Лингвистический турнир в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Лингвистический турнир – это хорошо известная, но почему-то нечасто встречающаяся сегодня форма внеклассной работы по родному и иностранному языкам, литературному чтению, которая вызывает неизменный интерес у учащихся и дает им импульс к дальнейшей трудной работе по освоению языка. Проходит турнир в занимательной форме, количество участников команды может быть любым (от 5 до 12 человек), и болельщики тоже не остаются просто зрителями: для них предусмотрены задания, к их помощи обращаются команда и капитан. Наш турнир был межшкольным, к нам в гости приходил 4-й класс другой школы микрорайона. Прошло все весьма успешно, поэтому мы хотим поделиться опытом проведения подобного мероприятия. Задания мы составляли, исходя из знаний четвероклассников по основным разделам русского языка, имеющихся на конец обучения в начальной школе. Акцент был сделан нами на таких разделах, как морфология, лексика, этимология, фразеология (конечно, любые задания могут быть видоизменены или расширены по усмотрению проводящих турнир взрослых). В материал для проведения турнира мы также включили интересные сведения об истории языка, о мастерах родного слова (разделы “Знаете ли вы?”).

Желаем всем, кто воспользуется нашим опытом, успеха!

1. Вопросы и задания для лингвистического турнира 4-х классов

Приветствие команд (участвует вся команда) (см. Приложение)

2. Разминка (вся команда).

а) Объясните значения слов:

1 команда: гранат – граната; 2 команда: пирог – пирога

б) Шарады:

1 к.:

Мой первый слог – в линейках нотных,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города (дорога)

2 к.: Первое – нота, второе – игра, целое встретится у столяра(долото)

в) Загадки на многозначные слова:

1к.: Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей (нос).

2 к.: Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают (очки).

Знаете ли вы?

Великий русский поэт А.С.Пушкин написал много сказок, стихов, повестей и других произведений. Все, что им написано, составляет 16 толстых томов. Решили посчитать, сколько всего слов употребил Пушкин. При этом сколько бы раз слово ни повторялось, его считали за одно. Оказалось, что словарь Пушкина насчитывает более 22 000 слов!

3. Объяснение значений 3-х однокоренных прилагательных, отличающихся оттенками смысла (вся команда).

Объясните значение слова, подберите подходящее словосочетание (прилагательное + существительное). Командам дается 1-2 мин. на обдумывание, во время которого выполняется задание по орфографическому словарю №5б.

1 к.: Пушной, пуховый, пушистый.

2 к.: Человечный, человеческий, человекообразный.

4. Составление сложных слов по двум данным простым (вся команда).

Например, ходить + пешком = пешеход. Подготовка 1-2 мин. Пока команды готовятся, проходит конкурс болельщиков: загадки (см. Приложение).

Половинки сложных слов написаны на карточках:

Ходить, пар. Летать, звезда. Любить, радио. Сосать, пыль.

Колоть, лед. Падать, листья. Рубить, лес. Тушить, огонь.

5. Работаем со словарем.

а) Домашнее задание №1: Телеграмма. Прочитать заранее составленное длинное предложение (рассказик), каждое слово которого (кроме предлогов и союзов) начинается с одной буквы.

Например (это подлинный детский рассказ):

У Кати куча кошек: Китя, Коня, Крош и Кис-Кис. Китя кушает “Ките-Кэт”, Коня- кефир, Крош – крабовые крошки. Крутой Кис-Кис кушает крыс!

б) Кто быстрее найдет 3 данных слова по орфографическому словарю? – по 1 человеку от команды. Слова: конфликт, природоведение, юмористический.

Знаете ли вы?

На земном шаре, по подсчетам ученых, свыше 2500 языков. Однако большинство населения нашей планеты говорит всего на 13 языках. На английском языке говорят жители Великобритании, США, Канады и Австралии. На французском – жители Франции, Бельгии, Швейцарии, Канады и бывших французских колоний в Африке и Южной Америке.

Можно ли выучить все языки? Сын итальянского плотника Джузеппе Гаспар Меццофанти, который жил в конце 19 века, знал 30 европейских, 5 африканских, 7 азиатских языков. Знание иностранного языка позволяет лучше познать и свою, и иную культуру.

6. Домашнее задание №2: поговорки и пословицы на иностранном языке. Команда

говорит на иностранном (изучаемом) языке пословицы и поговорки, имеющие аналоги на русском, и дает буквальный их перевод. Задача соперников – вспомнить соответствующую пословицу (поговорку) на русском языке. (Наши участники изучали разные языки: мы – французский, соперники – английский; но конкурс прошел очень интересно, и все пословицы и поговорки были разгаданы, хотя некоторые - с трудом и помощью взрослых).

7. Кто сможет больше рассказать о данном слове? (по 3 человека от команды).

Слова вытаскиваются по жребию. Дается 5-7 мин. на подготовку; она проходит в другом помещении.

1 слово: ворона

2 слово: петух

Участникам раздаются следующие небольшие подсказки для работы:

Ворона

Лексика: 1) серая с черным птица, родственная ворону; 2) есть ли слово с переносным смыслом?

Фонетика: звуки? ударение?

Орфография: орфограммы?

Грамматика: часть речи, ее характеристики.

Фразеология: объясни смысл поговорок: белая ворона; считать ворон; ворона в павлиньих перьях.

Литература: в каких произведениях (в том числе в фольклоре), ворона встречается в названии или в качестве героини?

Петух

Лексика: 1) самец курицы; 2) есть ли слово с переносным смыслом?

Этимология: попробуйте догадаться, от какого слова произошло?

Фонетика: звуки? ударение?

Орфография: орфограммы?

Грамматика: часть речи, ее характеристики.

Фразеология: объясни смысл поговорок: петушиться, пустить петуха; встать с петухами.

Литература: в каких произведениях (в том числе в фольклоре), петух встречается в названии или в качестве героя?

8. Чья команда подберет больше однокоренных слов к данному? (вся команда, кроме выполняющих длительные задания).

Дается 5 мин. на подготовку, во время которой проводится конкурс болельщиков: литературная викторина (см. Приложение).

1 к.: снег (снежинка, снежиночка, Снегурка, Снегурочка, снежок, снежный, снеговой, снеговик, снегопад, снегоочиститель, снегозадержание, заснеженный и т.д.)

2 к.: золото (золотой, позолота, позолотить, озолотить, золотце, золотко, золотоискатель, золотопромышленник, золотишко, золоченый, золотистый и т.д.)

Знаете ли вы?

Многие устойчивые обороты (фразеологизмы) появились в языке очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее еще на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами! Чтобы было удобнее работать, надо было засучить рукава. Народ стал говорить о тех людях, которые делали что-нибудь лениво, медленно, что они работают спустя рукава. А об умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава у него могут быть и короткими.

9. Знание поговорок (вся команда). Дается 2-3 мин. на подготовку, во время которой проходит конкурс болельщиков на понимание смысла поговорок.

а) Конкурс команд: соедините начало и конец поговорки и объясните, когда ее употребляют в речи:

Золотые руки Муха пролетит слышно
Изо дня в день Сел в калошу
От нечего делать Козел отпущения
От всего сердца Белая ворона
Ни жив, ни мертв Ломать голову
Яблоку негде упасть С глазу на глаз

б) Конкурс болельщиков – понимание смысла поговорок

1 к.: рукой подать, морочить голову, ни пуха, ни пера.

2 к.: в час по чайной ложке, сломя голову, во весь дух.

10. Конкурс поэтов (2-3 человека)

Дается на подготовку 5-7 мин. За это время надо досочинить стихотворение по двум данным начальным строчкам; подготовка идет в другом помещении.

Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался…

Знаете ли вы?

В нашем родном русском языке много тысяч слов, и у каждого – своя биография. Одни слова родились в незапамятные времена и живут до сих пор, например, вода, земля, хлеб. Есть и такие слова, которые употребляются совсем редко и известны немногим людям. Древнее слово ведать уступило место современному слову знать. Но слово ведать не исчезло совсем, оно живет в словах: ведомость, уведомить (сообщить), языковед (изучающий язык), разведчик.

11. Задание на историческую родственную связь слов (вся команда, кроме занятых в данный момент в подготовке к другим конкурсам).

Какие современные слова произошли от данных старинных слов? Например, от слова око? Окно, очки и т.д. На подготовку дается 1-2 мин. Команды получают задания на карточках.

1 команда: В древнем русском языке существовало слово ЛОП. Оно значило “что-то плоское”. Какие слова произошли от слова ЛОП, если они обозначают: 1) ручное орудие с плоским расширением на конце (6 букв); 2) растение с широкими плоскими листьями (5 букв); 3) плоская кость спины (7 букв).

2 команда: Древнее обращение к отцу – ОТЧЕ. Отчий дом – это дом отца, родной дом. Какие слова происходят от слова ОТЕЦ (отче) если:

1) 9 букв; 2) 8 букв. У них одно и то же значение “родная страна, страна отцов”; 3) это слово называет человека по имени его отца (8 букв).

Знаете ли вы?

…что на Руси до 16 века все слова писались слитно. Впервые в истории русского письма промежутки между словами появляются на страницах первой печатной книги в 1564 году. Эта книга называлась “Апостол” и была издана первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.

12. Конкурс капитанов

а) Отредактируйте неправильно составленные предложения (записаны на листке):

1 к.: Кот полез на дерево, но тут прилетел старый дрозд. Он уже протянул лапу к птенцам, но он стал клевать Пушка в нос.

Одень пальто, на улице холодно.

2 к.: Ребята принесли из леса двух птенцов. Они пробовали накормить их мошками.

Мама сварила рыбий суп.

б) “Слова с буквой Э” (задание на листках, по 5 слов). На доске записаны пустые графы с нужных количеством букв. Можно попросить помощи у команды и у болельщиков.

1) Белая поверхность, на которой демонстрируются фильмы (экран).

2) Научный опыт (эксперимент)

3) Лицо, проводящее экзамен (экзаменатор)

4) Движущаяся лестница в метро (эскалатор)

5) Вывоз товаров за границу (экспорт)

6) Отдельный предмет на выставке, в коллекции (экспонат).

7) Набросок рисунка (эскиз)

8) Быстрое распространение инфекционной болезни (эпидемия)

9) Маленькое сказочное существо в германской мифологии (эльф)

10) Отражение звука от предметов (эхо)

13. Подведение итогов, награждение победителей в разных номинациях.

Литература

  • Сведения разделов “Знаете ли вы?”, текст сказки “Ошибка” и некоторые задания взяты нами из книги Р.Б. Нуртазиной “Занимательная грамматика” (Алма-Ата, 1990)