После рассмотрения темы “Информационные основы управления и построение моделей” можно проверить знания учащихся, используя следующие задания.
I ЧАСТЬ
. ТестI. Объект, заменяющий реальный процесс, предмет или явление и созданный для понимания закономерностей объективной действительности называют:
- Знаком;
- Моделью;
- Объектом;
- Системой;
- Заменителем.
II. Модель – это:
- Результат моделирования;
- Процесс моделирования;
- Объект моделирования;
- Метод опосредованного познания.
III. Наглядно-образные модели относятся:
- К динамическим;
- Статичным;
- Мыслительным;
- Аналитическим;
- Аналоговым.
IV. Текст, представленный на некотором языке кодирования, называют:
- Математической моделью;
- Динамической моделью;
- Информационной моделью;
- Статичной моделью;
- Компьютерной моделью.
V. Формула является:
- Математической моделью;
- Динамической моделью;
- Информационной моделью;
- Статичной моделью;
- Компьютерной моделью.
VI. Словесное описание – это распространенная модель:
- В физике;
- Математике;
- Информатике;
- Литературе;
- Языкознании.
VII. Какой из этапов построения модели является системообразующим для получения оптимальной для данной задачи модели?
- Постановка задачи;
- Выбор цели моделирования;
- Формализация задачи;
- Анализ моделируемого объекта;
- Анализ проблемной задачи.
VIII. Что отражает способ объединения, взаимосвязь или взаимное расположение нескольких элементов данных, рассматриваемых без ее целевого функционирования?
- Объект;
- Данные;
- Структура;
- Система;
- Знак.
IX. Какие преимущества дает текст при использовании гипертекстовых ссылок:
- Возможность эффектной обработки информации;
- Возможность нахождения необходимой информации;
- Увеличение скорости обработки информации;
- Эффективный способ представления информации;
- Эффективный способ хранения информации.
X. Возникновению новой науки – кибернетики способствовало развитие:
- Теории информации;
- Теории управления;
- Теории связи;
- Теоретической информатики;
- Квантовой физики.
XI. На рисунке изображены расстояния между пунктами A, B, C, D и F. Двигаться по дорогам можно только в направлениях, указанных стрелочками. Водитель едет из пункта А в пункт D. Каково минимальное расстояние, которое он может преодолеть? (Рассмотреть последовательно возможные пути поездки и сравнить их расстояния.)
- 13
- 14
- 15
- 16
Рисунок к заданию №11.
XII. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую таблице.
A |
B |
C |
D |
E |
|
A |
1 |
4 |
- |
1 |
|
B |
1 |
- |
3 |
- |
|
C |
4 |
- |
- |
2 |
|
D |
- |
3 |
- |
- |
|
E |
1 |
- |
2 |
- |
II ЧАСТЬ
. Построение графов1. Составьте родословное дерево потомков Владимира Мономаха (в форме графа)
Владимир Мономах умер в 1125г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (год смерти – 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось три сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава сын Роман (1205), у Романа – Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1189), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславовича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго – сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского – сын Михаил.
2. Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из одноклассников, между которыми существуют следующие взаимоотношения: дружат Андрей и Даша, Андрей и Маша, Даша и Коля, Коля и Андрей. С кем Андрей может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому-то другому?
Варианты ответов к Iчасти проверочной работы:
Вопрос |
Вариант ответа |
Вопрос |
Вариант ответа |
1 |
б |
7 |
б |
2 |
а |
8 |
в |
3 |
в |
9 |
в |
4 |
в |
10 |
б |
5 |
а |
11 |
б |
6 |
г |
12 |
2 |
Пояснение для задания №11.
Рассмотреть последовательно возможные пути поездки и сравнить их расстояния.
ABCD=9+1+6=19
ABED=9+2+4=15
AFED=3+8+4=15
AFBCD=3+5+1+6=15
AFBED=3+5+2+4=14
Вариант ответа ко второму заданию во IIчасти проверочной работы:
Ответ: Маша
Такие задания не только позволят проверить усвоение материала, но и помогут подготовить учащихся к сдаче экзаменов в тестовой форме.