала учительница? (Она организовала ребят на помощь Мити)
- Чему дети научились? (Уважительному отношению, помогать друг другу)
- Какие уроки получили ребята?
(Каждый человек должен трудиться, приносить пользу, найдя для себя маленькое, посильное, но нужное дело. Должен делать его с любовью, любить все живое, любить и уважать близких и беречь хлеб)
Развитие речи (Клоуз-тест).
- Вставьте по смыслу пропущенные слова, учитывая содержание всего произведения А.П. Платонова “Сухой хлеб”.
Солнце …, роса уже сошла и ветер с огнём … по земле. Однако те ржаные…, что возделал Митя нынче словно бы повеселели.
Справка: пропущенные слова поднялось, дул, колоски.
VI. Итоги урока
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Почему автор назвал своё произведение “Сухой хлеб”?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Подберите пословицы, соответствующие рассказу А.П. Платонова “ Сухой хлеб”.
(Худ обед, коли хлеба нет. Хлеб да вода – мужицкая еда. Голодной куме – хлеб на уме.
Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.
Есть калачи – не сидеть на печи. Пашню пашут – руками не машут. Пахать – не в дуду играть. Кто не пашет, у того и огрехов нет. Работа черна, да денежка бела).
- Как вы понимаете, значение каждой пословицы?
VII. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение рассказа А.П. Платонова “Сухой хлеб”. Приготовить краткий пересказ текста. Соотнести иллюстрацию с текстом.