Духовно-нравственное развитие личности на основе социокультурного пространства г. Нижний Тагил

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Перемены в российском обществе вызывают изменения в поведенческих и личностных характеристиках людей, т.к. многие прежние культурные традиции обесцениваются. В связи с этим встала проблема образования, нацеленного на развитие человека, имеющего высокий духовно-нравственный уровень. Вслед за Рубинштейном духовность мы понимаем как внутренний мир личности, а нравственность как следование нормам поведения, принятым в обществе.

Развитие ребенка происходит в социокультурном пространстве жизни народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребенок включается в это пространство самим фактом своего рождения, но необходимо еще, чтобы произошло становление личности и формирование его самосознания как субъекта собственной жизнедеятельности.

Аксиология (от греческого axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Значимость аксиологизации содержания образования и раньше отмечалась многими учеными (Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие.) Ценности выступают основанием для осмысления познания и создания целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения при принятии решений в ситуации выбора.

Актуальность аксиологической направленности современного образования обусловлена нарастающей динамикой изменений ценностных ориентиров в обществе, острым характером этого процесса, побуждающего обращаться к этнокультурным ценностям как наиболее устойчивым и значимым в сохранении жизнеспособного социума.

Последние годы гимназия №18 занимается реализацией этнокультурного компонента в содержании образования, рассматривая при этом этнокультурное образование не как изучение культуры одного народа, а как диалог культур, выявляющий общечеловеческие ценности.

Одним из направлений реализации этнокультурного компонента является специально созданная для гимназии №18 программа «Мой город» Голошумовой Г.С., Свининой Н.Г., отвечающая требованиям ГОСа НРК Свердловской области. Особенностью данной программы является то, что используемый краеведческий материал служит средством для духовно-нравственного становления личности учащегося.

В программе реализуются следующие задачи.

1. Раскрыть учащимся истоки становления и развития социокультурного пространства города.
2. Заложить основы эмоционально-нравственного отношения подрастающего поколения к культуре народов Урала.
3. На примере жизненного пути выдающихся тагильчан-современников обеспечить учащимся постижение смысла жизни для самореализации и саморазвития человека.
4. Способствовать развитию жизненного опыта школьников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего города во взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями.

При реализации программы «Мой город» возникли следующие сложности:

- отбор и адаптация содержания уроков, доступного младшим школьникам и в то же время дающего возможность реализовывать задачи, поставленные в программе;

- определение структуры урока, отбор методов и форм работы, способствующих решению проблемы формирования социокультурных ценностей. (До этого школа была традиционно ориентирована только на когнитивный и деятельностный компоненты структуры образования, и способы обучения соответствовали традиционным задачам обучения).

При отборе учебного материала мы пользовались следующими критериями:

1) Аксиологический характер содержания.
2) Этнокультурная направленность.
3) Соответствие содержания актуальной культуре ребенка.
4) Эмоциональная насыщенность.
5) Учет психологических особенностей младшего школьника.
6) Возможность взаимодействия с семейным воспитанием.

Материал уроков курса «Мой город» пронизывают три направления, которые осуществляются в единстве и взаимосвязи:

- укоренение ребенка в социокультурной среде своего города через расширение его представлений об окружающем мире;
- становление ребенка как субъекта в мире (формирование активности, ответственности за поступки);
- формирование направленности личности (осознание своего предназначения в мире, смысла жизни).

1. Укоренение ребенка в городском социокультурном пространстве идет за счет расширения границ мира.

До этого родными, знакомыми были небольшие уголки города (детский сад, двор, в котором ребенок рос, прилегающие улицы). Сейчас ребенок активно знакомится с главными улицами, площадями, памятниками, зданиями, скверами, их историей, внешним видом, значением. Происходит своеобразное освоение мира, создание образа города, понятного, родного. Ученик знакомится с историей семьи, её традициями, реликвиями. В результате лучше становится взаимопонимание между ним и членами семьи, происходит осознание своей роли в семье, осознание ответственности за свои поступки перед памятью предков и потомков.

2. Становление ребенка как субъекта в мире.

Происходит понимание того, что семья ученика не нечто изолированное, что главные события в жизни города происходят и через его семью тоже, более того, все члены семьи вносят свой вклад в жизнь города. И ребенок может внести свою посильную лепту, соблюдая чистоту в общественных местах, ухаживая за цветником во дворе дома, школы, участвуя в субботнике по уборке территории, посылая свой рисунок на городской конкурс (рисунки победителей украшают улицы города). Кроме того, в каждой теме есть задания, нацеленные на формирование активной позиции ребенка:

  • Как ты думаешь, зачем человеку семья?
  • Что бы ты хотел сохранить для потомков?
  • Кем бы ты хотел быть, когда вырастешь? Почему?

3. Формирование направленности личности (осознание своего предназначения в мире, смысла жизни). Прослеживая жизненный путь наших земляков, дети отмечают, какие ценности были важны для людей в прошлом, и какие – сейчас. Они приходят к выводу о том, что есть важные социокультурные ценности: добро, терпение, трудолюбие, стремление к творчеству и т. д., на которых стоит мир. С помощью учителя дети приходят к выводу, что каждый человек оставляет свой след на земле (хороший или плохой). Учитель ставит перед учащимися проблему: какой след хочешь оставить ты? Зачем пришел в этот мир: нести добро или зло?

Таким образом, мы подводим ребят к осмыслению своей жизни, что и является сверхзадачей каждого урока, и ставим детей в позицию выбора поступка, действия на основе общечеловеческих ценностей.

При разработке структуры проведения уроков, носящих аксиологический характер, учитывались исследования ученых (Арутюнян, Божович, Рубинштейн), утверждающих, что ценностные ориентации включают в себя познавательный, эмоциональный, поведенческий компонент, они связаны с мотивационной сферой, проявляются в устремлениях и поступках человека. Поэтому проблема формирования ценностных ориентаций личности имеет два плана:

  • развитие сознания;
  • развитие практического действия.

Причем процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» - социальную группу, являются «ретранслятором» ценностей общества. (Арутюнян Э.А. «Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности», Ереван, 1979 г. 218с.)

Исходя из этого, мы использовали следующую структуру урока:

  1. Эмоциональное подключение к ситуации.
  2. Познавательно-оценочное исследование данной ситуации.
  3. Формирование нравственных установок.
  4. Моделирование (планирование поведения).
  5. Реализация этой модели на основе общечеловеческих ценностей (в поступке, рисунке, сочинении, стихах).

В качестве методов использовали проблемно-поисковые (познавательный компонент), методы стимулирования и мотивации интереса (эмоциональный компонент), методы формирования сознания, методы организации деятельности и опыта поведения (поведенческий компонент).

Для наиболее эффективной реализации данной программы нами разработаны и изданы следующие учебно-методические материалы:

1. Мой город: Рабочая тетрадь для учащихся первого класса. Н.Тагил, МИМЦ, 2005г.
2. Мой город: Методические рекомендации. Н.Тагил, МИМЦ, 2005 г.

Результаты апробации программы «Мой город» представлены на городских, областных конференциях и на конференциях Горнозаводского округа.

По результатам диагностических исследований, проведенных психолого-социологической службой гимназии, можно определить, что у детей снижается социально-негативное отношение к себе и окружающему миру, имеется положительная тенденция к нарастанию социально-позитивного отношения к обществу, миру.

У учащихся достаточно хорошее усвоение базовых понятий, обозначенных в программе, формируются устойчивые нравственные позиции и представления.

Данные психологических исследований представлены на различных НПК и опубликованы в гимназических сборниках.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что предложенная система работы эффективна, знания по данному курсу расширяет духовно-нравственный опыт учащихся.

1. Арутюнян Э. А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. Ереван, 1979, С. 268.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
3. Вязникова Л. Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития.
4. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
5. Голошумова Г.С., Свинина Н.Г. Мой город: Программа для учащихся 1-11 классов. Нижний Тагил. НТФ ИРРО, 2003.
6. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997, С. 181.
7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 ч. М., 1983.
8. Равкин З. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. М., Педагогика, 1995. № 5, С. 87.
9. Рубинштейн С. А. Проблемы общей психологии. М., 1973, С. 208.
10. Словарь-справочник по педагогике \Авт-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. М., ТЦ Сфера, 2004, С. 13-14.