План – конспект:
Количество часов: 2
Тип урока: с применением ИКТ
Методика: Web – квестов.
Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, презентация урока (приложение №1), (приложение 2), выполненная учителем.
Задачи для учащихся:
- изучить состав, получение и методы распознавания солей аммония;
- рассмотреть их физические и химические свойства;
- дать характеристику некоторых наиболее важных для человека представителей;
- рассмотреть их применение в быту, технике и народном хозяйстве.
Задачи для учителя:
Категориальный аппарат усвоения: соли аммония, ион аммония, донорно – акцепторная связь, донор, акцептор, нашатырь, аммонал.
Девиз урока: “Наука – это труд, единоборство, точные расчёты”
М. И. Алигер. “Ломоносов”
Ход урока:
Урок № 1- “Работа в сети Интернет”
I. Организационный момент.
Знакомство с темой, формулировка проблемы.
Соли аммония – уникальные вещества. Это ионные вещества, но образованные только неметаллами. Это разбивает наши представления о том, что ионная связь и ионные кристаллические решётки характерны только для веществ, в которых есть связь металл – неметалл.
Кроме того, соли аммония имеют большое практическое применение.
Они широко применяются человеком в быту, промышленности, технике, сельском хозяйстве.
Почему же соли аммония нашли такое широкое практическое применение в народном хозяйстве?
II. Изучение нового материала.
Учащиеся знакомятся с заданиями web – квеста и выбирают для себя один из них. Затем они выполняют задания на основе ресурсов Интернета, оформляют результаты деятельности в виде презентации PowerPoint.
Web – квест № 1
“ Строение, физические свойства и получение солей аммония”
- Кому (чему) обязаны своим названием соли аммония?
- Что такое ион аммония?
- Какое отношение “донор” имеет к иону аммония? Раскройте механизм образования иона аммония. Какую степень окисления и валентность имеет азот в ионе аммония? Почему они не совпадают?
- Изобразите структурную формулу иона аммония. Какую геометрическую фигуру он имеет?
- Почему соли аммония по ряду свойств похожи на соли калия? Назовите основные физические свойства солей аммония.
- Какие способы получения солей аммония существуют? Можно ли получить кислые соли аммония? Как?
- Что такое нашатырь? Откуда пошло такое название? Как его получали в древности?
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/032/171.htm
http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/688.html
Web – квест № 2
“Химические свойства солей аммония”
- Какими химическими свойствами, общими с другими солями, обладают соли аммония?
- Что такое “разрыхлитель” теста, например, в муке для блинов, и как он “работает”?
- Как из аммиака получить белый дым?
- Каковы специфические свойства солей аммония?
- Представьте, что вы не чувствуете запахов. Назовите не меньше двух способов доказательства выделения аммиака при разложении солей аммония.
- Почему нельзя вносить в почву в качестве удобрения нитрат аммония, имеющий примесь извести?
http://eda.styleakcent.ru/651.html
http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch2_6-1.html
http://ogorodik.narod.ru/udobren.html
http://www.landart.ru/03-uhod/b-sovet/03b0npk3
Web – квест № 3
“Применение солей аммония”
- Кто и когда впервые показал, что растения не могут извлекать азот из воздуха, и указал на ценность азотных удобрений?
- Какие соли аммония применяются в качестве удобрений? В чём их ценность? Какое из них самое ценное по содержанию азота?
- Почему, по утверждению русского агрохимика Д.Н.Прянишникова применение солей аммония в качестве азотных удобрений особенно эффективно?
- Какие проблемы появятся у агронома, если он во влажные глинистые почвы будет в качестве удобрения вносить сульфат аммония?
- Какие соли аммония входят в состав “разрыхлителя” теста, например, в муке для блинов, и как они “работают”?
- Какая соль аммония применяется при паянии? Почему?
- Что такое “аммонал”? Чем он полезен и опасен для человека?
www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/093/878.htm
http://www.5ballov.ru/dictionary/full/408132/29
http://qeo.web.ru/druza/a-Evs_360.htm
http://www.landart.ru/03-uhod/b-sovet/03b0npk3
Урок № 2 – “Конференция”
Обсуждаются результаты работы.
Учащиеся показывают результаты своего труда.
III. Подведение итогов. Выставление оценок. Д\З
- Учить параграф 25 (Габриелян О.С. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2003. - 224 с.)
- Подготовиться к проверочной работе по теме “Соли аммония”.