Информационные компетенции в обучении младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды” создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий и включает в себя нацеленность на развитие ключевых компетентностей учащихся.

Информационные компетенции – это требование к образовательной подготовке учащегося, умение человека находить, отбирать, извлекать необходимую ему информацию. Информационные компетенции тесно связаны с информационной деятельностью, когда учащийся осваивает информационную среду, наиболее полно реализует в ней свои способности, потребности и стремления.

Если человек владеет информационной деятельностью, значит, у него сформирована информационная компетентность. Это результат образования, который выражается в овладении информационными компетенциями.

Информационные компетенции развиваются на протяжении всего периода обучения, но закладываются именно в младшем школьном возрасте. И изменения в системе образования, и жизнь требует от учащихся компьютерной грамотности. Это стало возможным в связи с появлением компьютерных средств, как в школе, так и у каждого учащегося дома.

Часто информационные технологии в школе отождествляют с уроками информатики. А ведь это понятие более широкое. Обучить ребенка информационно – компьютерным технологиям – значит не только обучить его работе на компьютере. Это означает, в первую очередь, обучить его самостоятельной работе с различными источниками информации.

Младшие школьники в основном воспринимают компьютер, как игровой автомат. В школе они узнают, что с помощью компьютера можно изучать материал, проверять свои знания, умения, можно найти необходимую информацию в любой области.

В нашей школе существует компьютерный класс на 13 компьютеров, имеется компьютер в кабинете психологии, логопедии, в библиотеке. 17 педагогов – 46% активно применяют компьютер и компьютерные программы при проведении уроков.

В школе создана Программа развития комплексной информатизации учебно – воспитательного процесса на 2006-2010 годы

Цель программы: создать комплексную систему информационного обеспечения управленческой и учебно – воспитательной деятельности, способствующую повышению качества образования и развитию информационной культуры педагогических работников, учащихся, родителей.

Во вчерашних выступлениях прозвучало, что создано и создаются новые проекты в рамках города, округа, страны, связанные с информационными технологиями. И готовить исполнителей и пользователей этих проектов необходимо уже сейчас.

Как развиваются информационные компетенции учащихся в нашей школе:

Для учащихся:

  • в учебные планы постепенно введен урок информатики. Данный предмет изучают все учащиеся 2-4 классов.
  • учителя активно внедряют проникающие компьютерные технологии, планируют уроки по основным предметам с компьютерной поддержкой в качестве наглядности, проведения самостоятельных, проверочных работ с использованием медиапроекторов. В данное время два комплекса установлены в кабинетах начальных классов. В школе организуется медиа библиотека с уже проведенными медиа – уроками;
  • педагог – психолог школы обучена работе с “Программой ИБИС” (игровое биоуправление и саморегуляция) применяет эту программу на занятиях с учащимися, наряду с другими методами работы.
  • Дети с удовольствием принимают участие в Международных играх – конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Золотое руно”. За последние три года шесть учащихся вошли в десятку лучших по округу, одна девочка заняла пятое место по России. (Приложение1)
  • с подключением выделенной линии Интернет мы можем организовать участие детей во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах “Эйдос”. За последние три года команды 3-4 классов заняли:

1 место по России в олимпиаде по экологии

2 место по России в олимпиаде по журналистике

2 место по России в олимпиаде по естествознанию

3 место по России в олимпиаде по психологии

Четыре ученика стали Лауреатами данных олимпиад и удостоены Дипломами

Данные олимпиады преследуют разные цели. В одних важно показать программные знания, в других – выше программных, в третьих – творчество. Это дает возможность каждому ребенку проявить себя, развить способности, сравнить себя с другими учащимися города, округа, России. (Приложение 2)

  • медиапректор используется при проведении воспитательных мероприятий. Данная технология помогает развивать эмоциональную сферу младших школьников и на их основе – мотивацию на обучение.
  • уже второй год проводится научно – практическая ученическая конференция с применением презентаций, которые готовят учащиеся вместе с родителями, с педагогами. Конечно, не все работы наших учащихся оформлены по всем требованиям научно – практических работ. Но учащиеся могут реализовать свою любознательность, поделиться знаниями со сверстниками, приобретают опыт публичных выступлений, экспериментальной деятельности.
  • проводится олимпиада по информатике среди учащихся 4-ых классов, во время которой проверяется и программный материал по информатике, и практическое владение операционными системами.
  • ведется кружок “Занимательная информатика”, для учащихся третьих – четвертых классов.

Для педагогов также появились новые возможности:

  • применяется медиапроектор в методической и аналитической работе;
  • учителя научились пользоваться поисковыми системами Интернет для получения необходимой информации в методической и воспитательной работе, при оформлении работ на различные конкурсы, при подготовке педагогического портфолио в рамках аттестации
  • шесть педагогов школы приняли участие во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок” и получили Дипломы и Сертификаты фестиваля, их работы можно посмотреть на сайте фестиваля.

Несколько тормозит развитие компьютеризации нехватка медиасистем. Получив Грант Главы города, мы закупаем еще четыре медиасистемы, которые будут установлены в кабинетах начальных классов. Но этого тоже не хватит всем творчески работающим педагогам.

В свете новых целей и задач отечественного образования и направления развития мировой педагогической науки и практики мы видим много перспектив в формировании информационных компетенций. (Приложение3)

  • активизировать работу педагогов по применению различных форм самоконтроля учащихся по разным темам начального общего образования с применением компьютерных технологий, что повысит мотивацию и творческий уровень обучения школьников;
  • продолжить проведение дистанционных олимпиад;
  • обучить весь коллектив педагогов школы пользованию компьютером;
  • на сайте школы разместить страничку для родителей по разным вопросам педагогики и психологии.

Последствия применения компьютерных технологий в школе, как отмечают психологи, могут быть как позитивными, так и негативными. Поэтому, используя информационные технологии в учебно – воспитательном процессе, мы выполняем санитарно – гигиенические требования по работе за компьютером, чередуя виды работ, анализируем и проектируем те прямые и косвенные воздействия на личность учащихся, которые и будут определять их развитие.

Адрес школьного сайта: http: //anitorovo. narod. ru