Тема: Тепловые пояса Земли. РК. Тепловой пояс Хабаровского края.
Цели:
- формировние представления о делении Земли на тепловые пояса и знакомство с тепловым поясом Хабаровского края;
- закрепление навыка работы с картой;
- формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами;
- развитие пространственной ориентации через работу с картой;
- привитие интереса к изучению природы Хабаровского края.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
– Какой предмет мы изучаем? Что изучает предмет окружающий мир?
II. Актуализация опорных знаний
– Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие по Земному шару. А на чём будем путешествовать, должны отгадать.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами -
Отливает серебром.(Самолёт)
Показ самолёта.
– Но, чтобы отправиться в полёт, нам нужен ключ зажигания, его мы сможем взять в волшебной шкатулке, а она откроется только тогда, когда вы расскажете ей всё, что знаете о Земле. Для этого мы разобьёмся на три экипажа, каждому экипажу (ряду) будут задаваться отдельные вопросы (вопросы задаю по очереди, каждому ряду отдельно)
– Что такое Земля? (Планета)
– Сколько материков на планете Земля? (6)
– Каким цветом они обозначены на карте или глобусе?
– Покажите по карте полушарий материки
– Сколько мировых океанов на планете Земля? (4)
– Каким цветом обозначены океаны, моря, реки, озёра на карте или глобусе?
– Покажите по карте полушарий мировые океаны.
– Покажите на карте юг, север, экватор;
– Благодаря какой звезде на планете Земля есть жизнь?
– Каким же образом влияет солнце на Землю? (Показываю глобус и настольную лампу, которая освещает.)
– Почему на планете происходит смена времён года?
– Какие времена года вы знаете? Какое время года у нас сегодня?
– Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, шкатулка открыта, и мы можем взять ключ зажигания. (Показываю ключ.) Для полёта нам нужны силы, поэтому надо немного размяться.
III. Физминутка
Солнце спит, и небо спит,
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало,
Все лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок
И деревья раскачал
Дождь по крыше застучал,
Барабанит дождь по крышам
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
– Итак, пристегните ремни, мы отправляемся в путешествие на самолёте. Точка отправления город Комсомольск-н-А, край Хабаровский (на карте обозначено место флажком). Ребята, о своих наблюдениях мы должны будем постоянно докладывать диспетчеру в Комсомольск-н-А (диспетчер – работник, регулирующий движение транспорта или ход работы предприятия)
IV. Объяснение новой темы
– Наш самолёт делает первую посадку. Догадайтесь, где мы приземлились посмотрев в иллюминатор самолёта. (Слайд №1)
– Какую картину природы вы видите через иллюминаторы? (Эта часть планеты покрыта ледниками. Очень низкая температура, минусовая. Снежный покров держится почти круглый год. В местах, где из-под льда на поверхность выходят скалы, существует собственный растительный мир: мхи, лишайники. Из животных в этом месте больше всего птиц. На скалистых местах собираются чайки, кайры, гагарки, тупички.)
– Каких животных мы ещё здесь видим? (Белого медведя, тюленя)
– Кто догадался, куда мы прилетели? (На крайний север)
– Покажите это место на карте и глобусе. (У доски 2 ученика: один показывает по карте, другой по глобусе)
– Как называется полюс? (Северный)
– Какой океан находится на северном полюсе?
– Как вы думаете, какое название подойдёт для этого пояса? (Дети выбирают название из предложенных названий, которые развешены по классу по 4 экземпляра, названия крепятся на карту полушарий)
холодный |
умеренный |
жаркий |
– Посмотрите на глобус и ответьте, почему этот пояс назвали холодный? (Лучи солнца плохо обогревают это место, они лишь скользят по поверхности земли, давая очень мало тепла)
– Что мы доложим диспетчеру в Комсомольск, в каком поясе побывали? (Холодный)
– Итак, наш полёт продолжается. Мы с холодного пояса летим в другой тепловой пояс, а в какой вы узнаете позже. Послушайте стихотворение.
Остановитесь на мгновение, замрите…
Как красиво вокруг!
Удивителен утренний лес,
Храм цветов и рогатых улиток!
Он как будто бы вылеплен весь
Из тончайших серебряных ниток.
Ребята, как хорошо в лесу!
В прекрасном мире веток и теней.
Всё то, что живо, музыкою дышит!
Здесь всё поёт, здесь даже муравей
Ползёт, поёт и сам себя не слышит.
– Где же мы сейчас находимся? (В лесу) (cлайд № 2)
– Что можно сказать о природе леса? (Она разнообразна)
– В какую страну мы прилетели? (Правильно, в Россию)
– Везде ли в России есть лес? (Нет)
– Природа России очень разнообразна. Есть также степи (слайд № 3). Есть горы (слайд № 4), например – Уральские горы.
Всё показать на карте полушарий.
- На каком материке находится Россия?
- Пролетев над Евразией и посмотрев в иллюминатор, что можете сказать о климате, температуре воздуха, о разнообразии природы? (Можно опираться на опорные слова)
- Как вы думаете, происходит ли смена времён года? (слайд № 5)
- Итак, что мы можем сообщить по рации диспетчеру в Комсомольск-на-Амуре о природе, которую увидели во время полёта? (Она разнообразна, происходит смена времён года, лето – жаркое, зима – холодная, весна и осень – прохладные, разнообразная и богатая растительность, разнообразен животный мир.) Следовательно, какой это был тепловой пояс?
- Выберите название для этого пояса. (Умеренный) Название вывешивается на карту.
- Кто догадался, почему это происходит? Помощник вам сейчас будет глобус. (В эту зону солнечных лучей поступает больше, земля успевает нагреваться.)
– Продолжаем наш полёт. Куда летим на этот раз догадайтесь сами, отгадав ребус (слайд №6):
экскаватор
Экватор
– Посмотрите на глобус с лампой и скажите, хорошо ли солнечные лучи прогревают данный пояс? (Больше всего солнечных лучей попадают на экватор, здесь Земля больше всего получает солнечного тепла.)
– Посмотрите в окно иллюминатора и попробуйте описать природу данного пояса, какая здесь всегда температура воздуха? (слайд № 7)
– Доложите диспетчеру, какое название подойдёт для этого пояса? (Жаркий)
– Полёт у нас сегодня очень длительный, нам приходится много наблюдать, анализировать и конечно же вы устали. Сделаем физминутку
Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопали, ногами топали!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
– Продолжаем полёт. С какой зоны мы вылетаем? А куда, догадайтесь сами.
– Мы сейчас летим от экватора в сторону южного полюса (сопровождаю показом на карте)
– Какой пояс мы пролетаем? (Умеренный) – вывешивается табличка
– Ну, а сейчас наш самолёт приземлился…(слайд №8)
– В какой пояс? Как догадались? (Правильно, в холодную зону на крайнем юге, в Антарктиде.)
– Какое название пояса вы сообщите диспетчеру? (Холодный – вывешивается табличка)
V. Выявление названия пояса Хабаровского края
– Я думаю, что вы уже все соскучились по родной земле, предлагаю вернуться домой.
– Где наш дом?
– В какой пояс мы должны с вами полететь? (В умеренный)
– Как догадались?
– Расскажите какой климат в Хабаровском крае.
Сообщение ученика: Происходит смена
времён года, зима начинается в ноябре, суровая,
выпадает много снега. Лето – жаркое, бывают
обильные осадки в виде дождя, весна поздняя,
холодная, продолжительная. Осень в крае- лучшее
время года. Она солнечная и значительно теплее
весны.
– Итак, давайте посмотрим на карту тепловых
поясов, которая получилась у диспетчера. (слайд
№ 9)
VI. Закрепление пройденного материала. Работа в парах
– Ребята, а сейчас вы поработаете парами. Давайте вспомним правила работы в парах. Работаем тихо, дружно, помогаем друг другу/ На страницах 40-41 изображены тепловые пояса и иллюстрации природы. Вы должны соотнести рисунки стрелочками с соответствующим тепловым поясом.
Дети работают 1 мин. Определяю чья пара работала дружнее всех.
– К какому поясу отнесёте верхние и нижние картинки?
– 2-ые сверху и вторые снизу?
– По центру?
– Все молодцы!
VII. Работа с тестом
– Мы сейчас поиграем в крестики и нолики. Я буду задавать вопрос, вы его внимательно слушать, если ответ да, то ставите крестик, если нет, то ставите нолик.
– Лучи солнца обогревают Землю неравномерно, поэтому Землю делят на тепловые пояса. (Крестик)
– Пояс, где вечная мерзлота- умеренный. (Нолик)
– Хабаровский край находится в умеренном поясе. (+)
– А теперь проверьте, правильно ли вы справились с заданием. (слайд № 10)
+ |
0 |
+ |
VIII. Подведение итогов
– Что нового вы сегодня узнали на уроке во время путешествия?
– Мы с вами увидели, что наша Земля делится на тепловые пояса. И это происходит благодаря солнцу.
Самооценка (на доске заготовка солнца).
Мы знаем, что без солнца жизнь невозможна. Я хочу, чтобы солнце нам светило повсюду. Если вы работали активно, выберите длинный лучик, а если что-то не получалось, то короткий. (На доске получается – солнышко)
Слайд № 11