Цель семинара-практикума:
- рассмотреть сущностные характеристики интерактивного обучения; - представить некоторые приемы и формы активизации познавательной деятельности школьников;
- отрефлексировать коллективный школьный опыт в диалоге с коллегами.
Практически весь коллектив МОУ СОШ №1 г. Пущино Московской области был включен в подготовку и проведение методического семинара-практикума «Интерактивные формы обучения», который состоялся 16 марта 2007г. Тема семинара естественным образом вытекает из многолетней работы учителей над проблемой активизации мыслительной деятельности школьников, а также насущной потребности внедрения инновационных педтехнологий. Интерактивные техники и формы занятий реализуют цели личностно-ориентированного обучения. Такие нетрадиционные формы организации познавательной деятельности учащихся, как семинары, конференции, дебаты, путешествия, разнообразные игры стали нормой в практике примерно 60% учителей. Многие оригинальные разработки были показаны и объяснены в «Школе педагогического мастерства», получили поддержку и одобрение коллег города, рекомендованы к публикации. В практической части семинара были продемонстрированы такие технологии, как:
- урок-состязание (И.В. Костюченкова);
- презентация проекта (И.Г. Веприцкая);
- урок-поиск (И.В. Попкова);
- учебный проект (Л.Н. Ремыга);
- урок-мастерская (Л.Г. Ерофеева);
- урок-размышление (Л.В. Володина);
- диалог в группе (Н.П. Попова);
- интегрированный урок (Н.А. Зарытовская);
Обсужден опыт учителей начальных классов по теме «Игра как средство интерактивного обучения» на открытом заседании ШМО (ведущий – рук. ШМО М.А.Звонарева).
В основу подготовки и проведения семинара были положены базовые принципы интерактива:
- переживание опыта в деятельности;
- диалогичность;
- рефлексия.
Первый этап (подготовительный):
«мозговой штурм» членов СРМО для формулирования целей семинара, рефлексия собственной практики в заданном ключе каждого учителя и ШМО в целом, распределение ролей; отбор материала и создание компьютерной презентации деятельности ШМО в данном направлении; индивидуальная работа с литературой для уточнения понятий.
Второй этап - проведение семинара-практикума по схеме: теория – практика – рефлексия. В теоретической части были изложены принципы интерактивного обучения, преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными, описаны формы занятий и упражнения (техники), структура интерактивного урока, сформулированы проблемы, стоящие перед учителем, работающим в интерактиве, предложены пути их решения (выступление заместителя директора по УВР Н.В.Савиной (Приложение 1) Доклад сопровождался компьютерной презентацией (автор учитель информатики Л.И. Сударикова). В практической части семинара участники посмотрели открытые уроки и рефлексию ШМО, провели блиц-анализ мотивационного аспекта по картам наблюдения. (Приложение 2)
В заключительной части участники наглядно представили элементы аспектного анализа увиденного и оценили каждую часть семинара.
Третий этап (рефлексивно-аналитический): заседание СРМО с разбором отзывов и самооценкой проведенной работы. Цель семинара-практикума – рассмотреть сущностные характеристики интерактивного обучения, представить некоторые приемы и формы активизации познавательной деятельности школьников, отрефлексировать коллективный школьный опыт в диалоге с коллегами – достигнута. Участники семинара (47 учителей, руководителей, методистов Серпуховского района) отметили высокий уровень теоретического доклада, содержательность и выразительность электронных презентаций, качественный уровень уроков, высокую учебную мотивацию школьников, их умение формулировать и аргументировать собственную позицию, строить монолог, участвовать в диалоге и полилоге.
По мнению СРМО, семинар стимулировал поисковую активность педагогов, коллективное дело способствовало сплочению учителей и повышению их самооценки. Следующий шаг в работе над темой – исследование эффективности интерактивных технологий в аспектах здоровьесбережения и степени усвоения школьниками программного материала.