Содружество школы и родителей

Разделы: Работа с родителями


Программа «Истоки» состоит из следующих частей:

  1. Цели и задачи программы.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  3. Организационная структура участия родителей в воспитательной системе класса.
  4. Создание родительским коллективом плана работы по направлениям деятельности :а) здоровый образ жизни; б) гражданское воспитание; в) патриотическое воспитание; г) экономическое воспитание; д) трудовое воспитание.
  5. Психолого-педагогическая диагностика особенностей семейного воспитания.
  6. Индивидуальная работа с родителями.
  7. Клуб выходного дня «Родничок».
  8. Рефлексия. Подведение итогов совместной работы учителя и родительского коллектива.

Цели и задачи программы.

Цель моей программы «Истоки» - всестороннее гармоничное развитие личности младших школьников.

Задачами программы являются:

  • понимание родителями целей и задач семейного воспитания;
  • осознание социальной ответственности родителей за воспитание детей;
  • повышение уровня педагогических знаний родителей;
  • положительное отношение родителей к педагогическому руководству семенным воспитанием со стороны школы;
  • формирование у родителей практических умений и навыков в сфере воспитания младших школьников;
  • единство и согласность работы школы и семьи в воспитании детей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Наиболее эффективной формой психолого-педагогического просвещения родителей считаю проведение родительских собраний, лекториев, консультаций, бесед. В своей работе по проведению родительских собраний исхожу их того, что собрание - очередной урок в изучении основ родительской педагогики. Подготовка к собранию начинается задолго до его проведения. Обязательным условием проведения каждого собрания является четкое определение темы, целей, задач, оборудования, форм и места проведения родительского собрания. Темы собраний планирую на 4 года обучения. Тематика собраний зависит от потребностей родителей, что выявляется по результатам анкетирования, тестирования родителей, а также от результатов наблюдения школьного психолога и учителя, результатов психолого-педагогической диагностики учащихся и наиболее значимых вопросов возрастного воспитания и обучения. Методику родительских собраний строю таким образом, чтобы каждый родитель серьезно задумался над вопросами воспитания, сам попытался отыскать пути решения конкретных педагогических задач. На родительских собраниях мы обсуждаем различные практические вопросы воспитания. Анализ жизненных ситуаций позволяет родителям переосмыслить педагогические истины, высказать свою точку зрения, найти путь практического решения данного вопроса в воспитании детей в своей семье. Тщательная подготовка к собранию, живой диалог с родителями, способствуют созданию успешного сотрудничества между родителями, учителем и детьми. Родители видят во мне только единомышленника, поэтому открыто говорят о своих радостях и проблемах.

Темы родительских собраний, лекториев, круглых столов:

1 класс:

  • Лекторий «Адаптация первоклассников к обучению в школе»
  • Круглый стол «Психологическая атмосфера в семье»
  • Родительское собрание «Школьная тревожность: пути преодоления»
  • Круглый стол «Учитель-ученик-родитель»

2 класс:

  • Лекторий «Развитие познавательных способностей младших школьников»
  • Беседа «Слушать и слышать ребенка»
  • Круглый стол «Труд ребенка в семье»
  • Дискуссия «Поощрение и наказание детей»

3 класс:

  • Беседа «Жизнь ребенка и его успехи в школе»
  • Круглый стол «Книга в семье и духовное развитие ребенка»
  • Лекторий «Агрессивный ребенок»
  • Лекторий «Профилактика социально обусловленных заболеваний»

4 класс:

  • Дискуссия «Стили воспитания»
  • Лекторий «Вербальное и невербальное общение с детьми»
  • Беседа «Семья: как ее видят дети»
  • Лекторий «Почему ребенок становиться «трудным»

Организационная структура участия родителей в воспитательной системе класса.

Руководство воспитательной работой в классе осуществляется не только единолично учителем, но и активнейшее участие в этом принимает родительский коллектив. В классе создан родительский комитет, ежегодно работающий в новом составе. Это центр инициативы, творчества и организации всех классных дел. Родительский комитет состоит из четырех человек, каждый из которых имеет определенный участок работы. Родительский комитет является только координирующим и организационным центром всей воспитательной работы в классе. В течение учебного года все родители принимают посильное участие во всех классных мероприятиях. Родительский коллектив разделен по секторам в соответствии с их интересами по 6 человек. Председатель каждого сектора одновременно является членом родительского комитета.

Учебный сектор – помогает вести идейно-воспитательную работу, контролирует успеваемость, поведение, участвует в подготовке классных часов, работает в общешкольном родительском комитете.

Культмассовый сектор – проводит утренники, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, родителями разных профессий, оказывает помощь в работе по самоуправлению «звездочек».

Санитарно-хозяйственный сектор – осуществляет гигиеническое воспитание, организует рейды по проверке внешнего вида учащихся, школьных принадлежностей, готовит классную комнату к новому учебному году, занимается ремонтом мебели.

Художественный сектор – эстетическое оформление класса, помощь в изготовлении дидактических материалов для уроков, совместный с детьми выпуск стенгазет, сбор фотоматериала.

Создание родительским коллективом плана работы по направлениям деятельности.

Основой успешной деятельности по воспитанию подрастающего поколения является создание плана работы родительского коллектива с детьми. От целенаправленности работы взрослых зависит и эффективность результатов воспитания детей. В первом классе совместно с родителями мы составляем план работы на 4 года по всем направлениям учебно-воспитательного процесса:

  1. здоровый образ жизни;
  2. гражданское воспитание;
  3. патриотическое воспитание;
  4. экономическое воспитание;
  5. трудовое воспитание.
Направление работ Цели Задачи Основные мероприятия
Здоровый образ жизни. Сформировать представления и содействовать в воспитании здорового образа жизни детей. Обучение родителей умению наблюдать за состоянием здоровья своих детей, профилактика заболеваний, вредных привычек. Рейды «Чистый портфель», «Лучшая школьная прическа», беседа «Твой режим дня», разучивание комплекса утренней гимнастики, спортивные соревнования, туристические походы, беседа врача о вреде курения, «Компьютер и здоровье».
Гражданское воспитание. Воспитывать гражданина – сына своего Отечества. Формирование знаний о правах и обязанностях гражданина. Конкурс рисунков «Я – гражданин России», беседы родителей «Мои права и обязанности».
Патриотическое воспитание. Формировать морально-политические качества личности ребенка. Привитие любви к Родине, прошлому и настоящему нашего народа. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, встречи с родителями-воинами-интернационалистами, посещение краеведческого музея в п.Карагай.
Трудовое воспитание. Включить детей в систематический организованный посильный труд. Изучение особен ностей коллективного труда в семье и места в нем ребенка. Беседы родителей о своих профессиях, проведение с детьми акции «Посади дерево», конкурс мамины помощницы, конкурс «Умелые ручки».

Психолого-педагогическая диагностика особенностей семейного воспитания.

Проведение мною психолого-педагогической диагностики обусловлено тем, что она является одним из стержневых компонентов педагогического процесса. В моей программе «Истоки» диагностика выполняет информационную, прогностическую, ценностно-ориентационную (оценочную), развивающую, воспитывающую функции. Цель диагностики – выявить достижения и пробелы семейного воспитания младших школьников. Задачи – выявление особенностей семейного воспитания каждого учащегося. Диагностическая работа с родителями ведется по аналогичным направлениям учебно-воспитательного процесса и разработана мною на 4 года обучения. Например, 1 класс а) методика «Здоровье»; б) отношение родителей к трудовому воспитанию; в) методика «Ситуация выбора»; г) методика «Наблюдение». При проведении диагностических исследований я использую различные методики: анкетирование родителей, детей, тестирование детей, родителей, наблюдение. Анализ полученных данных позволяет понять причины нарушений в поведении и развитии ребенка, которые могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов. Результаты психолого-педагогической диагностики способствуют более продуктивному консультированию родителей.

Индивидуальная работа с родителями.

Знание особенностей семьи и выделение на их основе условных групп позволяет мне осуществлять индивидуальный подход в руководстве воспитанием младшего школьника. Индивидуальную работу с родителями провожу с первого года обучения ребенка: это групповые и индивидуальные консультации, мини-лекции, деловые игры. Исходя из учета семейного воспитания, его недостатков даю родителям конкретные советы и педагогические рекомендации о режиме дня, об усидчивости, навыках культурного поведения, преодоления лживости, об успехах и недостатках освоения учебного материала. Индивидуальные консультации помогают мне устанавливать тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений школьников, поддерживать единые требования к нему в школе и дома, подбирать эффективные меры воздействия на ребенка. Во время таких встреч советую родителям интересоваться жизнью звездочки своего ребенка, долей участия ребенка в жизни классного коллектива, советую поощрять активную работу ребенка в коллективе, помогать ему конкретным советом или делом. Консультации с родителями всегда начинаю с создания условий, располагающих к доверительному общению. Родители знают, что каждый вторник в два часа дня я жду их для индивидуального консультирования, и они с удовольствием используют такую возможность.

Клуб выходного дня «Родничок».

В наше непростое время насущной задачей школы является формирование активной жизненной позиции детей. Передо мной встал вопрос – возможно ли это? Большинство родителей, как показывает мой практический опыт, не умеют организовывать свой досуг с детьми, не могут наладить контакты с друзьями своих детей, а зачастую и со своими детьми. Поэтому мы решили создать условия для коллективной творческой жизни детей и их родителей – содружество учителя, детей и родителей под названием клуб выходного дня «Родничок». Цель нашего клуба – организовать коллективную творческую жизнь родителей и детей. Задачи – научиться общаться, дружить, трудиться и отдыхать вместе. Родители – помощники, советники, единомышленники учителя, детей коллектива класса. Родители стали полноправными членами детских «звездочек». Внутри нашего клуба проходят увлекательные и одновременно познавательные праздники, игры, соревнования. Коллективные творческие дела – это частицы общей жизни старших и младших. За год таких дел проходит не более девяти. Каждая четверть имеет свой девиз:

1 четверть – «Школа - наш дом».

Коллективные творческие дела:

2 класс

  1. Праздник «Хорошо учиться в школе»;
  2. осенний бал.

3 класс

  1. осенний калейдоскоп;
  2. смотр-конкурс на лучшую постановку сказки.

2 четверть – «Новогодняя сказка».

Коллективные творческие дела:

2 класс

  1. поездка в Театр на новогоднее представление;
  2. «Новогодняя сказка в лесу» - игра-путешествие.

3 класс

  1. Конкурс новогодних костюмов;
  2. Лыжная прогулка в зимний лес.

3 четверть – «Весенняя капель».

Коллективные творческие дела:

2 класс

  1. праздник 8 марта;
  2. Масленица.

3 класс

  1. Мисс 3 «а» - праздничная программа;
  2. Бабушкины посиделки.

4 четверть – «Никто не забыт, ничто не забыто».

Коллективные творческие дела:

2 класс

  1. праздник день Победы;
  2. День именинника.

3 класс

  1. встреча с ветеранами Великой отечественной войны;
  2. поездка в краеведческий музей.

Забота друг о друге, о своем коллективе, четкая организация жизни, разнообразие дел – вот что сплачивает в единый коллектив детей и родителей. В первом и втором классах инициатива проведения клуба принадлежит родителям, но уже в третьем классе планирование работы идет на более высоком уровне самостоятельности ребят. Родители и дети в клубе выступают в новых ролях. Они и режиссеры-постановщики, и фотокорреспонденты, и ведущие программ. В клубе находится много дел и для наших пап. Задачу их вовлечения в воспитательный процесс легче было начать с организации этого клуба. Вместе с детьми они участвуют в соревнованиях, праздниках. Содружество детей, родителей и учителя в работе клуба выходного дня «Родничок» помогает мне решить многие проблемы в учебе и поведении детей, сплочении детского коллектива.

Рефлексия. Подведение итогов совместной работы учителя и родительского коллектива.

Заключительным этапом совместной работы родителей, детей и учителя является подведение итогов работы. Анализ деятельности позволяет оценить значимость мероприятий, осознать ошибки, проанализировать пути дальнейшего продвижения в сфере воспитания детей. Оценке результативности подвергается каждое наше совместное мероприятие. В конце каждой четверти мы с родителями отмечаем ребят, которые проявили себя в учебе, спорте, коллективных трудовых делах, оценивается не только учеба, но и поведение. Также отмечаем родителей, которые оказали практическую помощь классу. В классном уголке появляются имена победителей. Такое внимание воспринимается родителями и детьми как высокая дорогая награда за труд, сотрудничество, творчество. Традиционными методами работы стали: 1. Дни открытых дверей для родителей (уроки, игры, занятия); 2. Летопись классных дел; 3. Папка достижений и успехов детей; 4. Сундучок «Вопросов и ответов».

Резюмируя вышеизложенное, отмечу, что разработанная и внедренная мной совместно с родителями программа «Истоки» способствует всестороннему гармоничному развитию младших школьников. Программа сплотила детско-родительский коллектив, позволила существенно повысить уровень школьной мотивации учащихся. Дети являются лауреатами, призерами всех школьных, районных олимпиад, интеллектуальных игр. Активно участвуют в краевых, всероссийских конкурсах. Достижением программы является и то, что практически все дети владеют навыками общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обладают адекватной самооценкой, уверенны в своих силах, поскольку чувствуют поддержку и любовь учителя и родителей, искренне заинтересованных в успехах своих детей.