Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Внутренние воды родного края"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: расширение и углубление имеющихся у учащихся знаний о внутренних водах родного края.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • Закрепить и конкретизировать понятия: река и озеро.
  • Познакомить с разнообразием водоемов родного края.
  • Охарактеризовать реки и озера своей местности.

2. Развивающие:

  • Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
  • Развивать умение работать в группах.

3. Воспитательная:

  • Содействовать воспитанию культуры общения.

4. Валеологическая:

  • Создание условий для сохранения здоровья.

Оборудование: физическая карта России, физическая карта Кемеровской области, карточки с заданиями, фотографии рек и озер, контурные карты, кроссворд «Реки Кузбасса», выставка книг по краеведению, атлас, план описания реки, схемы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вхождение в тему.

Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные.
Только вот им верить не приходится –
Все они изменчивы, как водится.
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с веснами,
Горы есть со снеговыми шапками
И поселки с трубами и шахтами.
Только нет нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то, очень местного,
Сердцу только одному известного.

Это стихи Виктора Баянова, кузбасского поэта о нашем крае.

Наша с вами малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, земля Кузнецкая… Мы здесь родились, учимся, трудимся, а часто и проживаем всю жизнь.

3. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о нашем крае, о его реках и озерах, их особенностях, неповторимости.

4. Проверка домашнего задания.

Повторение изученных понятий.

Каждая группа получает свое задание. На подготовку дается 3 минуты.

  • Повторим правила работы в группе.
  • работать всем вместе;
  • говорить тихо;
  • слушать, когда кто-то говорит;
  • знать свое задание;
  • закончить работу по команде.

1 группа. Отгадать загадку и рассказать об этом понятии.

Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит.

2 группа. Выбрать из предложенных слов названия рек и показать на карте.

Волга, Европа, Дунай, Киев, Обь, Памир, Енисей, Азия, Лена, Китай, Амур.

3 группа. Соберите из букв слово и расскажите об этом понятии.

З о р е о

4 группа. По признакам определить, о каком озере идет речь.

  • Самое большое озеро в Азии. (Каспийское море)
  • Самое глубокое озеро. (Байкал)
  • Озеро, у которого одна половина – пресная, а другая – соленая. (Балхаш)
  • Озеро с солоноватой водой. (Аральское море)
  • Озеро, которое было «дорогой жизни» во время Великой Отечественной войны. (Ладожское озеро)

4. Подготовка к выполнению группового задания.

На территории нашей области имеются значительные запасы воды. Основным источником водоснабжения служат реки. В древности на берегах рек возникали первобытные поселения, в долинах рек развивалась цивилизация, возникали крупнейшие центры государств.

Много городов расположено по рекам нашей области. На берегах реки Томи находятся города Кемерово и Новокузнецк, Междуреченск и Юрга, на Кие – Мариинск, на Ине – Ленинск-Кузнецкий. (учитель показывает города на карте)

До строительств железных дорог реки служили главными путями сообщений.

По территории родного края протекает 32109 больших, средних и малых рек и речушек.

Рек больших и средних (длиной более 10 км) – 912.

Реки Кузбасса относятся к бассейну Оби и Карского моря.

По характеру течения и рельефу местности реки области делятся на реки равнинные и горного типов. (схема на доске)

Питание рек в основном смешанного типа, оно идет главным образом за счет талых вод и в меньшей степени за счет дождя и подземных вод. (схема на доске)

Наиболее крупными реками Кемеровской области являются Томь, Яя, Кия, Иня, Чулым и Чумыш. (названия рек на доске)

5. Групповая работа

Каждая группа получает задание рассказать о реке по плану.

План рассказа о реке:

  1. Название реки.
  2. Показать на карте.
  3. Длина реки.
  4. Питание реки.
  5. Характер течения.
  6. Притоки.
  7. В какую реку впадает.

1 группа. Томь

Самая большая и полноводная река Кемеровской области – Томь, правый приток Оби. Она берет начало маленькими ручейками из болот и снежников на склоне одной из вершин Кузнецкого Алатау. Длина реки – 827 километров, по нашей области – 596 километров. На промежутке от горных массивов Хакасии до города Новокузнецка Томь имеет типичный бурный горный характер течения. Но, выйдя на просторы Кузнецкой котловины, она становится спокойной.

Река Томь имеет 115 притоков. Наиболее крупными из них являются Бельсу (река с перевала), Уса (рыбная сеть), Мрассу (кедровая), Тутуяс (горная), Кондома (длинная) и другие.

Питание реки смешанное: дождевое, снеговое и грунтовое.

Материал для учителя:

Том, в переводе с кетского означает «темный». Имя дали кеты низовьев, которые видели, как река впадает в Обь. Она в этом месте темная.

2 группа. Иня

Правый приток Оби – река Иня (мать-река) берет свое начало с южного склона Тарадановского увала. Представляет собой типичную равнинную реку. Ее длина 663 километра, по территории области – 433 километра. Питание реки смешанное: дождевое, снеговое, грунтовое. В Иню впадает несколько рек, текущих с Салаирского кряжа: Большой и Малый Бачаты, Ур, Касьма, Тарсьма, Изыла. На реке построена плотина, что позволило создать водохранилище – так называемое Беловское море. Водохранилище является прекрасным местом для разведения ценных пород рыбы.

3 группа. Кия

Кия – самый крупный левый приток Чулыма – берет начало на восточном склоне Кузнецкого Алатау, где течет по глубокому ущелью, образованному красивыми скалами. На крупных порогах вода бурлит и шумит так, что заглушает голос человека. Живописны берега Кии , островерхие белые мраморные скалы смотрятся в прозрачные воды реки. Это вторая по величине река области. Ее длина 548 километров, из них 468 километров по области. Вначале она течет в пределах горного хребта – и является горной, а затем она выходит из гор и становится типичной равнинной рекой. Она принимает ряд притоков: Кундат, Кия-Шалтырь, Таланова, Кожух, Чебулу, Тяжин, Четь. Кия впадает в реку Чулым. Питание у реки смешанное: дождевое, снеговое, грунтовое.

Материал для учителя:

В переводе с тюрского означает «скала».

4 группа. Чумыш

В юго-западной части нашей области находится верхнее течение реки Чумыш, которая образуется от слияния рек Томь-Чумыш и Кара-Чумыш. Чумыш впадает в Обь. Длина реки – 644 километра, по нашей области – 192 километра. Чумыш течет среди живописных холмов, покрытых лесами. При выходе в степь река расширяется, серые глинистые берега становятся низкими, местами – заболоченными, с зарослями березняка и ив. Чумыш- сравнительно маловодная река. Это равнинная река со смешанным питанием (дождевое, снеговое, грунтовое).

На границе Кемеровской области и Красноярского края протекает река Чулым. На территории нашей области на протяжении всего 25 километров. Находится среднее течение этой реки. Здесь она широкая и полноводная, так как принимает притоки, берущие начало с главного хребта Кузнецкого Алатау.

Река Яя (река, где есть летнее пастбище)– левый приток Чулыма длиной 380 километров. Берет свое начало на равнине южнее поселка городского типа Яшкино. Ее главные притоки Барзас (река волка) и Золотой Китат (новая река).

6. Отчеты групп.

7. Физкультминутка.

Названия рыб и животных, которые обитают в реках и озерах Кемеровской области, расположены по углам класса. Дети ищут названия глазами.

В прозрачных водах горных рек и озер обитают быстрый, как молния, хариус сибирский, огромный, но проворный таймень. В медленнотекущих водах равнинных рек живут окунь, щука. В заводях рек и мелководных озерах обитают карась и линь, выискивающие пищу в донном иле.

В кустарниковых зарослях вдали от населенных мест можно встретить выдру и норку американскую. По берегам небольших рек, поросших тальником, строят свои хатки бобры, а в тростниковых зарослях – ондатра.

8. Рассказ учителя.

В нашей области насчитывается 850 озер.

Самым крупным озером в нашей области является Большой Берчикуль (в переводе с кетского сильное, крепкое озеро). Длина его восемь и ширина – до четырех километров. Водный режим озера своеобразен. Оно почти не имеет стока. Из него вытекает маленькая речка. Частично Большой Берчикуль питают горные ручьи тайги, но главным образом – мощные подземные ключи, бьющие со дна озера. Поэтому, несмотря на то, что озеро летом испаряет много воды, уровень его почти не меняется. Берега озера очень живописны, это привлекает сюда множество туристов и рыбаков. Разнообразен видовой состав рыб: язь, щука, окунь, линь, сорожка, ерш.

В северо-восточной части Кузнецкого Алатау, вблизи озера Большой Берчикуль, находится еще ряд озер – Малый Берчикуль, Пустое, Линевое, Большой и Малый Базары.

Самое глубокое озеро в нашей области – Среднетерсинское (глубина – 80 м).

Одно из озер нашей области является самым пустым среди озер нашей Родины. Самое пустое озеро – Пустое. В нем нет рыбы.

И вот что странно: все озера вокруг пресные и рыбные, а в Пустом даже карасик не водится. И еще: из этих рыбных озер вытекают речки и впадают в злосчастное Пустое озеро, но все равно не идет в него рыба. Что-то ее пугает. Не раз пытались помочь Пустому обзавестись живностью: пускали в него карасей, чебаков, окуней, щук, но и такая, казалось бы, неприхотливая рыба не выживает.

Тогда обратились к химикам. Попросили исследовать воду, чтобы узнать, не содержатся ли в ней какие-нибудь ядовитые вещества? Сделали химический анализ воды – она оказалась такой же, как и в соседних озерах. Так никто до сих пор и не знает, почему озеро Пустое – пустое.

Подземные воды залегают почти под всей территорией кузнецкой котловины, а в районах городов Белово, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий и ряда других населенных пунктов имеются настоящие подземные бассейны.

В Кузбассе найдены минеральные воды и лечебные грязи. Наиболее крупное месторождение углекислых вод, не уступающих по своим лечебным качествам знаменитой минеральной воде «Боржоми», находится в долине реки Верхняя Терсь (с кетского река выдры). Вода получила название «Терсинка». Минеральные воды, аналогичные северокавказским «Ессентукам», обнаружены в районе сел Борисово и Березовка («Борисовская» и «Березовоярская» минеральная воды). На дне озера Большой Берчикуль имеются запасы лечебных грязей.

В шорском селении Кунагаш (в переводе дерево росомахи, здесь до 1950 года охотились на росомах) бытует легенда о чудодейственном минеральном источнике

Однажды старый шорец, почувствовав, что смерть уже совсем близко, встал рано утром, простился с женой, взял с собой в дорогу каравай ржаного хлеба и отправился в тайгу. Перед смертью он решил, в последний раз, взглянуть на горношорские дали, проститься с родным краем, в котором прожил долгую жизнь. Шел он по таежной тропе, а перед глазами всплывали эпизоды из его прошлого: вспоминались встречи с медведем-шатуном и коварной рысью, которые оставили свои следы на его лице и теле. Перед глазами проплывали годы с богатыми урожаями кедрового ореха, ягод, грибов, благоприятные для охоты на песца, лису, горностая, колонка, зайца. Одна картина жизни сменялась другой. Уже давно разлетелись из родного дома семь его сыновей. Вроде бы и жизнь прожита не зря, можно спокойно умирать. И за думой не заметил старый шорец, как солнце спряталось за горами, упал туман на траву, и наступили сумерки. Сильнее зашумели деревья своими могучими кронами, угомонились птицы. Тайга приготовилась ко сну. Опомнившись от своих мыслей, старый шорец остановился, огляделся, и понял, что далеко от дома он ушел, ноги его устали, пора бы и перекусить. Присел он на пень и вдруг услышал где-то рядом журчание воды. Раздвинул шорец ветви плотного тальника и увидел бьющий из-под земли родник. Зачерпнув ладонью и испив глоток-другой живительной родниковой влаги, он почувствовал прилив сил – ноги быстро забыли об усталости, и тело стало, как в молодые годы, сильным, бодрым, здоровым. Испив еще две-три пригоршни родниковой воды и обмыв лицо, шорец встал, расправил плечи и быстрыми шагами направился к своему дому. Очень быстро он достиг родного очага, на пороге которого сидела его старая жена. «Молодец, - обратилась к нему старуха, - не встречал ли ты в тайге старца?». Возмутился шорец: «Ты что, совсем обезумела, старая, - не узнаешь своего мужа?». Только по голосу признала его старая шорка. Сели они у огня, и поведал ей муж о чудодейственном роднике, найденном в тайге. Ночью тайком отправилась старуха по следам мужа к живительному роднику. Отыскав его, припала губами к источнику и пила, пила… Проснувшись, шорец начал искать свою жену, и ее следы привели его все к тому же источнику. Стал он кликать свою жену, да в ответ из плотных зарослей кустарника услышал плач ребенка. Оказалось, что чудодейственная сила воды родника заключалась в том, что пить ее надо в меру.

Не знала об этом старуха и, испив чрезмерно, превратилась в младенца.

Так в легенде народная фантазия чудесно преобразила лечебные свойства воды из источника, который находится недалеко от станции Тенеш (с шорского белка).

Детям предлагается попробовать минеральную воду.

Некоторые запасы пресных вод нашей области находятся в ледниках. Наибольшее количество ледников распространено от горы Большой Таскыл на севере до Терень-Казырского хребта на юге.

9. Итог урока.

Наша область удивительна тем, что:

  1. Недалеко от реки Кии находится полуразрушенный древний вулкан «Кондовый бухтай». Он действовал 400 миллионов лет назад.
  2. На берегах реки Томи 12 тысяч лет назад появились писаницы – наскальные рисунки древнего человека с изображением животных, человека и его охоты. Томская, Новоромановская, Тутальская писаницы призваны ныне шедеврами мирового искусства.
  3. Над рекой Томью можно увидеть крепостные каменные останки Кузнецкого города. Это первое русское поселение было основано казаками и служилыми людьми в 1618 году и названо Кузнецким Острогом. Более 200 лет Кузнецкая крепость оставалась самым южным укреплением в Сибири.

Каждая группа получает по два вопроса, готовит ответ на вопрос с показом на карте.

  1. Главная река родного края. (Томь)
  2. Эта река протекает по нашей области всего 25 км. (Чулым)
  3. Река, название которой в переводе с тюркского означает «скала». (Кия)
  4. Самое большое по площади озеро. (Большой Берчикуль)
  5. Самое глубокое озеро. (Среднетерсинское)
  6. Река, чье название состоит из двух одинаковых букв. (Яя)
  7. По степи Кузнецкой блуждая, я спешу к Оби-реке. (Иня)
  8. Как называется озеро, в котором не водятся рыбы? (Пустое)

На обширных просторах Сибири не найти другой территории, где было бы так много городов, рабочих поселков, сел и промышленных предприятий, как в Кузбассе. Вот почему борьба с загрязнением воды в нашем крае приобрело большое значение.

С водой нужно обращаться бережно.

10. Домашнее задание:

  • 1 группа – готовит материал по теме «Охрана воды».
  • 2 группа – защита плаката «Берегите воду».
  • 3 группа – рассказ об обитателях рек и озер нашей области.
  • 4 группа – составить кроссворд «Реки и озера нашего края».
  • Кроссворд «Все вместе». Разгадать кроссворд «Реки Кузбасса» вместе с родителями.

11. Рефлексия деятельности.

Как ты оцениваешь себя на уроке.

Группа заполнит свой аквариум успеха. Каждый ученик свою рыбку пустит в аквариум:

  • золотую, если доволен собой на уроке;
  • синюю, если допустил неточность в работе;
  • красную - «еще надо постараться, и придет успех».

На доске дети заполняют рыбками аквариум успехами своей группы.

12. Дополнительный материал.

На контурной карте обозначить реки и озера Кемеровской области.

Литература:

  1. Муранов А. Голубые очи планеты. Л.: Детская литература, 1977.
  2. Лесненко В.К. Мир озер. М.: Просвещение, 1989.
  3. Зыков И.В. Календарь природы Кемеровской области. Кемеровское книжное издательство, 1963.
  4. Соловьев Л.И. Краеведческие игры: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.
  5. Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Кузбасса. – Кемеровское книжное издательство, 1988.
  6. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006.
  7. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. – М.: Просвещение, 1995.
  8. Атлас для школьников. Кемеровская область.