Правописание окончаний имен существительных 1–3-го склонений в дательном падеже. 4-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи:

  1. Познакомить уч-ся с правописанием окончаний имён сущ. трёх склонений в Д.п.
  2. Учить детей осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён сущ.
  3. Продолжить работу над выработкой умений разбора слов по составу и разбора предложений по членам.
  4. Продолжить учить уч-ся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализировать свою работу.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Чистописание.

- Послушайте, пожалуйста, отрывок.

- Отрывок из какой сказки вы сейчас прослушали? (сказка о царе Салтане)

- Кто написал эту сказку?

- Посмотрите на доску, сейчас у нас минутка чистописания, в которой вы запишите имена героев сказок и автора.

Ал Пу Ср Да Бо Гв
Дадон Балда Гвидон Бабариха
Александр Сергеевич Пушкин

- Пишем красиво, аккуратно, соблюдая наклон и соединения.

- Сегодня отрывки из сказок Пушкина помогут нам познакомиться с новой темой.

3. Постановка проблемы.

- На доске записаны отрывки из сказок. Прочтите их.

Гости князю поклонились...
Воротился старик ко старухе
Гости к пристани идут…
Вот пошёл он к синему морю

- Откуда эти строчки?

- У сущ. с выделенными окончаниями определите падеж.

- Почему в указанных сущ. разные окончания, хотя стоят в одном падеже?

- Давайте постараемся решить эту проблему на этом уроке.

4. Работа по теме урока.

а) Объяснение нового материала.

- Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей.

- Я разделю класс на три группы (по колонкам).

- Каждая исследовательская группа получила карточки с именами сущ. одного из склонений.

Карточка для 1 группы

Карточка № 1

1. приближался (к чему?) к воде, речке, опушке

обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне

Задания:

    1. Определите падеж и склонение им. сущ.
    2. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён сущ. 1 скл. в Д.п.
    3. Проверьте себя по учебнику на стр. 88

2. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение.

Поклонись рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав… .

Карточка для 2 группы

Карточка № 1

1. идёт (к чему?) к столу, к морю

обратился (к кому?) к петушку, к коню

Задания:

    1. Определите падеж и склонение им. сущ.
    2. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён сущ. 2 скл. в Д.п.
    3. Проверьте себя по учебнику на стр. 88

2. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение.

Плывёт по мор…, молвит царевич…, идёт по неб… .

Карточка для 3 группы

Карточка № 1

1. дивятся (чему?) печи, совести, храбрости

подошёл (к кому?) к матери, к дочери

Задания:

    1. Определите падеж и склонение им. сущ.
    2. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён сущ. 3 скл. в Д.п.
    3. Проверьте себя по учебнику на стр. 88

2. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение.

Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… .

- Положите перед собой карточку № 1.

- После выполнения задания, каждая группа сделает вывод об окончаниях имён сущ. данного склонения в Д.п.

- Задания под цифрой 1 – вы выполняете устно, а под цифрой 2 – письменно в тетрадь.

- Читайте внимательно задание и приступаёте к работе.

Дети выполняют.

- Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте написание окончаний сущ. друг у друга. Если найдёте ошибку, подчеркните её карандашом.

Проверка. Работа идёт параллельно с каждой колонкой.

- Сущ. какого склонения были у вас 1 колонка? 2 колонка? 3 колонка?

- В каком падеже стоят эти сущ.?

- Какой вывод можно сделать о правописании окончаний имён сущ. в Д.п. 1 скл.? 2 скл.? 3 скл.?

- Прочитайте словосочетания, которые вы записали в тетрадь 1 колонка (и т.д., дети читают вслух)

- Какое окончание написали? Докажите.

На доске постепенно учитель открывает окончания

  1 скл. 2 скл. 3 скл.
Д. п. (кому? чему?) - Е - У, - Ю - И

5. Закрепление.

- Послушайте, сейчас Марина прочтёт отрывок из сказки А.С.Пушкина, постарайтесь узнать сказку и выбрать сущ. в Д. п.

Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведёт её скорей
К милой матушке своей…

- Из какой сказки отрывок?

- Какое сущ. стоит в Д. п.?

- Запишем это сущ. с предлогом в тетрадь.

- Выделите окончание. Докажите, что вы написали верно.

- Самостоятельно выполните морфологический разбор этого слова.

К матушке - сущ., н.ф. – матушка; одуш., нариц., ж. р., 1 скл., Д.п., ед.ч.

6. Гимнастика для глаз.

7. Продолжение урока.

- Послушайте ещё один отрывок, узнайте сказку и выберите сущ., стоящее в Д.п.

Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок…

- Из какой это сказки?

- Назовите сущ. стоящее в Д.п.?

- Положите перед собой карточку № 2. Это предложение у вас записано на карточке.

Карточка № 2

Вмиг по реч… те спознали, что царевну принимали. Петушок вспорхнул со спицы, к колесниц… полетел.

- Прочитай 1 предложение.

- Как вы понимаете слово «спознали»?

- Прочитай 2 предложение.

- Как вы думаете, что обозначает слово «колесница»?

- Давайте обратимся к толковому словарю.

(Колесница – в старину: большой колёсный экипаж.)

- Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, докажите, 2 предложение разберите по членам.

Проверка.

- Какое окончание написали? Докажите.

- Разберёт по членам предложения………………. .

- Давайте, образуем от сущ. «колесница» однокоренные слова такие, чтобы одно было прилагательным, а другое – глаголом.

Колесница, колёсный, колесить.

- Самостоятельно разберите по составу эти слова.

- Проверяем.

8. Решение проблемы.

- Отчего же в указанных сущ-х разные окончания, хотя стоят в одном падеже?

- Какое же окончание мы будем писать в 1 скл. Д.п.? во 2 скл. Д.п.? в 3 скл. Д.п.?

- Какая тема была у нас на уроке?

9. Творческая работа.

- Ребята, сегодня на уроке звучали предложения, словосочетания из сказок А.С.Пушкина. Сейчас вы попробуете написать небольшое сочинение (3-4 предложения), в котором расскажите, почему вы любите читать и слушать сказки А.С. Пушкина? Чем они вам дороги?

- Я хочу вам предложить несколько вариантов вступления.

Я с любовью отношусь к сказкам А.С.Пушкина потому, что…………………

Мне нравится сказка А.С.Пушкина «……………» за …………………………

Дети пишут.

Заслушиваю 2-3 сочинения.

- Встретились ли у вас в сочинении сущ. в Д.п.? Назовите их и окончания, которые вы написали.

10. Самооценка.