Цель:
- Через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.
Задачи:
- Ознакомить с историей становления и развития бардовской песни.
- Мотивировать учащихся к осознанию «собственного – Я» на лучших ценностных идеалах бардов, через песенную музыку.
- Способствовать формированию у подростков высокодуховной активной жизненной позиции для адаптации в обществе.
Учебно-тематический план по курсу «Бардовская песня, как средство музыкально-эстетического и нравственного воспитания на уроках музыки в старших классах».
№ урока |
Наименование разделов, тем уроков. |
Кол-во часов |
Задачи учителя по темам уроков |
Основные понятия |
Формы и методы |
Планируемый результат |
Диагностика |
1. |
Введение. Авторская песня, как особый вид духовных отношений в музыкально- эстетическом воспитании. |
1 час |
1. Раскрыть значимость фольклора, как части общей культуры народа. 2. Совершенствовать навыки и умения в музыкально – творческой деятельности. 3. Мотивировать к развитию эмоционально – целостного отношения к миру. |
Музыка, как вид искусства, фольклор, авторская (Бардовская) песня, духовные ценности. |
Активное слушание музыки, создание интонационно-образных картин, диалог: учитель-ученик. |
1. Учащиеся объясняют понятия темы, определяют место фольклора в общей культуре народа. 2. Умеют активно слушать песни и передавать словесное выражение музыкальных образов. 3. Дают оценку значимости духовных ценностей бардовской песни |
1. Понятийный диктант. 2. «Угадай мелодию» (определить авторскую песню). 3. Домашнее задание: мини-сочинение – размышление «Авторская песня и собственное – Я» (Какие чувства вызывает авторская песня? Как она влияет на ваше собственное – Я?) |
Раздел 1. История становления и развития бардовской песни. 4 часа. |
|||||||
1.
|
Тема 1 Истоки авторской песни. Тема 2 История становления и развития авторской песни. Слушание: Алябьев А. «Соловей», Вертинский А «Последнее письмо», Круг А. «100 дорог», Берковский В «Свежий ветер» |
1час
1 час |
1. Ознакомить учащихся с истоками авторской песни, этапами её становления и развития. 2. Формировать и совершенствовать умения: активного слушания и пения; раскрытие музыкальных образцов; объяснять понятия и термины. 3. Мотивировать уч-ся к осознанию понимания основных идей и личностному их отношению. |
Гусляры, лирники, былинные песни, русская, лирическо-городская, песенная лирика, романс революционные песни, бардовская песня. |
Активное слушание и пение, передача музыкальных образов, суждение, размышление, выводы, личностноя оценка основных идей песен. |
1. Уч-ся знают истоки и этапы становления авторской песни. 2. Умеют различать виды музыкально- песенных жанров, выделять их особенности, оперировать терминами и понятиями. 3. Активно участвуют в осмыслении музыкальных образов: рассуждают, обобщают, оценивают с точки зрения своей позиции. |
1. Понятийный диктант 2. Музыкальный тест на виды песенных жанров и их особенностей. 3. Краткая запись по алгоритму: 1) Этап, годы. 2) Содержание этапа. 3) Личности-песенники 4) Значимость этапа в становлении и развитии авторской песни. |
№ урока |
Наименование разделов, тем уроков. |
Кол-во часов |
Задачи учителя по темам уроков |
Основные понятия |
Формы и методы |
Планируемый результат |
Диагностика |
3. |
Тема 3 Особенности жанра авторской песни. Слушание: Визбор Ю. «Милая моя», Ким Ю. «Рыба-кит», Вахнюк Б. «Песенка влюблённого туриста» |
1 час |
1. Раскрыть уч-ся особенности жанра авторской песни, объяснить понятия. 2. Развивать образное мышление. Учить методу анализа музыкального произведения (песни). 3. Мотивироват устойчивый интерес к авторской песне. |
Мелодичность языка, опевание тона, речитатив, декламация – приёмы исполнения песни. |
Активное слушание и пение, анализ; выделение особенного, работа с понятиями, работа с приёмами исполнения |
1. Уч-ся выделяют и объясняют особенности жанра, оперируют понятиями. 2. Знают и показывают приёмы исполнения песни, аргументируют их роль в создании образа песни. 3. Активно участвуют в диалоге, пении, оценке. |
1. Тест на знания, умения, навыки (с выбором ответа). 2. Выделяют общее и особенное в жанре, аргументируют исполнением песни. 3. При составлении оценки, оперируют понятиями. |
4. |
Тема 4 Авторская песня. Слёты и фестивали. Слушание: Городницкий «Атланты», Митяев О. «Изгиб гитары жёлтой», Окуджава Б. «Союз друзей» |
1 час |
1. Рассказать уч-ся об основных формах организации энтузиастов авторской песни. 2. Донести до уч-ся через формы организации историю и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство. 3. Показать, что Грушинские фестивали - это средство нравственного воспитания молодёжи. |
Авторская песня, слёт, гимн, фестиваль, самодеятельная песня, клубы по интересам, Грушинские фестивали, основная идея, лауреат фестиваля. |
Рассказ, схема форм организации оценка творчества бардов, активное слушание и пение, оценивание по критериям, нравственное суждение: рецензия. |
1. Уч-ся знают формы организации любителей авторской песни, называют их, объясняют. 2. Выделяют и на основе анализа текстов песен аргументируют основную идею в создании организаций. 3. Рассуждают и дают оценку фестивалям, как эффективному средству нравственного воспитания молодёжи. |
1. Тест на знания форм организации энтузиастов авторской песни. 2. Определяют цели и задачи, значимость форм. 3. Выразительное исполнение авторских песен. 4.Рецензия «Авторская песня-средство нравственного воспитания молодёжи. |
5. |
Тема 5 Они были первыми. Авторская песня Окуджавы Б. Слушание: Окуджава Б. «Пожелание», «Нам нужна одна победа». |
3 часа |
1. Способствовать освоению уч-ся знании о жизни, творчестве, специфических чертах стиля и символами его поэзии. 2. Развивать образное и ассоциативное мышление, способность к сопереживанию. 3. Мотивировать к самостоятельному размышлению и оценке творчества. |
Основоположник авторской песни, мастер лирики, основная идея: совесть, чуткость человечность честь, достоинство вера, надежда, любовь. |
Рассказ, анализ творчества, выявление основных идей, выделение специфики песен, пение- размышление, суждение, оценка. |
1. Уч-ся характеризуют Б.Окуджаву, как основоположника бардовской песни, объясняют его основные идеи, символы, песни. 2. Анализируют стиль его творчества, исполняют песни- размышления, высказывают собственные суждения и оценку. 3. Самостоятельно драматизируют исполнение. |
1. Рассказ о жизни, творчестве, основные идеи, символы, песни. 2. Выразительное исполнение песен. 3. Суждение о песне – размышлении, аргументация в исполнении песни. |
№ урока |
Наименование разделов, тем уроков. |
Кол-во часов |
Задачи учителя по темам уроков |
Основные понятия |
Формы и методы |
Планируемый результат |
Диагностика |
6. |
Авторская песня В.Высоцкого Слушание: В.Высоцкий «Если друг оказался вдруг», «Он не вернулся из боя», «Канатаходец», «Прощание с горами». |
1 час |
1. Сформировать знания о жизни, творчестве и специфике песен В.Высоцкого. 2. Сформировать навыки слушания и исполнения песен, создавать ощущаемые музыкально – художественные образы. 3. Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к музыке. |
Разнохарактерность песен, целеустремлённость экстрим, «хозяин жизни», «песня-жизнь». |
Рассказ, выступления уч-ся, активное слушание и пение, создание музыкально-художественных образов песен; перевод песен в рисунок. |
1. Уч-ся рассказывают о жизни, творчестве, тематике песен В.Высоцкого. 2. Активно участвуют в исполнении, обсуждении тематике и специфики исполнения песен. 3. Создают по песне музыкально – художественные образы видения песни. |
1. Нарисовать картинки по тематике песен В.Высоцкого с выражением главной идеи, отразить специфику исполнения (юмор, трагизм, сказка и т.д.) на тему «Песня – это жизнь». |
7. |
Авторская песня Ю.Визбора и А.Галича. Слушание: Ю.Визбор «Кострома», «Мама, я хочу домой», «Россия», А.Галич «Литераторские мостики», «Ошибка», «Старательский вальсок» |
1 час |
1. Сформировать знания о жизни, творчестве, тематике и специфики исполнения песен Ю.Визбора и А.Галича. 2. Совершенствовать навыки и умения: активного слушания и пения, творческого воображения. 3. Развивать способности уч-ся оценивать мир по законам красоты. |
Жанр студенческой и туристической песни, классик авторской песни, песня рассказ; драматизм, комизм, лирика, эпос, сатира, философствование. |
Объяснения учителя, выступления уч-ся, активное слушание и исполнение песен, анализ содержания и специфики исполнения, создание воображаемых образов; оценка мира песен по законам красоты. |
1. Уч-ся рассказывают о жизни, творчестве, тематике и специфике исполнения песен на самостоятельно подготовленном материале, оперируя понятиями, терминами. 2. Умеют слушать, исполнять песни, объяснять возникающие образы и чувства. 3. Высказывают собственные суждения в оценке красоты песен. |
1. Составить рассказ о творчестве Ю.Визбора, А.Галича, используя изученные понятия, термины, образы. 2. Подготовить исполнение песни Ю.Визбора и А.Галича, показав стиль, специфику её исполнения. 3. Составить оценку песни по критериям красоты. |
8. |
Контрольный урок- концерт за первую четверть. |
1 час |
1. Организовать урок-концерт как контроль ЗУМ уч-ся. 2. Проверить полученные учащимися навыки и умения. |
Все понятия изученных тем. |
1. Понятийный диктант. 2. Конкурс песен. 3. Конкурс сочинений, рисунков, сольного исполнения. |
1. Знают основные формы музыки, основные жанры; объясняют авторскую песню как часть фольклора народа. |
1. Подведение итогов конкурса на ЗУМ. 2. Лучшее знание понятий тем. 3. Выставка мини-сочинений и рисунков. 4.Лучшее исполнение и анализ песен. |
№ урока |
Наименование разделов, тем уроков. |
Кол-во часов |
Задачи учителя по темам уроков |
Основные понятия |
Формы и методы |
Планируемый результат |
Диагностика |
Раздел 2 Семь цветов радуги: тематический спектр авторской песни. 7 часов. |
|||||||
1. |
Тема 1. Красный цвет в авторской песне Слушание: Визбор Ю. «Вот это для мужчин», «Серёга Санин», Городницкий А «Атланты». |
1 час |
1. Ознакомить уч-ся с огромным диапазоном авторской песни, используя цветовую гамму радуги, как удивительное явление природы. 2. Учить использовать приобретенные знания и умения исполнения, размышления о песне и её анализа 3. Совершенствовать навыки выражения собственной позиции. |
Тематический спектр авторской песни, индивидуальная цветовая ассоциация, героизм, гражданственность, патриотизм, понятие «красного» цвета. |
Объяснения учителя, ассоциации цвета и музыки, выразительное исполн-е, анализ музыки, суждение в форме эссе. |
1. Уч-ся знают ассоциацию цвета и музыки, объясняют какие чувства соответствуют каждому цвету. 2. Выразительно передаются чувства каждого цвета в исполнении песни. 3. Высказывают собственное суждение об ассоциативных образов эссе. |
1. Музыкальный тест «Музыка и цвет» 2. Проверка, анализ и оценка эссе. 3. Называют бардов «красной» песни. |
2. |
Тема 2 Зелёный цвет бардовской песне. Слушание: Городницкий А. «Паруса Крузенштейна» Крылов С. «Зимняя сказка» Матвеева Н. «Реченька», Семаков Л. «Осенний вальс», Якушева А. «В речке каменной» |
1 час |
1. Дать представление о сущности, смысловой нагрузке и музыкальных особенностях «зелёных» песен бардов. 2. Совершенствовать умение создавать образы песен-картин и исполнять их. 3. Воспитывать чувство сопереживания, чувство неотъемлемой причастности к волшебным песенным образам природы. |
Понятии «зелёного цвета, песня размышления, песня- картина, песня- разговор, романтика, ритм, вальс, художественно- музыкальный образ природы, элегия. |
Объяснения учителя, создание ассоциативных образов в цвете и музыке, выразительное исполнение песен- размышлений, песен- картин, песен- разговоров. |
1. Уч-ся называют и объясняют ассоциативные образы в цвете и музыке. 2. Умеют создавать воображаемые образы по аналогии и выразительно передавать их в сольном и хоровом исполнении. 3. Определяют свою позицию в причастности к природе через музыку |
1. Музыкальный тест «Музыка и цвет». 2. Выразительное исполнение и объяснение ассоциативных художественно- музыкальных образов. 3. Рассказывают о высокодуховных чувствах, которые называет песенный образ. |
№ урока |
Наименование разделов, тем уроков. |
Кол-во часов |
Задачи учителя по темам уроков |
Основные понятия |
Формы и методы |
Планируемый результат |
Диагностика |
3. |
Тема 3 Прозрачность чистоты чувств в «голубых» песнях бардов. Слушание: Визбор Ю. «Ты у меня одна», «Лесное солнышко», Высоцкий В. «Я поля влюбленным постелю», Миляев В. «Весеннее танго», Якушева А. «Если бы ты знал». |
1час |
1. Раскрыть в совместном диалоге учитель- ученик тему любовной лирики в песенном творчестве бардов. 2. Совершенствовать навыки и умения анализа, суждения, оценки чувств и передачи их в музыке. 3. Донести до уч-ся высшие идеалы любви: уважение, верность, постоянство. |
Понятие голубого цвета радуги, высокая духовность, уважение, восхищение нежность, верность, благород-во драматизм неразделённой любви. |
Диалог учитель- ученик, понятие «голубого» цвета в музыке, прослушивание и исполнение песен, анализ чувств, передача их в музыке, суждение об идеалах любви, эссе. |
1. Уч-ся раскрывают гамму чувств в любовной лирике бардов, знают ассоциацию голубого цвета и музыки, оперируют понятиями. 2. Умеют рассуждать, выразительно передавать в исполнении песен о любви гамму чувств. 3. Высказывают в эссе собственные суждения о любви. |
1. Музыкальный тест «Музыка и цвет». 2. Выразительное исполнение в выражении музыкально- художественных образов о любви в песне. 3. Эссе «Идеалы любви. Что они значат для меня?» |
4. |
Тема 4 Свет, мечта, солнце - жёлтый цвет в бардовской песне. Слушание: Ангаров М. и Смиренский М. «Песенка про Александра Грина», Загот А. «Песня о двух», Матвеева Н. «Страна Дельфиния», Лепский Г. и Коган П. «Бригантина», Трогер М. «Песенка Битт-боя». |
1час |
1. Раскрыть понятие жёлтого цвета в музыке, показать романтическую традицию в авторской песне. 2. Совершенствовать навыки анализа, суждения, оценки «жёлтых» песен бардов. Высказывать собственную позицию. Выразительно передавать в исполнении песен специфику романтической традиции в творчестве бардов. 3. Воспитывать стремление к самосовершенствованию. |
Понятие жёлтого цвета в радуге, мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция, создание воображаемых музыкальных образов. |
Диалог учитель- ученик, работа с понятиями и терминами, активное слушание и пение, соотнесение гаммы цвета с музыкой чувств, анализ, суждение, умозаключение. |
1. Раскрывают гамму в романтической традиции авторских песен, оперируют изученными понятиями. 2. Умеют делать анализ песни, музыки, высказывать собственное суждение, приходить к выводам. 3. Выразительно передавать в исполнение песни фантазию, мечту, романтику. |
1. Музыкальный тест: «Музыка и цвет». 2. Выразительное исполнение песен романтической традиции хором и соло. 3. Нарисовать рисунок по одной песне на тему «Песня романтика». |
№ урока |
Наименование разделов, тем уроков. |
Кол-во часов |
Задачи учителя по темам уроков |
Основные понятия |
Формы и методы |
Планируемый результат |
Диагностика |
5. |
Тема 5 «Искать ровесников следы на четверть века старше нас» (фиолетовый и синий цвета). Слушание: Круп А. «Ровесников следы», Митяев О. «Октябрь», Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Вихорев В. «На фронт трамвай уходил», Туриянский В. «Когда вечернею порой» |
1час |
1. Сформировать знания о мужестве, трудовом героизме, тяжёлых испытаниях солдат ВОВ в музыкальном творчестве Композиторов авторской песни. 2. Учить передавать в исполнении песен чувства утраты и пафос Победы. 3. Обеспечить восприятие высших человеческих ценностей как осознание Собственного – Я |
Понятие фиолетового цвета радуги, печаль, скорбь, утрата. Понятие синего цвета радуги: Воспоминание, тоска, память, драматизация, трагизм. |
Работа с изучением понятий, соотнесение понятий с гаммой чувств в музыке. Выразительная передача особенностей исполнения песен ВОВ, музыкальная драматургия анализ, собственная оценка |
1. Уч-ся знают тему Великой Отечественной войны в творчестве бардов. Соотносят понятия фиолетового и синего цветов с гаммой чувств: печали, скорби, воспоминании, тоски и памяти. Оперируют в рассказе понятиями. 2. Выразительно передают мелодией образы ВОВ. 3. Называют и воспринимают высшие духовные ценности, как собственную позицию. |
1. Музыкальный тест: «Музыка и цвет». 2. Описание картины – песни. 3. Выразительное исполнение песен. 4.Беседа-итог: «Духовные ценности ВОВ и твоя жизненная позиция». 5.Рецензия на одну из песен. |
6. |
Тема 6 «Оранжевая песня в творчестве бардов» Слушание: Васильев Г. «Вечный думатель», Высоцкий В. «Песенка про жирафа», Визбор Ю. «Передовики», Ким Ю. «Рыба-кит» |
1час |
1. Показать песни «оранжевого» цвета бардов- композиторов, их основные идеи. 2. Совершенствовать умения анализа, выделение общих черт и особенности «оранжевых» песен. 3. Подвести итог уровня воспитания в уч-ся высоконравственных качеств и утверждения собственного Я, через творчество авторской песни. |
Понятие оранжевого цвета в радуге: юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека. |
Работа с понятиями, соотнесение цвета с гаммой чувств, выразительное исполнение, анализ песен, эссе. |
1. Уч-ся объясняют сущность «оранжевой» песни в творчестве бардов, их основные идеи. 2. Умеют соотносить цвет с гаммой чувств в исполнении песен. 3. Делают самостоятельно анализ песен. 4.Эссе «Как повлияла авторская песня на моё собственное Я?» |
1. Музыкальный тест: «Музыка и цвет». 2. Анализ песни. 3. Эссе «Как повлияла авторская песня на моё собственное Я?». |
7. |
Контрольный урок-концерт по разделу: Авторская песня, как особый вид духовных отношений в музыкально- эстетическом воспитании. |
1час |
1. Организовать урок- концерт к форме проверки ЗУН в соответствии с требованием Госстандарта. 2. Подвести итоги изучения раздела. 3. Мотивация к качественному выполнению ЗУН. |
Все понятия раздела |
1. Понятийный диктант. 2. Музыкальный тест. 3. Конкурс лучших рецензий, эссе. 4.Выставка песен- рисунков. 5.Подведение итогов. |
1. Все уч-ся с пониманием и качественно в соответствии с требованием Госстандарта - справились с предложенным и заданиями. 2. Дали оценку своей деятельности по ЗУН. |
Оценивать по всем видам заданий, деятельности уч-ся на итоговом уроке-концерте. |
Содержание курса.
Введение: авторская песня, как особый вид духовных отношений в музыкально- эстетическом воспитании.
РАЗДЕЛ 1.
История становления и развития авторской песни.
Тема 1. Истоки авторской песни. (1час)
Барды в истории нашей страны: гусляры, лирики, былинный певец- сказатель Садко, «Слово о полку Игореве». Единство слова и музыки. Виды авторских песен: русская лирическая песня, городская песенная лирика (В. Трутовский), романс (О. Куловский, А. Алябьев), революционные песни (К. Рылеев, А. Бестужев).
Расцвет авторской песни, как жанр массовой культуры 20 века.
«Последнее письмо» (А. Вертинский), «Пока не выгорел дотла» (В. Туриянский).
Тема 2. История становления и развития авторской песни. (1 час).
Расцвет современной авторской песни.
Влияние событий конца 1950-х начало 60-х годов на творческий подъём среди деятелей искусств.
Первые барды – исполнители: А. Якушева, Ю. Визбор «Милая моя», Б. Окуджава. Тематика бардов 1960-х В. Берковский «Свежий ветер», А. Круп «Сто дорог».
Тема3. Особенности жанра авторской песни: мелодичность языка, опевание тона, включение речитатива и декламации. (1час)
Отличительные особенности бардовской песни: правдивость, открытость, высота нравственных критериев.
Понятие авторской песни (В. Высоцкий)
Широта тематического диапазона: единство текста, музыки и сценической зримости образов. Ю. Визбор «Милая моя».
Тема 4. Авторская песня. Слёты и фестивали. (1час).
Движение любителей самодеятельной песни.
Гимн клубов любителей песен Б.Окуджава «Союз друзей».
Его основная идея: дружба, единство, братство.
Фестивали авторской песни. (Тушинские фестивали). Р. Ченборисова «Люди идут по свету», А. Городницкий «Атланты».
Тема 5. «Они были первыми…» (4 часа).
Авторская песня Б. Окуджавы. Основоположение движения авторской песни: жизнь, символы и творчество. Мастер лирики Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», «Пожелание», «Союз друзей».
Авторская песня В. Высоцкого: поэта, композитора и актёра. Жизнь и творчество. Основные идеи песен: «Если друг оказался вдруг», «На братских могилах», «Прощание с горами».
Ю. Визбор – защитник жанра студенческой и туристической песни. Творческий портрет. Ю. Визбор как личность. Патриотизм и любовь к Родине, основные идеи творчества Ю. Визбора.
Александр Галич – один из классиков жанра авторской песни: жизнь, творчество и трагический конец. Главная идея – борьба со злом по средствам сатиры, юмора, протеста, иронии и сарказма.
В. Высоцкий – продолжатель тем и образов, созданных А. Галичем «Литераторские мостики», «Ошибка», «Старательский вальсок».
Контрольный урок – концерт.
РАЗДЕЛ 2.
«Семь цветов радуги: тематический спектр бардовской песни». (7часов)
Тема 1. Красный цвет авторской песни. (1час).
Введение: семь цветов радуги – семь переживаний, чувств.
Понятие индивидуальной цветовой ассоциации.
Тематика авторской песни красного цвета – героизм, гражданственность и средство их выражения. Ю. Визбор «Вот это для мужчин», «Серёга Санин», А. Городницкий «Атланты».
Тема 2. Зелёный цвет авторской песни. (1час).
Единство человека – природы – любви.
Зелёный цвет в радуге: чувство любви к природе, её красота. Волшебные образы природы в бардовской песне: песни – картины, песни – раздумья, разговор человека с природой. Элементы романтики в «зелёных песнях» бардов. А. Городницкий «Паруса Крузенштерна», С. Крылов «Зимняя сказка», Н. Матвеева «Реченька», А. Якушева «В речке маленькой».
Тема 3. Чистое голубое небо прозрачная голубизна чувств в песнях барда. (1 час).
Понятие голубого цвета радуги: прозрачности любви, средства её выражения в бардовской песне. Мотивы появления песен о любви. Выход в свет сборников: В. Высоцкий «Я поля влюблённым постелю…», Б. Окуджава «Её величество – женщина». Высокая духовность песен о любви: уважение, восхищение, нежность, благородство. Ю. Визбор «Ты у меня одна».
Тема 4. Свет, мечта, солнце – это жёлтый цвет авторской песни. (1час).
Понятие мечты, фантазии, стремление к новому, к неизвестному; романтика странствий в «жёлтых» песнях бардов.
В. Смиренский «Песенка про Александра Грина», Н. Матвеева «Страна Дельфинария», М. Трегер «Песенка Битт-Боя».
Тема 5. «… искать ровесников следы.
… на четверть века старше нас».
«Фиолетовые» песни бардов. (2 часа).
Великая Отечественная война: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Главные идеи песен: мужество воинов, героизм тыла, блокада Ленинграда. Трагизм войны и радость победы. Понятие фиолетового цвета радуги: печаль, скорбь, утрата. Средства выражения в музыке. Афганистан и Чечня: проклятие войне – злу, светлая надежда на будущее.
О. Митяев «Октябрь», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», А. Круп «Ровесников следы».
Тема 6. «Синие набегают слёзы горькие». (Матвеева Н.)
Понятие синего цвета в радуге: воспоминание, чувство тоски об ушедшем, о прошлом.
Песни – воспоминания, песни – память: их особенности, средства выражения чувств.
Вихорев В. «Обелиск, Ладога», «На фронт трамвай уходил»,
Туриянский В. «когда вечернею порой»,
Швангин – Березовский Г. «Пройдёт ещё, наверно, много лет».
Тема 7. «Оранжевые» песни в творчестве бардов. (1 час).
Понятие оранжевого цвета в радуге: сила, добро, щедрость и свобода человека.
Особенности: способность человека шутить над собой, юмористичность раскрытия тем. Васильев Г. «Вечный думатель», Высоцкий В. «Песенка про жирафа», Визбор Ю. «Передовики», Ким Ю. «Рыба – кит».
Контрольный обобщающий урок по теме: «Семь цветов радуги: тематический спектр бардовской песни». (1 час).
Для решения поставленных задач в изучении курса авторской песни применяются самые различные формы и методы, которые мотивируют учащихся к активному слушанию, познанию изучаемого материала, а также обеспечивают наибольшую эффективность и оптимальность его восприятия.
- Активное слушание музыки;
- Создание интонационно – образных картин;
- Диалог: учитель – ученик;
- Суждение, размышление, выводы;
- Анализ: выделение особенного;
- Работа с понятиями;
- Работа с приёмами исполнения;
- «Перевод» песен в рисунок;
- Создание воображаемых образов;
- Оценка мира песен по законам красоты;
- Создание ассоциативных образов в цвете и музыке, выразительное исполнение песен – размышлений, песен – картин, песен – разговоров;
- Нравственное суждение: рецензия;
- Ассоциация цвета и музыки;
- Эссе;
- Анализ, суждение, умозаключение;
- Утверждение « собственного – Я »;
- Музыкальная драматургия, собственная оценка.
После каждой темы планируется проведение контроля в следующих формах:
- Понятийный диктант;
- «Угадай мелодию» (определение авторской песни);
- Домашнее задание: мини – сочинение;
- Музыкальный тест на виды песенных жанров и их особенностей;
- Краткая запись по алгоритму:
1) этап, годы;
2) содержание этапа;
3) личности – песенники.
- Тест на знание, умения, навыки (с выбором ответа);
- Выразительное исполнение авторских песен;
- Рецензия «Авторская песня – средство нравственного
воспитания молодёжи»;
- Рассказ учащихся о жизни, творчестве, основных идей,
символов, песни;
- Суждение о песне – размышление и аргументация в исполненных
песнях;
- Нарисовать рисунки по тематике песен с выражением
главной идеи и определить специфику исполнения;
- Составить оценку песни по критериям красоты;
- Выставка мини – сочинений и рисунков;
- Музыкальный тест «Музыка и цвет»;
- Эссе;
- Выразительное исполнение и объяснение ассоциативных
художественно – музыкальных образов;
- Описание картины – песни.
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ
БЫЛИНЫ – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях;
БАРДЫ – у древних кельтов: певец – поэт;
ГУСЛЯР – народный певец, играющий на гуслях;
ГИМН – торжественная песня;
ГРУШИН ВАЛЕРИЙ – бард, в честь которого с 1967 года названы фестивали авторской песни;
ДЕКЛАМАЦИЯ – выразительное чтение, произношение;
ЖАНР – вид музыкальных произведений. В данном случае эпический, лирический;
КОМИЗМ – смешной, забавный;
ЛИРИКА – род поэтических произведений, выражающих чувства и переживания;
ЛАУРЕАТ – человек, удостоенный особой премии в области искусства;
ДРАМАТИЗМ – напряжённость действия;
ОПТИМИЗМ – бодрое и радостное мироощущение, при котором человек верит в будущее, успех;
РОМАНС – небольшое лирическое музыкально – поэтическое произведение;
РЕЧИТАТИВ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении;
РОМАНТИКА – направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека;
САТИРА – обличающее, бичующее осмеяние;
СЛЁТ – массовое собрание прибывших из разных мест любителей и участников бардовской песни;
САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ – непрофессиональная исполнительская деятельность.
ТРАГИЗМ – потрясающее событие, тяжкое переживание.
ФАНТАЗИЯ – способность к творческому воображению.
ФИЛОСОВ – человек, который разумно, рассудительно относится ко всем невзгодам, явлениям жизни.
ФЕСТИВАЛЬ – широкая общественная встреча, сопровождающаяся смотром каких-нибудь видов искусства.
ФОЛКЛОР – народное творчество, совокупность обрядовых действий.
ЭКСТРИМ – необычное по трудности, сложности действие.
ЭПОС – произведения народного творчества – героические сказания, песни.
ЭЛЕГИЯ – музыкальная пьеса скорбного характера.
Методическое обеспечение.
№ |
Автор |
Название песни |
Обеспечение |
1 |
Трегер М. |
«Песенка Битт-Боя» |
Аудиокассета |
2 |
Туриянский В. |
«Когда вечернею порой» |
Аудио |
3 |
Туриянский В. |
«Пока не выгорел дотла» |
Аудио |
4 |
Окуджава Б. |
«Союз друзей» |
Аудио |
5 |
Визбор Ю. |
«Серёга Санин» |
Исполнение учителем |
6 |
Визбор Ю. |
«Вот это для мужчин» |
Аудио |
7 |
Терновский В. |
«Свежий ветер» |
Исполнение учителем |
8 |
Киреев А. |
«Подари мне рассвет» |
Исполнение учителем |
9 |
Митяев О. |
«Октябрь» |
Видеокассета |
10 |
Визбор Ю. |
«Распахнутые ветра» |
Аудиокассета |
11 |
Галич А. |
«Старательский вальсок» |
Исполнение учителем |
12 |
Матвеева Н. |
«Страна Дельфиния» |
Исполнение учителем |
13 |
Городницкий А. |
«Паруса Крузенштерна» |
Исполнение учителем |
14 |
Круп А. |
«Ровесников следы» |
Аудиокассета |
15 |
Анчаров М. |
«Песенка про А. Грина» |
Аудиокассета |
16 |
Вихорев В. |
«На фронт трамвай уходил» |
Аудио |
17 |
Вахнюк Б. |
«Песенка влюбленного туриста» |
Исполнение учителем |
18 |
Круп А. |
«Сто дорог» |
Аудио |
19 |
Крылов С. |
«Зимняя сказка» |
Исполнение учителем |
20 |
Ким Ю. |
«Рыба – кит» |
Исполнение учителем |
21 |
Загот А. |
«Песня о двух» |
Аудио |
22 |
Миляев В. |
«Весеннее танго» |
Исполнение учителем |
23 |
Окуджава Б. |
«Пожелание» |
Исполнение учителем |
24 |
Окуджава Б. |
«До свидания, мальчики!» |
Исполнение учителем |
25 |
Визбор Ю. |
«Ты у меня одна» |
Исполнение учителем |
26 |
Визбор Ю. |
«Лесное солнышко» |
Исполнение учителем |
27 |
Ченборисова Р. |
«Люди идут по свету» |
Исполнение учителем |
Литература:
- В. Берковский, С.Никитин. «Папа, мама, гитара и я». Москва. Музыка. 1990 г.
- Л. Беленький. «Люди идут по свету». Москва. Физкультура и спорт. 1989 г.
- Л. Георгиев. «Владимир Высоцкий». Москва. Искусство. 1989 г.
- Н. Шантаренков. «В кругу друзей». Москва. АОЗТ РИФМЭ. 1995 г.
- Р. Шипов. «33 московских барда». АО Полигран. 1991 г.
- И. Михалёв. «Авторская песня. Слово музыка и гитара». Русский язык за рубежом.1989 г.
- А. Крылов, В.Новиков. «Антология авторской песни». Русская речь. 1989 г.
- И. Михалёв. «Авторская песня». 1989 г.