Организация целеполагающей деятельности учащихся на уроках в младших классах как фактор здоровьесохранения в условиях интенсивного образовательного процесса

Разделы: Начальная школа


Одним из требований, предъявляемых к современному уроку, является организация целеполагающей деятельности учащихся. Анализ практической деятельности учителей показывает, что, как правило, цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Некоторые учителя, особенно учителя младших классов, думают, что цель урока – это дело учителя. Но, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие ученики приходят в раздражение, быстро утомляются, у них снижается работоспособность, ухудшаются самочувствие и настроение, потому, что учителя знают, что будет происходить на уроке, а они – нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать.

Без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается на здоровье.

Итак, проблема в самом общем виде приобретает следующую формулировку: как учителю начальных классов создать условия для целеполагающей деятельности учащихся, какие эффективные приемы и средства нужно использовать, как поставить ребенка в позицию целеполагания на разных этапах обучения, на разных учебных предметах, на различных типах уроков.

Известно, что образовательный процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Образовательный процесс можно представить как смену взаимосвязанных деятельностей учителя и ученика.

Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:

  1. Готовность учащихся к активной учебной деятельности.
  2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
  3. Вариативность приемов сообщения темы и целей учебного занятия.
  4. Преемственность и перспективность в постанове целей учебного занятия.
  5. Формулирование целей в действиях учащихся.
  6. Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
  7. Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии.

Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

  1. Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
  2. Сообщение цели в виде проблемного задания
  3. Указание целей учебного занятия на доске “Что сегодня на уроке?”.
  4. “Ассоциативный ряд”.
  5. Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.
  6. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия.
  7. “Составление карты мыследеятельности”.
  8. “Постановка привлекательной цели” и т.д.

В процессе работы пришла к выводу, что эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

  1. Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
  2. Использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
  3. Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
  4. Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
  5. Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
  6. Осуществление учащимися контроля своих достижений.

Важно, начиная с первого урока первого класса, учителю начальных классов создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.

  • Так первый урок в первом классе начинаю с беседы:

- Зачем дети идут в школу?

- Для чего вы пришли в школу?

- Какова ваша цель? (Специально употребляю это слово).

  • В последующем на каждом уроке стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы, добиваюсь осознания ими близких и далеких целей; ученикам задаю такие вопросы:

- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему?

- С чего начнем? А что будем делать потом?

- Почему?

- С какой целью выполняем это задание?

  • Обязательно вместе с учащимися определяем тему урока и ставим цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную):

- Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель?

Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи.

  • В конце урока обязательна рефлексия!

- Какие цели ставили?

- Достигли ли своей цели? Почему?

- Что получилось?

- Над чем стоит еще поработать?

Для обучения приёмам целеполагания в первом классе использую таблицы, в которых условными значками разного цвета учащиеся обозначают, какую цель на данном уроке поставили и в какой мере её достигли. (Приложение 1 и Приложение 2, видеофрагмент урока математики в 1 классе).

Приведу примеры некоторых приемов постановки целей на различных типах уроков, проведенных по программе Л. В. Занкова.

1. Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.

2 класс. Математика (изучение и первичное закрепление новых знаний).

Тема: Периметр многоугольника.

Цель: Познакомить с понятием “периметр”, научить находить периметр многоугольника.

Урок начинаю с актуализации знаний. На доске начерчены ломаные (замкнутые и незамкнутые) и кривые линии. Дети с помощью ниточек, проволоки, тесемочек находят длину у замкнутой ломаной линии, или многоугольника. После чего сообщаю тему урока.

- Ребята, вы сами не зная того, нашли периметр многоугольника. Это и есть тема нашего урока. А какая будет цель урока?

Ученики:

- Узнать, что такое периметр.

- Научиться находить периметр многоугольника.

После выполнения некоторых заданий, выясняем, могут ли знания, полученные на уроке, пригодиться в жизни?

Ученики говорят, что можно вычислить длину забора, найти длину сторон платочка, чтобы пришить тесьму и т. д.

В конце урока провели Рефлексию.

- Какое открытие совершили на уроке?

- Что вы не знали, а сейчас знаете?

- Все ли задания у вас получились? Почему?

Ученики отметили, что получились не все задания, так как это только первый урок по теме.

2. Сообщение цели в виде проблемного задания.

1) 2 кл. Математика. (Закрепление знаний и способов деятельности).

Тема: Определение времени суток по часам.

Цель: Закрепить умение пользоваться часами. Организовать самостоятельную работу по определению времени.

I. Тему урока ученики читают на доске.

II. Постановка проблемы.

1) На доске модель часов, на которой стрелки неправильно показывают время: часовая показывает ровно 9 часов, а минутная уже 15 минут.

- Который час показывают эти часы?

(Дети говорят, что на модели неправильное расположение стрелок, поправляют стрелки и читают время правильно: 9 часов 15 минут, 15 минут десятого и т.д.).

2) Правильно ли написана вывеска на магазине?

Магазин работает с 9 ч. до 6 ч.

Обед с1 ч. до2 ч.

Дети говорят, что покупателям будет не понятно, в какое время суток открыт магазин, нужно уточнить – магазин работает до 6 часов утра или вечера, находят эти ошибки и исправляют их.

- Почему произошли такие ошибки, а могут ли быть подобные ошибки у вас?

III. Определение целей урока.

Учитель: Какова же цель нашего урока? Как вы определите её для себя?

Ученики:

- Учиться правильно определять время по часам и уметь показывать на модели часов.

- Применять полученные знания в жизни.

- Я умею определять время, но иногда ошибаюсь, мне нужно быть внимательным, хорошо работать на уроке.

Учитель: Моя цель предложить вам такие задания, которые бы помогли вам достичь целей.

Так на уроке была поставлена цель и намечен план работы.

Проработав несколько лет по данной теме, пришла к выводу, что отслеживать целеполагающую деятельность учащихся можно по следующим параметрам:

  • постепенное повышение доли самостоятельности ученика в постановке целей;
  • изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению социальной, практической и личностной значимости изучаемой темы;
  • расширение границ планируемого – от осознания близких целей до ясного представления отдаленного будущего;
  • развитие рефлексивных способностей ребенка, которые позволят выработать свои внутренние механизмы самоуправления учением в целом (при этом ученик становится субъектом учебной деятельности);
  • изменение формы фиксации целеполагающей деятельности у учащихся - от таблицы, предложенной учителем, до ведения тетрадей самоконтроля.

На основе данных параметров выстроилась определенная технология организации целеполагающей деятельности учащихся в начальной школе.

Технология целеполагания в общем виде выглядит так:

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Целеполагающая деятельность учащихся и организация этой деятельности учителем.
Постепенное понижение роли учителя в постановке целей.
объявление темы и цели урока преимущественно учителем учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цель своей деятельности. ученик формулирует свою личную цель, ставит учебную задачу или последовательность задач. ученик ставит все более сложные задачи, рассчитывая только на себя, на свои способности
2. Основа целеполагания
эмоции

(любопытство, интерес).

познавательные интересы;

осознание и углубление потребностей и мотивов УД.

внутренняя мотивация;

осмысление социальной практической и личной значимости темы.

волевые усилия;

самоконтроль.

Учитель стимулирует эмоциональное отношение учащегося к учебной деятельности, ориентирует на успех.
3. Границы планирования учебной деятельности.
урок;

несколько уроков (осознание близких целей).

изучаемая тема (обзорно);

урок

(преимущественно ближняя перспектива, с представлением о будущем)

учебный предмет (обзорно);

изучаемая тема;

урок

(ясное представление отдаленного будущего разработка плана, программы, технологии своей деятельности).

учебный предмет (на год);

изучаемая тема;

урок;

(начиная с конечного результата, шаг за шагом планирование своей деятельности, осознание дальней перспективы, но четкое представление ближних целей, планов, шагов).

4.Рефлексия (саморефлексия) результатов учебной деятельности, развитие рефлексивных способностей учащихся.
Интеллектуальная рефлексия
сравнение своей деятельности с внешним эталоном, оценка своего личного продвижения и своей успешности. оценка себя в деятельности с учетом оценки других. самоконтроль своих действий с уже имеющимся в сознании планом, корректировка полученного результата переосмысление учащимися содержания своего сознания, своей деятельности и общения с субъектами совместной деятельности.
Эмоциональная рефлексия
“Я”

чувства

комфорт

настроение от учебного занятия в целом.

“МЫ”

чувства

комфорт

настроение от общения, работы в малой группе, с товарищами

“ДЕЛО”

достиг цели учения?

в чем затруднялся?

как преодолеть проблемы?

умение управлять своей эмоциональной сферой.

 

 

 

5. Формы фиксации целей и планов.
устное проговаривание;

условными знаками в таблице, предложенной учителем (см. приложение 1).

устная и письменная формулировка целей в позитивных терминах, основанных на опыте, фактах. систематическая фиксация целей, составление плана, отслеживание своих результатов. ведение тетрадей самоконтроля, где прописывается цель, пути её достижения, самооценка своих результатов.

Добиться значимых результатов можно лишь при систематической организации целеполагающей деятельности учащихся на уроках.

Отслеживание результатов целеполагающей деятельности учащихся проводится на основе наблюдений, анкетных данных, итогов успеваемости учащихся за определенные промежутки времени, успешности учеников в целом

Показателем эффективности организации целеполагания является высокий и стабильный уровень качества обученности учащихся, что подтверждают ежегодные итоги успеваемости: 1 класс- 91%, 2класс- 96%, 3 класс- 95%, 4 класс- 92%.

При выполнении разноуровневых контрольных работ, задания третьего уровня стали выбирать от 30 до 40% учащихся, 50% из которых имеют стабильный положительный результат, что говорит об осознанности выбора и уровня качества обученности учеников

Результаты исследования показывают, что организация целеполагающей деятельности учащихся на уроке способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ученика, а значит, является здоровьесберегающей.

Список литературы

  1. Колесников А.К., Никитин И.Г., Чарный Б.М. Здоровьесберегающее образование: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей - Пермь, 2002.
  2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Изд.1977.
  3. “Начальная школа”, № 10,2005 г.
  4. Толстых Н. Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию у школьников 15-17 лет. “Воспитание школьников” №4.- 1977г.
  5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе-М.: 2001.