Условия школы полного, дня для формирования информационной культуры учащихся
В последнее десятилетие Россия активно стремится к созданию информационного общества. Резкое расширение информационного пространства, активное внедрение телекоммуникационных технологий, высокие темпы развития технологий хранения, переработки информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном, региональном уровнях. Эволюция общественного мировоззрения диктует формирование осознанной необходимости в достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвитии на любом отрезке жизненного пути человека.
Традиционная система передачи знаний учащимся не может удовлетворить информационные потребности личности. Поэтому современная школа в последние годы стала ориентироваться все в большей мере на самостоятельно и критически мыслящего ученика, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Ключевая роль в прогрессивных школьных и педагогических технологиях отводится самообразованию как процессу, обеспечивающему планомерное и систематическое пополнение знаний путем самостоятельной работы с информационными источниками.
В последнее время при осуществлении Федеральных проектов и программ школы нашей страны оснастились компьютерной и орг.техникой, практически во все школы страны проведен Интернет. Таким образом, увеличивается количество источников получения информации. Из-за появления нетрадиционных источников информации и внедрения их в образовательную среду, необходимо учить пользователей работать с информацией такого вида. И тут возникают противоречия между:
- информационной стадией развития цивилизации и недостаточной информационной культурой участников образовательного процесса;
- потребностями общества в инициативных, творчески мыслящих, быстро перестраивающихся кадрах и репродуктивным характером образования;
- системным характером образовательного процесса и недостаточно организованным внедрением информационно- коммуникационных технологий в практику школы.
Одной из целей Федеральной программы развития образования является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни. Все это в современном обществе невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией с применением компьютерной техники.
Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблемы данного исследования:
- необходимость создания единой информационной образовательной среды на базе конкретной школы;
- развитие информационной культуры участников образовательного процесса путем использования ИКТ.
Проблема развития информационной культуры пользователей является сегодня одной из важнейших в образовании. Низкий уровень информационной культуры учащихся затрудняет их адаптацию и социализацию, препятствует профессиональной ориентации и становлению как полноправных членов общества. Низкий уровень информационной культуры педагогов влечет репродуктивный характер образования.
Не только главной целью образования, но и целью обучения в нашей школе,становится цель – развитие информационной культуры учащихся, т.е. подготовить их к жизни в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Для достижения цели школа (в лице администрации, учителей) предусматривает решение ряда образовательных задач:
- Овладение представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащих в фундаменте современной картины мира, об единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы, о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе.
- Развитие алгоритмического и эвристического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
- Овладение представлениями об обучении и самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в том числе и других, нежели информатика предметах.
- Создание мотивации к правильному социальному поведению в глобальной информационной среде на основе соответствующих норм.
- Подготовка к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий.
Информационную культуру в нашем исследовании будем понимать как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, но и так же как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.
Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека, что приводит, в общем, к информационному обществу.
Из многолетнего опыта работы нашей школы, видим, что формирование информационной культуры участников образовательного процесса происходит благополучнее в условиях школы полного дня. Еще недавно говорили “группа продленного дня”. Но мы имеем ввиду школу полного дня, как очень сложное организационно-педагогическое и социальное явление. При организации образовательного процесса в школе полного дня, учитываются следующие факторы: оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования, снижение нагрузки школьников за счет создания единого расписания первой и второй половины дня, использование второй половины дня для проведения практических занятий, экспериментов и опытов. Школа полного дня, так же может обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества.
Так занятия в нашей школе во второй половине дня проводятся по программам тематической направленности, комплексным интегрированным программам, направленным на расширение кругозора и внепредметных связей, так и на углубление знаний. Занятия организованы как в дополнение основному образованию, так и носят чисто прикладной характер.
Для развития информационной культуры в школе организован науно – информационный центр (НИЦ).
Занятия в НИЦ служат:
- формированию, у учащихся, современной информационной картины мира;
- формированию информационной культуры учащихся школы;
- формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе,
- формированию знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники;
- формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;
- воспитанию подрастающего поколения, направленному на формирование, у обучаемых, гражданственности, нравственности и высокой морали.
НИЦ совмещает в себе кабинет информатики, библиотечный фонды в виде справочной, энциклопедической, научно-популярной и художественной литературы, и предназначен так же для проведения урочных и внеклассных занятий по различным предметам с использованием современных технических средств. Основной функцией НИЦ является объединение информационного пространства школы для достижений главной цели – развития информационной культуры участников образовательного процесса.
За последний год при реализации концепции НИЦ и для достижения основной цели обучения – развития информационной культуры участников образовательного процесса организована научно – практическая лаборатория (НПЛ), соединенная с НИЦ. Ученики на уроках технологии, химии и физики осуществляя учебные и научные проекты рассчитать промежуточные расчеты, оформить проект и его результаты могут в НИЦ с помощью компьютерной техники.
Функционирование НИЦ, НПЛ, библиотеки, совмещенной с НИЦ, концентрирующих и распространяющих перспективные технологии обучения, сможет перевести процесс обучения на более высокий уровень, предполагающий использование не только программно-методического обеспечения, но и самых разнообразных средств обработки и передачи информации, а также учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером.
При такой организации работы кабинетов нельзя еще говорить о едином информационном пространстве в школе, так как многие ученики практически весь день находятся в своей классной комнате. Так как в школе существует кабинетная система, то при такой организации обучения в классных комнатах для плодотворного процесса учения созданы Рабочие места учителей. Эти рабочие места оснащены компьютерами, колонками, клавиатурами, мышью и наушниками. Учитель, при проведении урока, может использовать данную технику для разнообразной индивидуальной работы с учениками, тестирование или контроль знаний по теме урока или по предыдущем темам, повторение, изучение нового материала в индивидуальном темпе и т.п.). Все такие организованные места в классных комнатах соединены в локальную сеть школы.
Как говорилось выше, складывается ситуация недостаточной работы по формированию информационной грамотности, развитию информационной культуры участников информационного процесса, отсутствие целенаправленной и последовательной системы, дающей представление об информации и способах ее получения и обработки.
Основными направлениями работы школы по развитию, у учащихся, информационной культуры являются:
- Создание единого информационного и образовательного пространства.
- Преподавание “Информатики и ИКТ”.
- Обучение по различным предметам с использованием средств ИКТ.
- Организация внеклассной деятельности с применением средств ИКТ.
- Воспитательная работа, школьное самоуправление, взаимодействие с обществом т.д. при помощи ИКТ.
- Обучение пед. кадров в рамках информатизации школы.
О создании единого информационного пространства нами говорилось выше. Далее рассмотрим организацию внеклассной работы по развитию информационной культуры учащихся.
Освоение ИКТ в рамках их использования в образовательных областях, вне классно-урочной деятельности осуществляется в ходе:
- поиска информации в Интернете и других источниках
- фиксации (записи) информации об окружающем мире
- формирования собственных информационных массивов и (гипер)структур, включающее написание текстов и создание других информационных объектов,
- подготовка выступления и само выступление с использованием презентационных инструментов
- получение по телекоммуникационным каналам необходимой информации об учебном процессе, размещаемой учителем (конспекты, домашние задания, Интернет ссылки, тренировочные контрольные работы и т. д.)
- самостоятельное построение и исследование математических моделей (например, решение задач по физике), прежде всего в виртуальных конструкторах.
Информатизация внеклассной работы – одно из условий создания учебной архитектуры, открытой с точки зрения как обучаемого, так и обучающего. Практически речь идет о свободном доступе школьников и педагогов в НИЦ во внеурочное время для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.
Для того чтобы этот самостоятельный поиск не свелся к сетевым играм и общению учеников в чатах и учителям-предметникам была оказана помощь в обработке различных видов информации в НИЦ введена должность заведующего кабинетом. В обязанности заведующего входит составление плана развития кабинета, режима работы и т.п.
Следует отметить, что увлекшись информационными технологиями мы совсем забыли о книге – основном источнике знаний. Именно посещая НИЦ во внеурочное время ученики могут выполнить любое домашнее задание со словарем или справочником по любому предмету; написать доклад или реферат; прочитать художественное произведение и ознакомиться в критической литературой на него.
С другой стороны в НИЦ проводятся факультативные и кружковые занятия как по информатике, так и по другим предметам. Работа строится по следующему плану:
- издательство школьной газеты;
- создание летописи школы;
- кружковая работа;
- кружковая работа “Web-строительство” по созданию школьного сайта;
- оформление исследований по проекту “Зеленый континент”;
- организация научно-исследовательской работы учащихся и учителей;
- дополнительные занятия для учащихся, не имеющих дома компьютерной техники;
- индивидуальная работа школьников по различным предметам (тренажеры, тестирование и т.п.);
- проводятся общешкольные мероприятия и родительские собрания;
- занятия учащихся с логопедом и психологом;
- занятия по аудированию на кружке английского языка, в том числе и на самих уроках.
Как видим, из опыта работы школы, формирование информационной культуры учащихся более эффективно происходит в условиях школы полного дня, где отработка навыков и умений применения информационных технологий в решении насущных задач, происходит через объединение урочной и внеурочной деятельности.
Библиография:
- Антонова С.Г. Информатизация и информационная культура личности. //Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция. Краснодар-Новороссийск – 11-16 сентября – 1996. С. 50-51.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
- Макарова Л.Н., И.А. Ширшов, Т.К. Гапонова. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития // Педагогическая информатика. 2003, № 3, С. 17.
- Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.