Слава Крылова все будет расти и
пышнее расцветать до тех пор,
пока не умолкнет звучный и
богатый язык в устах великого и
могучего народа русского.
В. Г. Белинский
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя. Тема урока «Сложноподчиненные предложения». Мы с вами должны будем вспомнить характеристику сложноподчиненных предложений, виды придаточных, постараемся восстановить в памяти план разбора сложноподчиненных предложений и средства связи придаточного предложения с главным.
3. А для этого обратимся к творчеству Ивана Андреевича Крылова, который вошел в русскую литературу как баснописец. Вспомните, какие басни Крылова вам известны! (А знаете ли вы, что Крылов написал более 200 басен).
- Как вы думаете, что привлекает нас в баснях? (Богатство, точность, искрометность русского языка. Басни учат нас правильно пользоваться языком, его богатством). Эту мысль подчеркивает и В.Г.Белинский. Запишите в тетрадь эпиграф.
- Что мы будем искать в баснях? (Сложноподчиненные предложения)
- По каким признакам мы будем их находить? (Одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом).
- Таким образом, сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного. Мы знаем, что по смысловому значению придаточные предложения делятся на три группы.
4. Раздаются карточки. Приложение 1
Учащиеся должны по характеристике ответить на вопрос: о каком виде придаточных идет речь?
- Вот именно такие синтаксические конструкции использовал Крылов в баснях.
- Скажите, из каких элементов состоят басни? (Рассказ, аллегория, мораль)
Объясните орфограммы в этих словах.
5. А теперь обратимся к басне «Ларчик».
- Прочитайте. Найдите мораль. Какой смысл вложен в эту мораль? Запишите сложноподчиненное предложение. Докажите, что оно является сложноподчиненным. Определите вид придаточного предложения, Начертите схему. Вспомним, по какой схеме определяем вид придаточного предложения:
- К чему относится?
- На какой вопрос отвечает?
- Чем присоединяется?
- Вид придаточного?
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только
За дело просто взяться.
(Сложноподчиненное предложение с придаточным места). …там, (союзн. сл. где…)
6. Перевернем страничку и прочитаем следующую басню «Раздел». Выделим мораль. А здесь какое нравоучение?
В делах, которые гораздо поважнее,
Нередко от того погибель всем бывает,
Что чем бы общую беду встречать дружней,
Всяк ссоры затевает о выгоде своей.
(Сложное предложение с придаточными определительным и уступительным)
Сущ., (которые…), …
(Что…), …
7. И следующая страничка – басня «Волк и лисица». Из скольких предложений состоит мораль в этой басне? (2) Работаем по вариантам.
1 вариант.
Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим. (Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным) …, (что…)
2 вариант.
Мы этой басней поясним,
Что истина сноснее вполоткрыта. (Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным)
- Нам встретилось в обоих предложениях слово «что» - в 1 – это союзное слово, а во 2 союз. А кто из вас помнит, какая разница между союзным словом и союзом? (Союзное слово является самостоятельной частью речи, членом предложения, его можно заменить другим союзным словом, на него падает логическое ударение).
8. И, наконец, последняя наша страничка – басня «Лебедь, щука и рак».
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет… (Сложноподчиненное предложение с придаточным условным) (Когда…), … .
9. Ребята, мы определяли с вами виды придаточных предложений, А теперь проведем такую работу как «Проверяю себя: обозначьте орфограммы, которые вызвали затруднения». (Нередко, догадаться, взяться, затевает и др.)
10. С какими видами придаточных предложений мы встретились, читая басни Крылова? Как вы думаете, какую роль играют сложноподчиненные предложения в баснях Крылова? (Использование сложных синтаксических конструкций помогает Крылову донести мораль до читателей. И все это благодаря умению использовать их в речи).
11. А теперь вы продолжите сложноподчиненные предложения, в которых объясните, для чего нужно, на ваш взгляд, изучать сложноподчиненные предложения. Используйте следующие начала предложений:
- Изучать сложноподчиненные предложения нужно для того, чтобы…
(С какой целью? Для чего?)
- Мне нравится изучать сложноподчиненные предложения, потому что…
(Почему? Причины)
12. Итог. Какой вывод из урока можно сделать? (Сложноподчиненные предложения используются как в устной, так и в письменной речи. Они делают её богатой, точной и выразительной).
13. Домашнее задание. В начале урока мы записали слова Белинского. Они тоже представляют собой сложноподчиненное предложение. Дома вам необходимо сделать синтаксический анализ этого предложения.