Цели:
Обучающая:
- закрепить физические величины скорость, центр тела, плотность, давление твердого тела, давление жидкости, сила упругости, жесткость тела.
Воспитывающая:
- аккуратность и точность.
Оборудование к уроку: Музыка о лошадях в компьютере, рисунки лошадей на компьютере, пословицы о лошадях на альбомных листах, имена лошадей на альбомных листах, рисунок лошади на ватмане, след лошадиного копыта, вырезанный из картона, аркан из конского волоса, кумыс.
Эпиграф к уроку:
Что лошадь, конь – порой
Твердят, что кони не для наших дней.
И я не против скорости сверх звука,
Но сверх того – за добрых лошадей.
Пусть не брести в полях им нынче с плугом,
Пусть больше не дойти до Берлина и Парижа,
Конь остается крылатым и надежным другом
Поэтому я кланяюсь тебе, башкирский конь!
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (приветствие учеников, представление гостей).
II. Прослушивание музыки “Ел еренем”, “Акбузат”.
Учитель: О ком это песня?
Ученики: О лошадях.
III. Показываем на компьютере: “Сабантуй” на Microsoft Power Point.
Учитель: Кого мы увидели?
Ученики: Лошадей.
Учитель: Сегодняшний урок физики о лошадях.
IV. Механическое движение – движение лошади.
Учитель: Можно ли рассматривать лошадь – как физическое тело?
Ученики: Лошадь – физическое тело. Твердое, имеет форму, объем, массу, давление.
Учитель: И какими физическими величинами можно характеризовать движение лошади?
Ученики: Скорость, время, пройденный путь.
Учитель: Выполняем самостоятельную работу. (Раздаю карточки-перфокарты, по окончанию работы делаем самопроверку и ставим оценку.)
Учитель: Виды движения лошади это аллюр.
Шаг – 5 км/ч.
Рысь – 15 км/ч.
Галоп – 60 км/ч.
Иноходь – 50 км/ч
Учитель: Переведите км/ч в м/с (выполняем под диктовку учеников).
V = 5 км/ч = (5 * 1000) / 3600 м/с = 1,39 м/с.
V = 15 км/ч = (15 * 1000) / 3600 м/с = 4,17 м/с.
V = 60 км/ч = (60 * 1000) / 3600 м/с = 16,7 м/с.
Учитель: Раньше пройденный путь измерялся в верстах (са’крым).
1 верста = 1,06 км.
Греческий историк считает, впервые лошадей использовал для перевозки почты Персидский царь Кира. В записях историка Геродота длина почтовой дороги было длиной 2358 верст. Всего было 111 остановок, всадники на каждой остановки менялись.
Значит лошадь может проходить без остановки сколько верст? (21 верст) в километрах – 23 км.
У монголов была самая длинная почтовая дорога. Остановки были за каждые 35–40 км, всего было 1000 остановок и 300 000 тысяч лошадей.
Давайте посчитаем сколько же это километров? Ученики: Переводят 2358 верст в километры сообщают ответ. (2500 км)
V. Центр тяжести лошади.
Учитель: Какие силы действуют на лошадь?
Ученик: Сила тяжести.
Учитель: Что вы знаете о силы тяжести?
Ученики: Сила тяжести прилагается к центру тела и направляется вертикально вниз.
Учитель: Показываю тела правильной формы и центр тяжести этих тел.
Потом показываю лошадь, нарисованный на картоне и спрашиваю как найти центр тела? Выполним практическую работу.
Раздаю бланк практической работы.
Практическая работа:
Тема: Нахождение центра тяжести лошади.
Цель: Научиться находить центр тяжести тела, неправильной формы.
Обучать аккуратности и точности при выполнении работы
Оборудование: Шаблон лошади, нитка, линейка, шила, карандаш.
Ход работы
1. С помощью шила делаем дырку, надеваем нитку, завязываем нитку и поднимаем за нитку шаблон лошади.
2. Прочертим прямую по нитки.
3. Эти же работы проделываем еще в трех различных точках шаблона лошади.
4. Эти прямые должны пересекаться в одной точке.(Если вы выполнили точно и аккуратно).
5. Находим точку пересечения этих линий и отмечаем буквой О.
6. Прилагаем к этой точке силу тяжести.
Вывод:
VI. Давление лошади:
Учитель: Как вы думаете можно говорить о давлении лошади?
Ученики: Можно говорить. Лошадь имеет вес и давит на площадь опоры.
Учитель: А можно найти площадь опоры и как?
Ученики: Находим площадь одного следа и умножаем на 4.
Учитель: Выполняем практическую работу.
Раздаю бланк практической работы.
Практическая работа:
Тема: Нахождение давления лошади.
Цель: Научиться вычислить давление лошади.
Обучать аккуратности и точности при выполнении работы.
Оборудование: Шаблон следа лошади, линейка, карандаш.
Ход работы
1. С помощью палетки измеряем площадь следа лошади.
Полные – см2
Половинные (считаем и делим на 2) – см2
Одна треть (считаем и делим на 3) – см2
Всего площади (На четырех копытах) – см2
Площадь (на двух передних) – см2
2. Вычисляем вес лошади, если масса равна 450 кг.
3. Все данные вносим в таблицу.
4. Таблица:
№ | m, кг | Р, Н | S, м2 | р, Па |
Вывод:
VII. Использование конского волоса.
Ценным продуктом коня является конской волос. Раньше рыбаки делали из конского волоса леску для удочки . Плели канат и аркан для хозяйственной нужды. Сегодня мы с вами проверим насколько надежны веревки из конского волоса.
Вы приготовили аркан из 9 волос, сейчас вычислим жесткость этого аркана.
Практическая работа:
Тема: Нахождение жесткости конского волоса.
Цель: Научиться вычислить жесткость конского волоса.
Обучать аккуратности и точности при выполнении работы.
Оборудование: Аркан из конского волоса, линейка, штатив, грузы определенной массы.
Ход работы
1. Измеряем длину аркана из конского волоса Х0 = см.
2. Измеряем длину аркана из конского волоса Х1 = см после подвешивания груза.
3. Находим изменение длины Х = см.
4. Напишите формулу закона Гука. ___.
5. Напишите формулу силы тяжести ________.
6. Здесь сила упругости и сила тяжести между собой ____.
7. Находим k:
8. Заполняем таблицу:
№ | m, кг | Fт, Н | Fупр, Н | Х, м | k, Н/м |
Вывод:
VIII. Оценки.
IX. Закрепление урока.
X. Домашнее задание. Подготовить рассказ о лошадях с физическими терминами.
XI. Угощение кумысом.