Цели и задачи:
- Познакомить уч-ся с правописанием окончаний имён сущ. трёх склонений в Д.п.
- Учить детей осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён сущ.
- Продолжить работу над выработкой умений разбора слов по составу и разбора предложений по членам.
- Продолжить учить уч-ся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализировать свою работу.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Чистописание.
- Послушайте, пожалуйста, отрывок.
- Отрывок из какой сказки вы сейчас прослушали? (сказка о царе Салтане)
- Кто написал эту сказку?
- Посмотрите на доску, сейчас у нас минутка чистописания, в которой вы запишите имена героев сказок и автора.
Ал Пу Ср Да Бо Гв
Дадон Балда Гвидон Бабариха
Александр Сергеевич Пушкин
- Пишем красиво, аккуратно, соблюдая наклон и соединения.
- Сегодня отрывки из сказок Пушкина помогут нам познакомиться с новой темой.
3. Постановка проблемы.
- На доске записаны отрывки из сказок. Прочтите их.
Гости князю поклонились...
Воротился старик ко старухе…
Гости к пристани идут…
Вот пошёл он к синему морю…
- Откуда эти строчки?
- У сущ. с выделенными окончаниями определите падеж.
- Почему в указанных сущ. разные окончания, хотя стоят в одном падеже?
- Давайте постараемся решить эту проблему на этом уроке.
4. Работа по теме урока.
а) Объяснение нового материала.
- Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей.
- Я разделю класс на три группы (по колонкам).
- Каждая исследовательская группа получила карточки с именами сущ. одного из склонений.
Карточка для 1 группы
Карточка № 1 1. приближался (к чему?) к воде, речке, опушке обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне Задания: 1. Определите падеж и склонение им. сущ. 2. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение. Поклонись рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав… . |
Карточка для 2 группы
Карточка № 1 1. идёт (к чему?) к столу, к морю обратился (к кому?) к петушку, к коню Задания: 1. Определите падеж и склонение им. сущ. 2. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение. Плывёт по мор…, молвит царевич…, идёт по неб… . |
Карточка для 3 группы
Карточка № 1 1. дивятся (чему?) печи, совести, храбрости подошёл (к кому?) к матери, к дочери Задания: 1. Определите падеж и склонение им. сущ. 2. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение. Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… . |
- Положите перед собой карточку № 1.
- После выполнения задания, каждая группа сделает вывод об окончаниях имён сущ. данного склонения в Д.п.
- Задания под цифрой 1 – вы выполняете устно, а под цифрой 2 – письменно в тетрадь.
- Читайте внимательно задание и приступаёте к работе.
Дети выполняют.
- Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте написание окончаний сущ. друг у друга. Если найдёте ошибку, подчеркните её карандашом.
Проверка. Работа идёт параллельно с каждой колонкой.
- Сущ. какого склонения были у вас 1 колонка? 2 колонка? 3 колонка?
- В каком падеже стоят эти сущ.?
- Какой вывод можно сделать о правописании окончаний имён сущ. в Д.п. 1 скл.? 2 скл.? 3 скл.?
- Прочитайте словосочетания, которые вы записали в тетрадь 1 колонка (и т.д., дети читают вслух)
- Какое окончание написали? Докажите.
На доске постепенно учитель открывает окончания
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Д. п. (кому? чему?) | - Е | - У, - Ю | - И |
5. Закрепление.
- Послушайте, сейчас Марина прочтёт отрывок из сказки А.С.Пушкина, постарайтесь узнать сказку и выбрать сущ. в Д. п.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведёт её скорей
К милой матушке своей…
- Из какой сказки отрывок?
- Какое сущ. стоит в Д. п.?
- Запишем это сущ. с предлогом в тетрадь.
- Выделите окончание. Докажите, что вы написали верно.
- Самостоятельно выполните морфологический разбор этого слова.
К матушке - сущ., н.ф. – матушка; одуш., нариц., ж. р., 1 скл., Д.п., ед.ч.
6. Гимнастика для глаз.
7. Продолжение урока.
- Послушайте ещё один отрывок, узнайте сказку и выберите сущ., стоящее в Д.п.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок…
- Из какой это сказки?
- Назовите сущ. стоящее в Д.п.?
- Положите перед собой карточку № 2. Это предложение у вас записано на карточке.
Карточка № 2 Вмиг по реч… те спознали, что царевну принимали. Петушок вспорхнул со спицы, к колесниц… полетел. |
- Прочитай 1 предложение.
- Как вы понимаете слово «спознали»?
- Прочитай 2 предложение.
- Как вы думаете, что обозначает слово «колесница»?
- Давайте обратимся к толковому словарю.
(Колесница – в старину: большой колёсный экипаж.)
- Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, докажите, 2 предложение разберите по членам.
Проверка.
- Какое окончание написали? Докажите.
- Разберёт по членам предложения………………. .
- Давайте, образуем от сущ. «колесница» однокоренные слова такие, чтобы одно было прилагательным, а другое – глаголом.
Колесница, колёсный, колесить.
- Самостоятельно разберите по составу эти слова.
- Проверяем.
8. Решение проблемы.
- Отчего же в указанных сущ-х разные окончания, хотя стоят в одном падеже?
- Какое же окончание мы будем писать в 1 скл. Д.п.? во 2 скл. Д.п.? в 3 скл. Д.п.?
- Какая тема была у нас на уроке?
9. Творческая работа.
- Ребята, сегодня на уроке звучали предложения, словосочетания из сказок А.С.Пушкина. Сейчас вы попробуете написать небольшое сочинение (3-4 предложения), в котором расскажите, почему вы любите читать и слушать сказки А.С. Пушкина? Чем они вам дороги?
- Я хочу вам предложить несколько вариантов вступления.
Я с любовью отношусь к сказкам А.С.Пушкина потому, что…………………
Мне нравится сказка А.С.Пушкина «……………» за …………………………
Дети пишут.
Заслушиваю 2-3 сочинения.
- Встретились ли у вас в сочинении сущ. в Д.п.? Назовите их и окончания, которые вы написали.
10. Самооценка.