Урок русского языка. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • учить распознавать склонение имен существительных;
  • способствовать развитию учащихся; закреплять умения работать со словарями;
  • развивать словарный запас, внимание, память;
  • формировать умение работать в паре; учить взаимовыручке;
  • воспитывать любовь к родному русскому языку; своей малой Родине Кубани.

Оборудование: Картина Валентина Серова «Мика Морозов», Детский альбом П.И.Чайковского пьесы: «Игра в лошадки», «Мама», таблички слов по склонениям, запись устойчивого выражения «попасть впросак», учебники, словари, тетради на печатной основе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать первое склонение имён существительных

1.1. Словарная работа.

На доске записаны слова: рожь, тетрадь, тарелка, осень.  Какое слово лишнее? (тарелка) Что можете о нём сказать? (суш. 1 склонения, нарицательное)

Это, ребята, словарное слово и написание его мы сегодня запомним.

Вывешивается табличка ассоциативного словаря. Найдите ошибкоопасное место в этом слове. (гласная в первом слоге) С чем ассоциируются языки пламени в тарелке факела? Что символизирует олимпийский огонь? Что вы можете сказать об олимпиаде? Где она будет проходить и когда? (г. Сочи, 2014 году)

Откройте словарь «Пиши правильно». (стр. 160) Найдите это слово, прочитайте, запомните его написание.

Запись слова в тетради.

Составьте предложение со словарным словом тарелка так, чтобы на ней оказались словарные слова , обозначающие существительные 1 склонения. (На тарелке лежали ароматные малина, земляника и смородина.)

(запись предложения и определение основы предложения)

А теперь откройте наши рабочие тетради на печатной основе стр. 76, посмотрите еще раз на новое слово, закройте глазки, проговорите каждый себе его написание.

Давайте выполним упражнение 82 с новым словарным словом, по ходу называя все встречающиеся орфограммы в этом упр. (5 орфограмм) Определить склонение выделенных слов.

Работа по теме урока

1.2. Работа по учебнику

Волшебница Анишит Йокоповна спросила: существительные какого рода имеют окончания –а, -я ?

Миша уверено ответил: только существительные женского рода.

Ты попал впросак, Мишенька , покачала головой волшебница. И добавила: «А ты, что думаешь Машенька? Маша ответила: «не только женского, но и мужского рода.» А вы как думаете, ребята? (согласны с Машей)

Я тоже согласна с вами. А теперь давайте выясним, что значит попал впросак, для этого обратимся к словарю устойчивых выражений. Найдите, пожалуйста, описание значения этого выражения (стр. 159) очень хорошо. Давайте ознакомимся еще с исторической справкой происхождения этого выражения.

Стр. 119 в учебнике 1 часть 4.

2. Работа по обратному словарю.

Посмотрите внимательно на слова и скажите, какой объём занимают слова 1 склонения. (стр. 162-166 и в конце словаря слова оканчивающиеся на -я)

Как определили? (по окончанию)

Выпишите 2 существительных женского рода и 2 существительных мужского рода. (существительные мужского рода ищи в группе слов на –шка) (работа в парах)

Просклоняйте эти слова. Проверка друг у друга работы.

3. Определение склонений имён существительных.

Друзья мои, ответьте на мои вопросы:

  • Как называли дома на Кубани? (хата)
  • Что обычно расписывали казаки в хате? (печь)
  • В чём хранили одежду? (сундук)
  • Что находилось в красном углу хаты? (икона)
  • Как на Кубани назывались полотенца? (рушник)
  • Что обычно справляли осенью после жатвы? (свадьбы)
  • Что носили на ногах? (черевички)

(таблички со словами вывешиваются на доску)

Найдите лишнее слово. (черевички) Почему?

Распределите слова в три группы.

Перечитывание существительных 1 склонения.

4. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьётся (покружиться)

Назовите существительные 1 склонения. (бабочка)

5. Работа по картине Валентина Серова «Портрет Микки Морозова».

А сейчас, ребята, отправляемся в Музейный дом.

Поработаем по картине Валентина Серова «Портрет Микки Морозова».

Как ты думаешь, что это за имя «Мика»? – уточните на странице 48. (2 часть)

Подходит ли имя мальчику? Сколько на твой взгляд ему лет?

Какие детали на картине помогли тебе определить возраст мальчика?

Можно ли по одежде, прическе сделать вывод о времени суток?

Художник писал Мику утром? Днём? Вечером?

Как тебе кажется, ика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать?

Ног мальчика не видно, как ты думаешь, Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу?

Что можно сказать о характере мальчика по выражению его лица? Он кажется тебе бойким и смышлёным или тихим и нерешительным?

Он любознательный и впечатлительный?

Или он не знает, чем себя занять?

Как ты думаешь, если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет?

Слушание двух пьес из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского: «Игра в лошадки» и «Мама»

Помнишь ли ты себя в возрасте Микки Морозова? Этот мальчик похож на тебя в раннем детстве или нет?

Посмотри еще раз внимательно на картину, вспомни все, о чём мы говорили и назови существительные 1 склонения, которые мы употребили в своем рассказе. (подушка, Мика, сорочка, нога, рука и т. д)

5. Работа по словарю «Пиши правильно».

Выпишите из словаря все существительные 1 склонения, проверь их написание по словарю. (Ребята, вы будете перечитывать каждое слово или есть другой способ определения склонения, учитывая опыт работы с обратным словарём?) – (работа в парах)

6. Распознавание орфограмм.

А сейчас, ребята, посмотрите перед вами стихотворение К. Обойщикова.

Вставьте пропущенные буквы и назовите существительные 1 склонения:

Кубань – з . мля такая
От хлеба з . лотая,
Ст . пная ст . рона.
Г . стей она встр . чает,
И песни зап . вает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.

7. Определите на слух существительные 1 склонения:

Берегите эту землю, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Как поняли призыв? Обсуждение его.)

(Назови существительные 1 склонения: земля, вода, былиночка, природа.)

8. Редактирование текста.

Я люблю брадить осеню полесу .В лису тихо, идёт мелкий дожть. Мокрая лества нешуршыт под нагами. В трафке нестрекочют кузнечики.

9. Домашнее задание. Т.Упр.85.

10. Итог урока.

  • Какие существительные относятся к 1 склонению?
  • Почему все существительные выделяются в 3 склонения?
  • Кто научился определять 1 склонение имён существительных?

Спасибо за работу, вы молодцы.