Урок знаний во 2-м классе на тему "Путешествие в Страну знаний"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Пробудить у учащихся интерес к изучению школьных предметов: математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
  2. Продолжить ознакомление с правилами поведения в школе, формировать навыки работы с учебником.
  3. Развивать логическое мышление, память, внимание.
  4. Воспитывать доброту, чувство коллективизма и взаимопомощи.
  5. Понять и почувствовать важность такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях.
  6. Познакомиться с именем выдающегося человека современности — Д. С. Лихачева.
  7. Получить позитивный эмоциональный опыт в отношении его жизни и деятельности.

Оборудование: Плакат с изображением поезда, карточки с названиями станций, карточки с ребусами, портрет Д. С. Лихачева.

Ход урока.

I. Вступительная беседа.

- Какие праздничные дни в году вы знаете?

- Послушайте стихотворение С.Михалкова «Важный день» и скажите, о каком празднике в нём говорится?

Среди многих воскресений
И особых дней в году
Есть обычный день осенний
В славном праздничном ряду.

Красной цифрой не отмечен
Этот день в календаре
И флажками не расцвечен
Возле дома, на дворе.

По одной простой примете
Узнаём мы этот день:
По идущим в школу детям
Городов и деревень,

По весёлому волненью
На лице учеников,
По особому смущенью
Семилетних новичков.

И пускай немало славных
Разных дней в календаре,
Но один из самых главных-
Самый первый в сентябре!

- Почему автор считает 1 сентября самым главным праздником?

Сегодня День знаний. По всей стране много таких же мальчиков и девочек пришли в школу, а кто-то сегодня сел за школьную парту впервые. Для вас первый класс уже позади, теперь вы - второклассники.

Ребята! Сегодня мы совершим путешествие по удивительной, полной чудес и загадок Стране знаний. А на каком виде транспорта мы отправимся в путь, вы мне скажете, отгадав загадку:

Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Одна с трубой -
Тянет всех за собой. (Поезд.)

(На доске открывается плакат с изображением поезда.)

На остановках, которые мы сделаем в пути, вам потребуются смекалка, сообразительность, внимание. Итак, в путь!

II. Станция «Весёлая математика».

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много уметь,
Надо многое знать.
И во всём нужна, вы заметьте-ка –
Очень важная наука – математика.

1. Загадки о цифрах.

Отгадайте-ка, ребята,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на 3 меньше станет. (Цифра 9)

Вид её - как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её – нет. (Цифра 2)

Эта цифра - как замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек. (Цифра 6)

Вот так цифра – кочерга,
У неё одна нога! (Цифра 7)

Я двойку в 20 превращу,
Из троек и четвёрок.
Смогу я, если захочу,
Составить 30, 40. (Цифра 0)

2. Задачи в стихах.

У малышки-мартышки
На столе лежали книжки.
Девять книжек про зверей,
А четыре - про детей.
Кто из наших ребятишек
Скажет, сколько у мартышки книжек? (13)

Мы утят своих считали
И конечно же устали:
Восемь плавают в пруду,
Трое спрятались в саду,
Двое под кустом сидят,
Пятеро в траве галдят.
Помогите нам, ребята!
Сосчитайте всех утят! (18)

У Кузьмы в руках корзина,
В ней лежат три апельсина,
Десять слив и две хурмы.
Сколько фруктов у Кузьмы? (15)

Какие оценки в школе?-
Спросил Серёжа у Коли.
- Все предметы я учил,
Семнадцать баллов получил:
Пять по математике,
Четыре по чтению,
Четыре по русскому,
А что у меня по пению? (4)

3. Задачи-шутки.

Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько их?(3)

У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?(1)

В корзине 3 яблока. Как разделить их на трёх человек, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

(Отдать одному яблоко вместе с корзиной.)

II.Станция «Занимательная грамматика».

1. Догадайтесь, какие слова записаны в клеточках?

На этой осе в сентябре позолота.

О С     А

А эта растёт на лугу у болота.

О С     А

Эта оса на луну улетает.

  О С       А    

А эта - на солнце худеет и тает.

  О С         А

С этою спит в колыбели малыш.

  О С   А

А эта – по классу крадётся, как мышь.

  О   С         А

2. Отгадайте слова, зашифрованные в ребусах.

III. Станция «Литературная».

В народе недаром говорят, что чтение–лучшее учение. Ведь книги рассказывают буквально обо всём на свете – нет такого вопроса, такой темы, по которым не было написано книг. Книги, как мудрые, добрые друзья, вводят вас в удивительный мир. Читая, вы и сами становитесь умнее, сильнее, добрее. Поэтому права пословица, в которой говорится «Кто много читает, тот много знает».

1. Загадки.

Давайте вспомним книги, которые вы уже читали и отгадаем имена героев, о которых идёт речь в стихах.

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор… (Айболит)

На сметане мешён, на окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился … (Колобок)

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовётся … (Чиполлино)

Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

2. Доскажите имя литературного героя.

Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин), домовёнок (Кузя), папа (Карло), дед (Мороз, Мазай),

Баба (Яга), старуха (Шапокляк), дядя (Стёпа, Фёдор), почтальон (Печкин), доктор (Айболит), пудель (Артемон), крокодил (Гена), Вини (Пух), Иванушка (Дурачок), железный (Дровосек),

Соловей (Разбойник), Кощей (Бессмертный), Муха (Цокотуха), черепаха (Тортила), Красная (Шапочка).

IV. Станция «Игровая».

1. Физкультминутка «Карлики - великаны».

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Дети встают из-за парт. Учитель предупреждает, что они должны на слово «великаны» поднимать руки вверх, а на слово «карлики» - приседать.

Учитель пытается запутать учеников. Например, он говорит «великаны», а сам приседает. Ученики должны сделать правильно, т.е. поднять руки вверх.

2. Игра на внимание.

На вопросы хором отвечайте «Я!»

- Кто любит школу?
- Кто любит мармелад?
- Кто любит груши?
- Кто не моет уши?
- Кто любит ананас?
- Кто шагает первым в грязь?

V. Станция «Экологическая».

1. А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете природу. Постарайтесь правильно ответить на вопросы викторины.

  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
  • Какой жук носит название того месяца, в котором родился? (Майский)
  • Какие птенцы не знают своей матери? (Кукушата)
  • Жирным или тощим залегает в спячку медведь?
  • Кто трижды родится? (Бабочка)

2. Отгадайте загадки.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это рыжая …(лиса)

Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык.
На носу имеет рог
И зовётся… (носорог)

Среди зверей слывёт царём.
Его зовут бесстрашным… (львом)

Огромная кошка мелькнёт за стволами,
Глаза золотистые, уши с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись!
Идёт на охоту коварная … (рысь)

Зимой на ветвях яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири)

Может плавать целый день
В ледяной воде… (тюлень)

VI. Станция «Бережливая».

1. Правила пользования книгой.

  • Оберни книгу – не будет пачкаться обложка.
  • Не читай во время еды - можешь запачкать книгу.
  • Не закладывай в книгу карандаши, ручки и другие предметы – от этого портится обложка.
  • Не загибай в книге страницы - сделай закладку.
  • Не вырывай страниц, не рисуй в книге, не делай никаких пометок.
  • Не перегибай книгу - от этого вырываются страницы.
  • Переворачивая страницу, держи её за верхний угол.

Чтение и обсуждение рассказа «Почему жаловались книжечки» (Приложение 1.)

VII. Станция «Добрых наук».

Сегодня на первом занятии года мы будем говорить с вами о таком важном проявлении человеческих отношений, как забота людей друг о друге. Нужно научиться заботиться не только о себе, но и о других.

Скажите, пожалуйста, кто о вас больше всех заботится? А кто еще? В чем это проявляется? А вам удавалось когда-нибудь о ком-нибудь позаботиться? Как это происходило? Что вы чувствовали, проявив заботу о своих близких?

(Дети участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы.)

Я прочитаю письмо одного замечательного Человека, выдающегося ученого нашей страны Д. С. Лихачева. Он написал очень хорошую книгу — «Письма о добром», чтобы поговорить с вами о самых важных вещах. Сегодня мы познакомимся с одним из этих писем, оно называется «Что объединяет людей».

Фрагмент 1.

Человек рождается, и первая забота о нем — матери; постепенно присоединяются и другие близкие люди: отец, бабушка, дедушка. Чувство заботы о другом проявляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее.

Вопрос к девочкам. Как зовут ваших любимых кукол? Как вы о них заботитесь?

Мальчики совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу.

Поднимите руки, кто любит собирать грибы? А ягоды?

И ведь собирают не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Фрагмент 2.

Постепенно о детях начинают заботиться и другие люди: воспитатели, врачи. Теперь, когда вы пришли в школу, о вас будут заботиться учителя. Подрастая, дети тоже начинают проявлять заботу не только о своей семье, но и о школе, о своих товарищах, заботу о своем селе, городе и стране...

Нужно заботиться не только о живых, но и о светлой памяти тех людей, которых уже с нами нет.

Скажите, как называется человек, который думает только о себе и ни о ком не хочет заботиться? Такой человек называется эгоист. Незаботливый или беззаботный человек, скорее всего, человек не добрый и никого не любящий. Человек должен быть заботлив.

Фрагмент 3.

Есть слово, которое человеку очень важно знать и понимать. Это слово — «сострадание». Сострадание — это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо.

В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, нацией, народом, страной, Вселенной. Чувство сострадания (или что-то близкое к нему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за охрану природы, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, но и с животными, растениями, природой).

Фрагмент 4.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто.

Накормить ребенка, перевести через дорогу старика, уступить место в транспорте, хорошо работать, быть вежливым, обходительным... все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Мы читали фрагменты из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром». Дмитрий Сергеевич прожил большую жизнь (внимание детей привлекается к портрету Д. С. Лихачева) и был замечательным человеком, который сделал очень много для сохранения и развития культуры нашей страны, он был очень добр и внимателен к людям.

Дома нарисуйте рисунок на тему «Добрые дела».

(Учитель подводит детей к выводу, возвращаясь к названию письма Д. С. Лихачева «Что объединяет людей?» Это забота о других. Она скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.)

VIII. Станция «Прилежная».

1.Правила для учащихся.

1-й ученик.

Мы для вас, друзья составим
Десять очень важных правил.
Эти правила просты -
Быстро их запомнишь ты.

2-й ученик.

Как проснулся, так вставай –
Лени воли не давай.

1-й ученик.

Лепесток трава умыла,
А тебя умоет мыло.

2-й ученик.

Понукания не жди,
В школу вовремя иди.

1-й ученик.

Прежде, чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой, проверь.

2-й ученик.

Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен.

1-й ученик.

На уроках не болтай,
Как заморский попугай.

2-й ученик.

Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.

1-й ученик.

Парта – это не кровать.
И нельзя на ней лежать.

2-й ученик.

Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

1-й ученик.

Содержи всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.

IX. Итог урока.

Подходит к концу наш урок знаний. Но увлекательное путешествие по Стране знаний не закончилось, оно будет длиться очень долго. Каждый день мы вместе будем отправляться в эту неизведанную страну и открывать для себя что-то новое. А помогут вам дружба и сплочённость. Успехов вам, ребята!