Тема урока: Вычитание двузначных чисел. Решение задач различных видов.
Дидактическая цель: создать условия для формирования алгоритма вычитания двузначных чисел.
Задачи:
1. образовательные:
- учить решать разные виды задач, в том числе логические задачи;
- учить наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия;
- учить находить взаимосвязь между операциями сложения и вычитания; двузначных чисел, а также в составлении алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд;
- подготавливать к изучению таблицы умножения;
- формировать вычислительные навыки учеников.
2. развивающие:
- развивать аналитическую деятельность, внимание, геометрическое зрение;
- развивать умение ориентироваться на плоскости;
- развивать грамотную математическую речь, умение аргументировать собственную точку зрения и отстаивать ее в споре.
3. воспитательные:
- воспитывать чувство сплоченности коллектива;
- воспитывать целеустремленность и уверенность в каждом ученике.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-открытие.
Методы урока: репродуктивный, эвристический.
Оборудование урока:
- Учебник: И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская. Математика 2 класс;
- Тетрадь с печатной основой: Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Тетрадь по математике для 2 класса в 4-х частях. Тетрадь№2;
- Мультимедийная установка;
- Компьютер;
- Презентация Power Point – Приложение.
- У учащихся счетные палочки и “пучки”.
Ход урока:
- Организационно-психологический момент.
- Постановка цели урока. Актуализация знаний обучающихся.
Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. У нас сегодня будет необычный урок математики – к нам пришли гости. Поприветствуйте их. Садитесь.
Итак, начнем. Для начала давайте выясним тему урока.
- На уроке нам сегодня будет поднимать настроение Вини Пух и его друзья. Давайте разгадаем кроссворд, который они предлагают. В результате этот кроссворд поможет понять, что на уроке будет самым главным.
- Часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать (вопрос).
- Рассказ, в котором есть числа и вопрос, на который нужно ответить, выполнив арифметические действия (задача)
- Часть задачи, в которой рассказывается, что в ней известно (условие)
- Как называются числа 11, 23, 48, 97 (двузначные).
- Часть задачи, в которой находят ответ на вопрос задачи (решение).
- Искомое число в задаче (ответ).
- Арифметическое действие (вычитание).
- Задание в тетради с. 7 №13
– Вы, наверное, догадались, что самое главное на сегодняшнем уроке. (Дети сообщают цель и тему урока, учитель помогает наводящими вопросами)
– Верно, ребята, тема нашего урока: вычитание двузначных чисел, решение задач разных видов.
2) – Для того, чтобы вспомнить основные правила при работе с задачей, давайте вернемся к задаче про девочку Машу, которой подарили монеты для коллекции.
– Откройте учебник на странице 55, найдите №133. Прочитайте.
Девочке для коллекции дали 6 копеек тремя монетами. Какие это могли быть монеты?
(Дети рассказывают свои варианты решений и сопоставляют их со слайдами.)
– Запишите только решение этой задачи. Кто хочет записать на доске? (Дети записывают решение, только потом учитель показывает это решение на слайде)
2+2+2 = 6 (коп.)
3+2+1 = 6 (коп.)
Прочитайте вторую задачу.
Девочке подарили для коллекции 6 копеек тремя разными монетами. Какие это могли быть монеты?
– Запишите решение этой задачи. Кто хочет записать на доске? (Дети записывают решение, только потом учитель показывает решение на слайде)
3+2+1 = 6 (коп.)
– Отчего зависит разница в решении этих задач? (Оттого, что изменилось условие)
– Добавь одно слово в условие первой задачи так, чтобы новая задача имела одно решение, но не такое, как вторая. ( Ученики говорят, что нужно добавить слово: “Одинаковыми”)
-Итак, можно сделать вывод: очень важно читать внимательно условие задачи, чтобы найти верное решение. А теперь давайте решим задачу посложнее.
III. Введение новых знаний.
Решение задачи №132 с. 54
Прочитайте задачу.
К праздничному столу было приготовлено 67 пирожков. 24 пирожка гости уже съели. Сколько еще пирожков им осталось съесть?
– Как вы думаете, удобно ли будет записать условие с помощью рисунка? (Нет, слишком много нужно рисовать)
Запишем условие задачи с помощью опорных слов.
– Кто прочитает нам только условие задачи?
(Дети читают: К праздничному столу было приготовлено 67 пирожков. 24 пирожка гости уже съели.)
– Какие слова возьмем в условие, как опорные? (Приготовлено, съели)
Запишите условие сами. Проверьте запись по слайду. (На слайде условие, вопрос, решение и ответ появляются не сразу. Учитель по щелчку постепенно записывает задачу на слайде, давая детям возможность работать самостоятельно).
– Кто прочитает нам только вопрос задачи? (Дети читают: Сколько еще пирожков им осталось съесть?)
– Как его записать? (Осталось – ? пир.) Запишите сами. Проверьте запись по слайду.
– Кто знает, каким действием можно решить задачу? (вычитанием)
– Кто может составить выражение для решения этой задачи? (67 – 24)
– Знакомо вам такое выражение? (нет, мы такие выражения еще не решали)
– У кого-нибудь есть предположения, как его решить? (дети выдвигают свои версии)
– Посмотрите в учебнике, какие рисунки к решению этой задачи сделали ребята. Можете объяснить? (Дети обязательно скажут, что из десятков надо вычитать десятки, из единиц – единицы)
– Отлично, посмотрите, какой рисунок я сделала для решения этой задачи на слайде. Но для начала скажите, как мне с помощью пучков и палочек изобразить число 67. (Спрашиваю слабого ученика)
– Сколько десятков я должна убрать? Сколько единиц я должна убрать? Чему равно значение разности?
– Запишите решение. Проверьте. Кому понятно, как выполнять вычитание двузначных чисел? (Если будет мало рук, повторяю алгоритм еще раз)
– Молодцы. Что теперь нам нужно записать? (ответ)
– Как вы запишите ответ? (осталось 43 пирожка)
IV. Физминутка. (Вывести слайд с Вини Пухом)
Топай, мишка,
Хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
V. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
– Повторите, пожалуйста. Кто запомнил, порядок вычитания двузначных чисел. (Дети повторяют)
– В Задаче №132 есть еще одно задание, давайте его выполним.
– Сделай рисунок, который поможет тебе найти значение разности 48 – 32.
(Дети выполняют работу сами, учитель лишь помогает слабым ученикам)
– Итак, каково значение разности? (16)
VI. Оперирование знаниями в новой ситуации.
На слайде даны выражения:
59 – 34 34 + 23 25 + 13
91 – 24 89 – 25 45 – 11
45 |
25 |
38 |
64 |
14 |
81 |
33 |
19 |
76 |
34 |
а |
п |
з |
у |
е |
т |
к |
и |
в |
х |
– Сколько здесь дано разностей?. (4)
– Решите только подчеркнутые разности и вы расшифруете имя сказочного героя. (Пух)
– Как вы думаете, почему я не подчеркнула четвертую разность? Вы сможете найти ее значение? (Нет)
– Верно, ребята, этот способ вычитания нам еще неизвестен. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, когда можно пользоваться изученным сегодня способом. (Дети объясняют, что количество единиц уменьшаемого должно быть больше количества единиц вычитаемого) Правильно. Другие способы вычитания мы изучим на последующих уроках.
VII. Физминутка для глаз.
VIII. Обобщение и систематизация знаний.
1) – Мы решили сегодня несколько задач. А напоследок задача необычная.
С. 55 № 134
– В коробке лежат золотые и серебряные елочные шары. Игорь вынул 3 шара, не глядя в коробку. Будут ли у него в руках хотя бы 2 шара одного цвета? (Ответы детей)
– Как вы рассуждали?
– Нарисуй какие варианты решения могут получиться?
Дети предлагают свои варианты. Потом учитель советует им провести опыт – достает коробку с шарами и предлагает детям по очереди доставать шары из коробки. Дети убеждаются, что вариантов может быть только 4, но случаи выпадения того или иного варианта случайны.
IX. Итог урока.
- – Что нового сегодня узнали?
- – Кто понял как нужно вычитать двузначные числа?
- – Кто по-вашему мнению сегодня на уроке лучше всех работал?
- – Кому сегодняшний урок поднял настроение?
- – Давайте попрощаемся с Вини Пухом.
X. Домашнее задание.
В тетради на с.8 № 14
-Вы снова встретитесь с Винни, а также вспомните изученный сегодня способ вычитания двузначных чисел.
– Урок окончен. Молодцы, вы отлично поработали.