Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: урок - деловая игра с элементами исследования
Цель урока: сформировать у учащихся первичное представление об экономическом смысле производной.
Задачи:
- обеспечение усвоения учащимися способа вычисления производительности труда в момент времени t0 через производную;
- продолжение формирования умения анализировать, сравнивать, высказывать предположения;
- развитие навыков самостоятельной поисковой деятельности;
- развитие творческой деятельности в процессе конструирования математической модели;
- развитие умения организовать себя на выполнение поставленной задачи;
- продолжение формирования навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
- воспитание экономической культуры учащихся, дисциплинированности, культуры труда.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, жетоны 3 цветов, раздаточный материал (теория об экономическом смысле производной), чеки, книга «Отзывы и предложения».
Ход урока
1. Организация класса.
2. Постановка проблемы.
Наше занятие хотелось бы начать со следующих слов: (слайд 1)
Через математические знания,
полученные в школе, лежит широкая
дорога к огромным, почти необозримым
областям труда и открытий.А.И. Маркушевич
Учитель: скоро вы закончите школу, получите профессию, устроитесь на работу… Давайте заглянем в будущее. Сегодня мы с вами представляем предприятие «Выпускник», цех №11 по производству калькуляторов. Вы – работники предприятия, я – директор предприятия (слайд 2). Анализируя вашу работу за 9 января 2007 года я обнаружила, что фактический объем выпуска не совпал с плановым. К сожалению, он намного меньше. В чем же причина? А именно, меня интересует, какова была ваша производительность труда в течение каждого часа работы?
Так же мне известно, что объем продукции у в течение рабочего дня представлен функцией , t– время, ч. (слайд 3).
Уважаемые сотрудники, может быть кто–нибудь знает, как вычислить производительность труда в течение каждого часа работы?
Учащиеся выдвигают гипотезы, идет их обсуждение.
Учитель: бывает так, что решая задачи очень далекие друг от друга по содержанию, мы приходим к одной и той же математической модели. Сила математики состоит в том, что она разрабатывает способы оперирования с той или иной моделью, которыми потом пользуются в других областях знаний.
Вопрос учителя: с какими математическими моделями вы знакомы? Ответ: уравнения, неравенства, системы уравнений, системы неравенств…
Учитель: в прошлом году вы познакомились с двумя различными задачами, которые привели вас к одной и той же математической модели – пределу отношения приращения функции к приращению аргумента, при условии, что приращение аргумента стремится к 0 (слайд 4). Многие задачи экономики приводят в процессе решения к такой же модели (слайд 5).
Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из таких задач, т.е. будем говорить об экономическом смысле производной и надеюсь, нам удастся решить ту проблему, речь о которой шла в начале урока.
Записывают в тетради тему урока «Экономический смысл производной» (слайд 6).
3. Актуализация ЗУН.
Для того, чтобы работа была успешной нам необходимо повторить теоретические знания о производной и практические навыки нахождения производных элементарных функций.
Поскольку я являюсь директором, то я имею право премировать вас за успешную работу на каждом этапе вашей деятельности:
20% - за верно выполненное задание;
15% - за часть верно выполненного задания;
5% - тем, кто работал, но не все сегодня получилось.
I. Теоретическая часть (слайд 7).
Вставьте необходимый математический термин:
- Пусть функция у=f(x) определена в точках х1 и х0 . Разность х1 - х0 называют…
- Разность f( х1)- f(х0) – называют …
- … у=f(x) в точке называется предел отношения приращения функции к соответствующему приращению аргумента, когда последнее стремится к 0.
Проверка работы. Оценивание (слайд 8).
- Пусть функция у=f(x) определена в точках х1 и х0. Разность х1 - х0 называют приращением аргумента.
- Разность f(х1)- f(х0) – называют приращением функции.
- Производной функции у=f(x) в точке называется предел отношения приращения функции к соответствующему приращению аргумента, когда последнее стремится к 0.
II. Практические навыки (слайд 9).
Найдите производные функций:
Проверка. Оценивание (слайд 10).
1) б; 2) в; 3) в.
Вычислите определенный интеграл (слайд 11):
Проверка. Оценивание (слайд 12).
1) а; 2) в.
4. Формирование новых знаний учащихся.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с экономическим смыслом производной.
Пусть производительность труда у=у(t) выражает количество произведенной продукции у за время t. Необходимо найти производительность труда в момент времени t0.
За период времени от количество произведенной продукции изменится от значения y0= y(t0) до значения Тогда средняя производительность труда за этот период времени Очевидно, что производительность труда в момент времени t0 можно определить как предельное значение средней производительности за период времени от t0 до Таким образом, производительность труда есть производная объема выпускаемой продукции.
5. Формирование умений и навыков учащихся.
На основании изученной теории ученики самостоятельно решают задачу о вычислении производительности труда во время каждого часа работы, при условии, что объем продукции у в течение рабочего дня представлен функцией , t– время, ч. (слайд 13).
Обсуждение результатов решения задачи (слайд 14):
Вопрос: почему после третьего часа работы мы наблюдаем спад производительности труда (слайд 15)?
Ответ: упадок сил, плохо проветрено помещение и т.д.
Подведение итогов. Оценивание.
Учитель: как вы видите, важно не только получить ответ, но и соотнести его с реальностью.
Зная теорию, теперь вы готовы к тому, чтобы решать и другие проблемы, возникающие на предприятии.
Задача. Производительность труда рабочего времени в течение смены приблизительно выражается функцией где х – время (ч) , . Вычислить объем выпуска продукции в течение месяца, если количество рабочих дней равно 24.
(Ответы округлять до целых ) (слайд 16).
Решение: (слайд 17)
В течение месяца объем выпуска составит
Учащиеся оценивают свою работу.
6. Подведение итогов урока.
Учитель: сегодня производительность в течение этого часа у большинства учащихся была высокой. Я, как директор, очень довольна результатами. Попрошу вас подсчитать количество набранных процентов.
Поскольку такой большой суммы у меня в наличии с собой нет, я выписываю вам чеки. Если вы набрали…
- от 90% – 100% - вы можете рассчитывать на приобретение мотоцикла (слайд 18);
- от 70 %-89% - на приобретение мягкой мебели (слайд 19);
- от 50 %– 69% - породистую собачку (слайд 20);
- меньше 50% - справочник по математике (слайд 21).
7. Рефлексия.
Перед тем, как вы покинете кабинет, оставьте, пожалуйста, в книге свои отзывы и предложения о работе нашего предприятия: своей деятельности и моей, как «директора».
Наше занятие хотелось бы закончить словами эпиграфа (слайд 22).