Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому основной целью обучения иностранному языку является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Задача, стоящая перед школой, заключается, в первую очередь, во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий. Одной из новых технологий является проектная методика.
Использование творческих проектов в обучении иностранным языкам приобретает в последние годы в России все больше и больше сторонников, иэто не случайно. Проектные приемы отвечают всем современным тенденциям в образовании. В них нашли свое яркое отражение и коммуникативный, и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка.
Следует также заметить, что в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Кроме этого, в ходе выполнения учебного проекта на иностранном языке успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, меняется роль учителя (он становится равноправным партнером и консультантом).
На уроках немецкого языка в 7 классе я предлагаю проект, который соответствует особенностям подросткового возраста.
Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.
Ребятам предлагается изготовить страноведческие альбомы о немецкоговорящих странах. По типологическим признакам этот проект можно определить как групповой, сквозной, смешанный (творческий, информационный), с открытой явной координацией. В ходе подготовки проекта все учащиеся класса делятся на 3 группы – 3 немецкоговорящие страны: Германия, Австрия и Швейцария.
Целью проекта является сбор информации по проблемам и предъявление ее в форме монолога своим одноклассникам. Работа ведется поэтапно см. таблицу 1. (Приложение 1).
На каждом этапе решаются определенные задачи, намечаются совместные действия учителя и учащихся. На первом этапе на организационном занятии группам предлагается подумать над тем, как они будут работать над проектом и предлагается заполнить таблицу. Каждый учащийся заполняет индивидуально.
Datum_____________
Name______________
Klasse____________
Thema/ Probem | Was soll ich machen? | Mit wem mache ich das? | Was brauche ich dazu? | Wann mache ich das? |
Каждая группа отвечает за сбор информации и оформление материалов в рамках одной страны на протяжении 3 лет. Тема рассчитана на одну четверть. В конце четверти защита проектов, а в начале следующей четверти – новая тема и новая проблема. Тематика проектов связана с учебными темами (Приложение 2).
Задачи второго этапа заключаются в поиске необходимой информации. Работа над проектом ведется как на уроке, так и во внеурочное время. Из моих личных книг и журналов в классе была организована библиотека. Ребята могут заниматься здесь во внеурочное время, а по необходимости брать литературу домой.
На этом этапе также решается задача активизации знакомого языкового материала и овладения новым лексическим материалом по теме проекта. С этой целью разработаны лексические таблицы (Приложение 3), где предлагаются слова и выражения, которые учащиеся должны усвоить, чтобы уметь делать сообщения по данной теме. Трудностей в этом задании у учащихся не возникает, так как работа с лексическими таблицами включена в планирование уроков. Так, например, 7 класс, I четверть, тема: Географическое положение страны, учащимся предлагается подготовить карты стран и попытаться описать их, употребляя известный и новый лексический материал. Это задание очень нравится учащимся, они серьезно относятся к составлению рассказов о “своей” стране. Их карты используются потом для оформления в альбомах, а затем и для защиты проекта.
На следующем – заключительном этапе ставится задача представления результатов работы над проектом. Каждая группа защищает перед классом свой проект. Защита проходит в форме конференций. В ходе защиты проекта учащиеся задают друг другу вопросы, обмениваются мнениями.
После презентации проекта учащиеся выбирают наиболее удачный на их взгляд проект – “лучший”, поясняют свой выбор. Учитель анализирует высказывания учащихся, подводит итог работы над проектом.
Практическим результатом проделанной работы за 3 года становятся 3 страноведческих альбома. Отдельно организуется вечер “Путешествие за границу”. На вечере учащиеся уже 9 класса демонстрируют полученные в процессе работы над проектом знания не только о “своей” стране, но и о двух других. В форме монологических высказываний они представляют вниманию гостей и класса описание причин, почему они желают поехать именно в “свою” страну; упаковывают чемоданы; заполняют анкеты; ходят в ресторан и заказывают обед; соревнуются в викторине; в конце “поездки” - обмениваются впечатлениями о поездке.
Таким образом, анализ результатов проделанной работы показывает, что использование проектной методики оказывает положительное влияние на развитие навыков монологической речи на немецком языке. В ходе выполнения проекта упрочились грамматические и лексические умения и навыки учащихся. Объем активного лексического минимума значительно увеличивается. Учащиеся также овладевают навыками составления различных типов предложений, что позволяет им самостоятельно строить монологические высказывания, объем которых к концу 9 класса в среднем составляет 15-18 предложений. Сильные учащиеся при этом не нуждаются в опорах. Монологические высказывания учащихся стали отличаться логичностью, последовательностью, грамматической сложностью. Слабые учащиеся охотно включаются в процесс работы, принимая помощь товарищей и учителя, что способствует повышению мотивации к изучению немецкого языка. Значительно возрос интерес и желание участвовать в подобных проектах.
Таким образом, проектная деятельность способна сделать учебный процесс для школьника лично значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.