Урок литературного чтения по теме "Татарская сказка «Три сестры»", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  • познакомить с татарской сказкой «Три сестры»;
  • совершенствовать навык беглого и выразительного чтения;
  • развивать память, внимание, речь, мышление и
  • наблюдательность учащихся через работу над произведением сказки;
  • учить понимать эмоциональный настрой произведения,
  • оценивать поступки героев.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа учителя с учащимися.

- С какими произведениями вы познакомились на прошлом уроке? (Колыбельные песни, которые написали М.Ю.Лермонтов и А. Плещев).

- Колыбельные песни входят в нашу жизнь с первым словом матери. Они наполнены её любовью. Убаюкивая младенца, мать рассказывает в песнях о «ясном месяце, ветре, солнце», которые помогут уснуть ребёнку. Эти песни спокойные, добрые. Они очень похожи на сказки. Младенец слушает их и засыпает.

- Кто готов прочитать наизусть любую из этих колыбельных песен? (Желающие могут взять куклу, приготовленную учителем, в руки и прочитать колыбельную).

ІІІ. Постановка темы и цели урока.

Формулирование темы урока учащимися на основе работы с элементами татарского узора.

- Из предложенных элементов орнамента выберите только буквы и из них составьте слова. (Татарская сказка).

- Учитывая содержание проделанной работы, определите, о творчестве какого народа мы будем говорить сегодня на уроке?

- Как вы думаете, где мог располагаться такой орнамент? Кто его вышивал, рисовал в татарской семье?

- Сказка, с которой мы сегодня познакомимся, будет тоже о женщинах.

Открывается тема урока на доске. (Все ребусы и орнаменты убираются).

Физ. минутка для глаз.

- Кто запомнил, какие фигуры были использованы в татарском орнаменте? Давайте нарисуем глазками один из них.

Такая зарядка поможет нашим глазкам легко ориентироваться в тексте учебника.

ІV. Подготовка к чтению нового произведения.

1. - Откройте учебник стр. 71. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о чём будет сказка?

2. - В тексте встретятся слова, которые требуют нашего внимания. Прочитайте их шёпотом орфографически. А потом прочитаем вслух орфоэпически, с нужным ударением.

На доске слова: тяжко, вдруг, ко второй.

V. Первичное знакомство с текстом и проверка первичного восприятия.

1. Мы предположили, о чём пойдёт речь, теперь давайте проверим, правильно ли мы догадались. Примите позу читателя и помните, что, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать.

2. – Вам понравилось это произведение? Кто главные герои сказки? Что понравилось? Чему учит сказка? Какую ошибку допустили сёстры? Какие чувства вы испытали? Оправдались ли наши предположения, о чём будет рассказываться в сказке?

Физ. минутка.

Солнце прыгнуло на парту
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на места поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
А теперь скажите у-у-у,
А теперь скажите а-а-а.
Вновь садитесь за дела.

VІ. Работа с текстом произведения (аналитическое чтение).

1. Я поняла, что вы хорошо поняли произведение. Будем его перечитывать? Если будем, то зачем? (Вдруг мы упустили что-то важное, будем искать ключевые слова, отрабатывать выразительность…). Найдите в тексте слова и предложения, которые помогут прочитать его выразительно. Чтение произведения учениками.

2. Анализ произведения Татарская сказка «Три сестры». Выборочное чтение.

- Какой вы представляете себе мать?

- Каких дочерей она вырастила? Найдите и прочитайте подтверждение из текста.

- Что было с ними дальше?

- Что произошло с матерью через несколько лет?

- Как об этом узнают дочери?

- Как на просьбу матери прореагировала старшая дочь?

- Что ответила белочка? Ответьте словами из текста.

- Как на просьбу матери прореагировала средняя дочь?

- Что ей ответила белочка?

- Как можно назвать поступок, который совершили старшая и средняя дочери?

Легкомыслие – это беззаботность души, отсутствие порядка и глубины в мыслях и чувствах.

- Как отблагодарила белочка младшую дочь за её отзывчивость?

- Расскажите, о чём автор не написал?

- За что люди любили младшую дочь?

- Есть ли в этой сказке чудеса?

- О какой из дочерей можно сказать «Всем хороша, да слепа душа».

- Какова главная мысль сказки?

VІІ. Дифференцированная работа. Работа в группах.

  1. Высокий уровень – подготовить чтение по ролям.
  2. Высокий уровень, элементы творчества - пересказ от лица белочки.
  3. Средний уровень – заполнение таблицы. Выбери слова действия, которые относятся к старшей, средней и младшей дочери.
  4. Средний уровень – составить план-схему сказки с «заместителями» героев.
  5. Низкий уровень – задание в тетради стр. 47 № 1,2,3.

VІІІ. Проверка выполнения заданий.

ІХ. Итог урока.

- Какие чувства мы испытывали во время чтения?

- Чему научила вас татарская сказка?

- И в заключение урока игра - «Доскажи словечко», в неё смогут поиграть самые внимательные учащиеся. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете:

  1. Интересная, поучительная, народная…
  2. Неблагодарные, злые, легкомысленные…
  3. Справедливая, благоразумная…

Начните предложение о старшей дочери.

- Думаю, среди детей нашего класса нет похожих на среднюю и старшую дочь. Все любят своих родителей, стараются радовать их своими поступками.

Дом. задание: Прочитать выразительно сказку, подготовить пересказ сказки для своих одноклассников.