Развитие познавательного интереса на различных этапах урока

Разделы: Математика


Процесс обучения в школе – главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.

Урок – одна из основных форм обучения, а значит именно на уроке необходимо воспитывать и развивать у учеников глубокий и многосторонний интерес к знаниям.

Для развития познавательного интереса на своих уроках я использую различные приемы, часть из них заимствована из книг, методических пособий, часть – из опыта работы других учителей, что-то придумала сама.

I. Организация устного счета.

В 5-6 классах одной из основных задач является отработка навыков устного счета, а однообразие заданий на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому я всегда стараюсь разнообразить устный счет.

Одной из форм организации устного счета являются задачи в стихах:

Над болотцем тихо, тихо.
В теплом воздухе парят
Сам комар и комариха,
С ними туча комарят.
Комариха с комаром говорят:
- Сосчитай-ка, комар, комарят.
- Как же счесть, комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала комариха 40 пар.
А продолжил этот счет уже комар.
Комарят комар до ночи считал,
Насчитал 13 тысяч, аж устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?

(Ответ:40х2+13000+2=13082).

Интересны учащимся различные вычислительные цепочки, достаточное количество которых есть в учебниках Н.Я. Виленкина. Мы проводили мини-соревнования – кто быстрее решит все примеры цепочки (например, в учебнике Н.Я. Виленкина «Математика – 6» № 243, № 334, № 380 и т.д.). В тетрадь записываем только ответы под соответствующими буквами номера, самые быстрые и точные, как правило, получают оценки.

Очень интересны школьникам этого возраста различные игры для устного счета. «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», «Молчанка», эстафеты, мини- соревнования. Приведу пример игры «Молчанка»:

Игра «Молчанка»

Учитель молча, указкой, показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании, правильно вычислить и назвать ответ. <Рисунок 1>

Мини- соревнования

Хорошо проводить как разминку. Главная цель: проверить знания учащихся по какой- либо теме. Дух состязательности заставляет включиться в работу каждого ученика, ведь от работы каждого зависит, чья команда победит. Например, по теме «Линейные уравнения с одной переменной» было предложено такое задание:

I ряд.

а) 3х+2=0;

б) 8х-5=х-40;

в) 8у-(7у-142)=51.

II ряд.

а) 3х+7=0;

б) 7х-4=х-16;

в) 3у-(5-у)=11.

III ряд.

а) 3х+5=0;

б) 9х-6=х-38;

в) 4у-(у-12)=24.

Учащимся каждой команды нужно не просто решить уравнения, но и проверить все ли выполнили верно, тем ученикам, у которых возникли затруднения – более сильные ученики оказывают помощь. Выигрывает та команда, которая быстрее решила все уравнения.

Кодированные задания также привлекают интерес учащихся. На доске рядом с примерами предлагаются ответы, закодированные буквами. Ученики решают пример. Выбирают верный ответ и открывают букву-код, соответствующую верному ответу. В результате получается зашифрованное слово.

II. Повторение пройденного материала.

После изучения многих разделов математики возникает необходимость повторить теоретический материал, проверить, как учащиеся усвоили правила, формулы. Определения, новые понятия.

Обыкновенный опрос скучен, не вызывает должного интереса. Поэтому я стараюсь разнообразить формы проверки знаний учащихся.

Одной из таких форм являются кроссворды. Как правило, заранее на доске выполняется заготовка. Затем я вслух читаю задание, определение, дети называют понятие, о котором идет речь, и я вписываю правильный ответ в клетки.

С этой же целью использую ребусы, достаточное количество которых, я нашла в газете «Математика» - приложение к газете «Первое сентября». Например, после изучения темы «Равнобедренный треугольник» в 7 классе я предложила ученикам разгадать три ребуса, разгадкой которых были термины - медиана, биссектриса, высота. Сразу же возникает вопрос:

  • Какой отрезок называют медианой треугольника?
  • Высотой треугольника?
  • Биссектрисой треугольника?

Вряд ли у кого-то вызывает сомнение, что прежде чем перейти к изучению нового материала, целесообразно убедиться, что предыдущая порция материала учащимися усвоена. Традиционный опрос не эффективен прежде всего потому, что для большей части учащихся ответ товарища вовсе не помогает повторить ранее пройденный материал. Всякого рода уплотненные опросы, когда одновременно готовятся до десяти учеников, лишь усугубляет дело: вызванные не слушают ответ товарища на законном основании. Альтернативой такого опроса является математический диктант. Отсюда - его место в учебном процессе: в самом начале такого урока, на котором начинается изложение новой порции знаний. Уже с пятого класса я ввожу на уроках математические диктанты. Сама форма интересна учащимся. В классе сразу воцаряется тишина – ведь нужно уловить каждое слово учителя и успеть выполнить задание за определенное время.

III. Закрепление изученного материала.

Для закрепления изученного материала хорошо использовать дидактические игры. Дидактическая игра на уроке – это не самоцель, а средство обучения и воспитания. Дидактическая игра – вид творческой деятельности, тесно связанный с другими видами учебной деятельности.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо:

1. Сформировать цель игры, поставить перед собой следующие вопросы:

  • Какие математические навыки приобретут школьники в процессе игры?
  • Какие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

2. Важно продумать такие вопросы методики:

  • Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  • Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  • На какое время должна быть рассчитана игра?
  • Как обеспечить участие всех школьников в игре?

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Например, при освоении новых знаний следует отдавать предпочтение традиционным формам обучения, возможности которых значительно шире. Поэтому игровые формы занятий чаще применяю при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании знаний.

Дидактическая игра позволяет проверить умение учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, повышает интерес к предмету, помогает снять усталость, способствует развитию внимания, сообразительности.

Приведу пример игры «Лабиринт», которую я провожу в 7 классе при изучении темы «Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень».

Игра «Лабиринт»

Суть игры: Играют пять команд. Каждая команда получает карточку с заданием. Выполнив его, она находит ответ на листе 1, выполняет указанное действие, находит ответ на листе 2 и т.д. Выигрывает та команда, которая выйдет из лабиринта, получив правильный ответ.

Этапы лабиринта.

Лист 1.

Выполнить умножение:

-3а2б(0,1аб2);

-5а3б(-0,1аб);

-2а3б(-0,1аб).

Лист 2.

Возведите в степень:

-0,3а3б2 (в квадрат);

0,2а4б3 (в куб);

0,5 а4б3 (в куб);

Лист 3.

Выполните действие:

0,25а12б3(8ак-1бк-9);

0,09а6б8(10ак-8бк-7);

0,008а12б9(10ак-10бк-9).

Лист 4.

Вычислите выражение:

0,9ак-2бк+1 при а=10, б=2,к=2;

0,1акбк+2 при а=10, б=3, к=2;

0,1ак+1бк+2 при а=10, б=3, к=2;

0,08ак+2бк при а=10, б=3, к=0.

Ответы: 1)810; 2)8100; 3)8; 4).

После изучения блока тем с целью повторения теоретического материала по геометрии я провожу игру «Аукцион».

Игра «Аукцион»

Суть игры: составить цепочку геометрических терминов по принципу: каждый следующий термин начинается с той буквы, какой оканчивается предыдущий. Если какая-то буква постоянно повторяется, то берем предпоследнюю букву или букву, стоящую перед предпоследней. Основное условие - берем только термины, относящиеся к данной теме. Соревнование заканчивается, когда вариантов ответа больше нет. В процессе записи над каждым термином ставится номер соответствующей команды. Побеждает та команда, которая дала большее число терминов.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развития умственной деятельности.

IV. Приемы и методы, развивающие познавательный интерес.

Развивать познавательный интерес можно с помощью задач с интересным содержанием, задач на историческую тему, решая одну и ту же задачу разными способами:

  • алгебраическим;
  • арифметическим;
  • наглядно-геометрическим;
  • способом подбора.

Алгебраический способ позволяет закрепить навыки решения текстовых задач с помощью уравнений, арифметический способ и способ подбора помогают развитию навыков устного счета. В наглядно-геометрическом способе целое можно изображать не только прямоугольником, но и кругом, отрезком.

Приведу пример задачи с интересным, историческим содержанием, которую можно решить всеми перечисленными способами.

Древнегреческая задача о статуе Минервы

(Минерва- богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел)

Я – изваяние из злата: поэты то злато в дар принесли:
Харизий принес половину всей жертвы,
Феспия часть восьмую дала; десятую – Солон,
Часть двадцатая – жертва певца Фемисона, а девять
Все завершивших талантов – обет, Аристоником данный.
Сколько же злата поэты все вместе в дар принесли?

Нетрадиционная форма урока тоже преследует цель привития интереса учащихся к учебе и к математике вообще, повышения эффективности обучения. Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Для учителя такой урок, с одной стороны,- возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы; с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. На таких уроках, как правило, все дети активно и увлеченно работают.

Перечислю другие приемы и методы, развивающие познавательный интерес на уроках математики:

  1. Групповой метод.
  2. Тестирование.
  3. Работа с книгой.
  4. Сочинение сказок по математике.
  5. Индивидуальные домашние задания.
  6. Дифференцированные задания.
  7. Самостоятельные работы.
  8. Устные, графические контрольные работы.
  9. Интегрированные уроки.
  10. Задачи-шутки, задания на внимание.
  11. Нестандартные уроки.

Литература:

  1. Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль, «Академия развития», 1996г.
  2. Коротаева Е.В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников», Москва, «Сентябрь», 2003г.
  3. Бондаревский В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию», Москва, «Просвещение», 1985г.
  4. Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики», Москва, «Просвещение», 1990г.
  5. Журналы «Математика в школе».
  6. «Математика», приложение к газете «Первое сентября».