Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "История — гордость земли Донской"

Разделы: Литература


Цели:

  • Расширить круг детского чтения лучших произведений литературы и фольклора, связанных с историей нашего края.
  • Способствовать приобщению учащихся к духовной культуре родного края и воспитанию социально и культурно адаптированного, любящего свой край гражданина и патриота.
  • Раскрыть творческие способности учащихся с учетом их интеллекта и итрастных особенностей.

Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение настоящего. (М.Горький)

Мы, вспоминая прошлое свое,
Не войны славим, -
Подвиги народа!

Л. Насибулина

Звуковое приложение

Вступительное слово

Учитель истории: Тихий Дон. Издревле несет он свои воды по широким просторам полей к Сурожскому, а ныне Азовскому морю, омывая берега Крыма с востока. Занавес веков скрывает от нас судьбы миллионов людей, связавших свои жизни с этими землями. Сколько казаков сложили свои смелые головы в донских степях и по берегам Дона! Неустанные войны и кровавые сражения шли здесь из года в год, изо дня в день. Здесь жили тревожной боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивлявшие весь мир своими подвигами. Обо всем этом нам рассказывает история зарождения и развития казачества, история всего Донского края. Она помогает понять традиции и обычаи, пережившие века и дошедшие до наших дней.

Каждый народ силен своими корнями. И пусть не все, о чем мы сегодня будем говорить, сохранилось в нашей жизни, но без знания прошлого родного края, не может быть и будущего.

Учитель литературы: Донской край вошел в судьбы и творчество многих писателей и поэтов. Для них это была их родина, с ней они связали свое творчество. Это А. П. Чехов, М. А. Шолохов, Б. М. Изюмский, А. И. Калинин, Д. Петров-Бирюк и многие другие.

Побывали на нашей земле и классики русской литературы: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, которые посвятили Дону и Предкавказью немало ярких страниц.

Поскольку население нашего края никогда не существовало изолированно от народа многонациональной России и жило одними думами и настроями со всей страной, идеи и образы писателей-земляков, несмотря на своеобразие и особый местный колорит их произведений, перекликаются с идеями и образами большой литературы. Поэтому, читая их произведения, мы еще лучше познаем свой край и людей, живущих и давно живших на нашей земле, приобщаемся к духовной культуре и истории нашего края.

Сегодня мы назовем лишь часть лучших произведений литературы и фольклора, связанных с историей Дона.

1-й ведущий: Донские мифы уносят нас на два тысячелетия назад, в те времена, когда Дон называли Танаисом, Азовское море - Меотидой, а огромные просторы Приазовья - Великой скифской степью. Многими племенами тогда правили отважные женщины-воительницы - амазонки. Погребения вооруженных женщин обнаружили в районе хутора Колузаево в дельте Дона, в Белокалитвинском районе у поселка Шолоховский, близ хутора Алитуб Аксайского района.

По мотивам этих мифов написаны исторические романы и повести, стихи и легенды замечательных донских писателей и поэтов.

Послушайте легенду, написанную поэтессой Любовью Волошиновой «Дары мастеров». (Художественное чтение легенды наизусть.)

2-й ведущий: Историческое прошлое донской земли — одна из основных тем поэзии Дона. Послушайте стихотворения наших аксайских поэтов.

(Звучат стихотворения: К. Щербаченко «Отблески прошлого», Л. Насибулина «Сарматка» (из книги «Аксайчане»; чтецы - учащиеся 6 «А» класса.)

1 й ведущий: О том, как в середине XVII столетия группа донских казаков вместе с запорожцами в количестве четырех-пяти тысяч человек, обороняясь от стотысячной турецкой армии, в течение пяти лет держали в своих руках крепость Азов, рассказывается в повести Дм. Петрова-Бирюка «Степные рыцари».

(Сценка из повести «Степные рыцари» в исполнении учащихся 6 «А» класса):

Ивашка: - Куда, Гурейка?

Гурейка: - Здорово дневал, дядь Ивашка.

Ивашка: - Слава Богу! Откуда Бог несет?

Гурейка: - Из становой избы домой.

Ивашка: - Подойди ко мне, Гурьян. Погутарим...

Гурейка: - Да некогда, дядь Ивашка. Отец заругает. Надо ему царску грамоту отвезти.

Ивашка: - Чего-о? Царску?! Какую такую царску? А ну рассказывай!

Гурейка: - Э, да ладно! Небось не заругают.

Ивашка: - Правильно! Так что ж это за грамота царска, а? О чем же она? По какому такому делу?

Гурейка: - Погодь немного, дядь Ивашка. Батя, должно, соберет скоро Войсковой круг, зачитает там грамоту. Вот тогда и узнаешь.

Ивашка: - Гм-м. Что верно, то верно. Но... Хотя бы одним глазком взглянуть на эту таинственную грамоту. А она за сургучами, а?

Гурейка: - Ну конечное дело, как и положено, все как надо. За сургучами, красными...

Ивашка: - А что, ежели б на нее взглянуть, а?

Гурейка: - Взглянуть-то, пожалуй и можно. Но только ты никому о том не скажешь, дядь Ивашка?

Ивашка: - Никому. Ни единому человеку.

Гурейка: - Во! (Подает грамоту.) От царя Михаила Федоровича Войску Донскому.

Ивашка: - Зачти-ка.

Гурейка: - Батя заругает.

Ивашка: - Да он неузнает.

Гурейка: - Ладно. (Читает грамоту по складам.) И как вам сия наша грамота придет, и вы б, атаманы и казаки, видя к себе нашу государственную милость и жалованье, нам, великому государю, послужили и с азовцами помирились, а турского посла из Азова приняли, и почесть ему учинили, и проводить посла по прежнему обычаю, что ему до Москвы здорово и бесстрашно...

Ивашка: - Ну, уж это не то. Не то, милостивый царь-батюшка. Разве ж можно терпеть такую измыву от Азовцев, каку мы терпели от них. Да разве ж сие можно простить? Да и запозднился царь-батюшка. Гультяи ужо вал валом прут.

Гурейка: - Истинно так, дядь Ивашка. Гультяи ужо пошли.

Ивашка: - О Господи! Матерь Божья! Хоть бы услышали Вы наши молитвы, дали б нам возможность погулять с сабелькой-дончихой этой весной!

Гурейка: - Погуляем, дядь Ивашка! Беспременно будем штурмовать Азов-крепость!

Ивашка: - Ей-Богу? Гурейка: - Ей-Богу!

2-й ведущий: Говоря об историческом прошлом нашего края, нельзя не вспомнить защитников трудового народа, боровшихся за справедливость и независимость казачества. Это Кондрат Булавин, Степан Разин, чьи имена увековечены во многих исторических произведениях. А сколько песен сложил народ о своих защитниках, выражая к ним свое уважение и любовь!

(Звучит песня о Степане Разина «Из-за острова на стрежень...» - в исполнении группы учащихся».)

1-й ведущий: Девятнадцатый век в истории нашего края ознаменован важным историческим событием - пребыванием на Дону А. С. Пушкина, в том числе и в станице Аксайской. Об рассказывает писатель Василий Гнутов в книге «Поэт в краю степей необозримых». Посмотрите сценку под названием «Дела давно минувших дней».

Пушкин: Здравствуй коллежский регистратор, почтовой станции диктатор. Аль не узнаешь?

Смотритель: Припоминаю. Не вы ли, господин хороший, тогда, годков эдак восемь-девять назад, с генералом Раевским путешествовали-с? Все так же в стихотворцах состоите?

Пушкин: Состою... Кстати, знакомься: граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин, сын того отца, что «Слово о полку Игореве» отыскал.

Смотритель: Наслышаны-с.

Мусин-Пушкин: А правда ли, что в этих краях тот самый князь Игорь в плену пребывал'.'

Смотритель: Точно так-с. Аккурат вон на том кургане половецкий стан был. Кобяково городище прозывался. Вот Александр Сергеевич, как впервые в тутошних местах оказался, так тоже вникал. (К Пушкину.) Может, и поэму написали?

Пушкин: Пока нет.

Смотритель (М.-Пушкину): Они тут в прошлый наезд нашими местами дюже интересовались. Все им надо было: и про Буян-остров, и про златую цепь.

Мусин-Пушкин: Так вот, Александр, откуда твое Лукоморье в поэме «Руслан и Людмила» взялось.

Смотритель: Златая цепь тоже наша. По преданию, девятью железными и одной золотой цепью заперли турки гирла Дона. Уходя, их, конечно, затопили; искали казаки, но не нашли.

Мусин-Пушкин: А про русалку на ветвях он мне (кивает на Пушкина) рассказывал, как проезжали дуб, что у берега, на краю бывшей ефремовской дачи. Там, говорил, девка-казачка, похожая на русалку, над водой сидела.

Пушкин: Ну, а про избу на курьих ножках, что между крепостью Дмитрия Ростовского и Таганрогом находилась, я ему рассказывал, как речь о русалке вел. Это у Синявки где-то.

Смотритель: Помнится, тогда вы еще личностью Емельки Пугачева интересовались.

Пушкин: Да!

Смотритель: И напрасно! Не расскажут казаки: начальство не велит, да и не жалуют наши его за то, что заповеди казачьи не уважал, нарушал на каждом шагу.

Пушкин: Вот как!

Смотритель: Впрочем, заговорил я вас. Вам бы отдохнуть с дороги, с устатку. Давайте ваши подорожные, господа! А куда путь держите, ежели не секрет?

Пушкин: Какой уж тут секрет! В подорожной все прописано. Едем в действующую армию, на Кавказ. Он (показывает на М.-Пушкина) служить, нуая...

Смотритель: Приключениев и сюжетов, стало быть, искать... на свою, извиняюсь, заднюю часть, как у нас на Дону гутарят.

2 й ведущий: Под впечатлением от своего пребывания на нашей донской земле Пушкин написал стихотворение «Дон».

(Звучит стихотворение «Дон» в исполнении ученицы 6 класса.)

2-й ведущий: Начало XX века насыщено революционными событиями и гражданской войной. Теме гражданской войны, которая характеризовалась чрезвычайной остротой и сложностью, посвящено много произведений донских писателей. Среди них можно назвать книгу Д. Петрова-Бирюка «Ледяной поход» из трилогии «Сказание о казаках».

Послушайте отрывок из этой книги. В ней рассказывается о событиях, происходивших в Аксае и станице Ольгинской

1-й чтец: «Корнилову вздумалось посмотреть на свою армию с холма. Холм был высокий, и за ним далеко расстилался зимний пейзаж. Снег сверкал синими огнями. Растянувшись длинной лентой, по дороге бесшумно, словно тени, шли вооруженные люди. Ни криков, ни шума, ни лязга оружия».

2-й чтец: «Вслед за армией тащилось что-то хаотически безобразное. Сотни подвод, без дороги, обгоняя одна другую, спешили за войсками».

Корнилов: - Всю эту сволочь оставить в Аксае! Адъютант: - Слушаюсь!

1-й чтец: «Верстах в трех от Аксая к Корнилову подъехали разведчики и доложили, что аксайские казаки, узнав, о приближении корниловских войск, постановили на сходе - держать нейтралитет и потребовать от Корнилова, чтобы он в их станице не начинал боя с большевиками, иначе они его не впустят».

Корнилов: - Мерзавцы! Они все большевики! Пусть попробуют не впустить.... Немедленно занять станицу!

2-й чтец: «В Аксай вступили уже утром. Армия сейчас же начала переправлять орудия и обозы через Дон. Но ночью аксайские казаки обстреляли посты».

Корнилов: - Если убьют хоть одного человека из моей армии, помни: тебя я расстреляю, а станицу смету огнем артиллерии!

I -й чтец: «Целые сутки переправлялась армия по льду через Дон».

2-й чтец: «Наследующий день в станице Ольгинской военный совет обсуждал дальнейшее направление армии. Решено было идти на Кубань. И Корнилов со своими войсками ушел на Кубань».

1-й ведущий: XX век ознаменован не только революциями и гражданской войной. Великая Отечественная война — самая трагическая страница в истории не только нашего Донского края, но и всей страны. Тема войны нашла отражение во многих произведениях русских поэтов и писателей. Занимает она большое место и в литературе Дона. Трудно перечислить всех

авторов, чьи произведения посвящены теме войны. Назову лишь несколько их них. Это Генри Гофман «Герои Таганрога», Петр Лебеденко «Красный ветер», Анатолий Коркищенко «Внуки красного атамана», Виталий Закруткин «Матерь человеческая».

Мальчишкам Дона, сражавшимся с немецко-фашистскими захватчиками в одном строю с отцами, дедами и старшими братьями, посвящается повесть А. Коркищенко «Внуки красного атамана», сценка из которой предлагается вашему вниманию.

Пауль: - Ну-с, начнем допрос... Скажи-ка милый Васютка Табунщиков, что ты делал под стрехой?

Васютка: - А тебе что? Ну лежал так лежал, а тебе какое дело, чего пристал? В твоем дворе, что ли? Ты кто такой?

Пауль: - Так ты, Васютка, хочешь знать, кто я такой? Изволь, я дядя Витольда, Пауль Максимович. Их бин официир гроссе дойче фатерлянд! Ферштейн? Их бин шпион, диверсант!

Васютка: Ах ты ж фашист проклятый! Так это ты пускал ракеты, гад ползучий!

Пауль: - Витольд, слышишь, как он дядю твоего оскорбляет? Дай ему. (Витольд ткнул Васютку в живот палкой.)

Пауль: - Дурачок, я пришпилю тебя к стене, как муху, если ты будешь непочтителен со мной. Говори, кто тебя подослал?! А ну, отвечай! Быстро!

Васютка: - Отстань. Чего пристал? Никто не посылал.

Пауль: - Я научу тебя вежливости, пионер! (Ударил кулаком в лицо. Васютка упал.)

Васютка (поднявшись): - Чего дерешься, фашист? Тебя все равно наши поймают и расстреляют.

Пауль: - А-а, вон ты какой, пионер Васютка Табунщиков, я тебя раскусил. Ты хочешь быть таким, как Павлик Морозов, Павка Корчагин, да? Так знай же: их не было, их выдумали коммунисты для таких дурачков, как ты. Они были только в советских книжках. Настоящие герои — это солдаты фюрера!

Васютка: - Врешь, фашистский холуй, они были!.. Они есть!..

Пауль (схватив Васютку за горло): - А-а, ты у меня попищишь, луковый герой!..

Васютка: - Проклятый!.. Гадина!.. Ничего я тебе не скажу... Пауль вынул из кармана пистолет. Васютка: - Стреляй, гад недобитый!

Пауль: - Ах ты, волчонок! Откуда только берутся такие? Но я сломаю тебя, Васютка. Страхом сломлю.

Васютка: - Не сломишь...

Пауль: - Ладно, живи еще немного. Молись Богу, чтобы доблестные войска фюрера взяли вашу станицу. Если возьмут завтра - оставлю в живых, а не возьмут - убью.

(Витоля взмахнул из-за спины Пауля палкой, удар пришелся по голове. Васютка рухнул на пол.)

Пауль: - Ты боишься его даже побежденного. А ведь он меньше тебя и слабее. Эх ты, трус! (Уходят.)

2-й ведущий: Дон, земля донская, донские казаки... Произнесешь эти слова, и перед твоим мысленным взором встанут ковыльные древние степи, тихоструйный Дон-батюшка, величественные образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Шолохова и Чехова и сотни, тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены навеки Дон и Россия.

1-й ведущий: Да и сейчас на Дону живут прекрасные и талантливые люди. Среди них замечательные писатели и поэты, которые своими произведениями славят наш Донской край. Послушайте стихи аксайских поэтов, которые воспели не только красоту родной земли, но и выразили свою огромную любовь к ней.

(А. Трущенко «Донские строки»; А. Точилов «На вахте»; Ю. Трущелев «Аксай», «О нет, ребята...».)

(Звучит песня «Край родной» в исполнении уч-ся 6 класса.)

Заключительная часть

Учитель истории: Сегодня очень много говориться о возрождении России, и почти никто не знает, что же для этого надо делать. А между тем тихо спетая

старинная песня, затеянная на весенней лужайке игра в лапту или салки, прочитанная книга об историческом прошлом страны — это и есть начало возрождения прадедовских обычаев, народного духа. Стекаясь по капельке в ручейки, они образуют могучую реку памяти. Ибо нет тяжелее преступления, чем забвение потомками предков своих, их веры, культуры и самой жизни.

Учитель литературы: Мы уверены, что сегодняшний разговор об историческом прошлом Дона поможет нам приобщиться к духовной культуре родного края, расширить круг нашего чтения, воспитать в себе гражданина и патриота, любящего и знающего свой край.

Литература

  1. Астапенко М. П. «История донского казачества». Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 1999.
  2. «Аксайчане». Стихи и проза. Ростов-на-Дону, 1991.
  3. Гнутов В. П. «Поэт в краю степей необозримых». Рассказы-эссе о пребывании А. С. Пушкина на Дону, 2-е изд. Ростов-на-Дону, «Приазовский край», 1998.
  4. Коркищенко А. А. «Внуки красного атамана». Повесть. Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1984.
  5. Петров-Бирюк Д. И. «Степные рыцари». Повесть. Ростов-на-Дону. Кн. изд-во, 1983.
  6. Петров-Бирюк Д. И. «Сказание о казаках». Роман. Книга вторая. «Ледяной поход». Ростов-на-Дону. Кн. изд-во, 1989.