Модель урока химии в 9-м классе по теме "Соли алюминия"

Разделы: Химия


План – конспект:

Количество часов: 2

Тип урока: с применением ИКТ

Методика: Web – квестов.

Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, презентация урока (приложение №1), (приложение 2), выполненная учителем.

 Задачи для учащихся:

  • изучить состав, получение и методы распознавания солей аммония;
  • рассмотреть их физические и химические свойства;
  • дать характеристику некоторых наиболее важных для человека представителей;
  • рассмотреть их применение в быту, технике и народном хозяйстве.

 Задачи для учителя:

  • организовать деятельность учащихся по изучению данных проблем, опираясь на ранее полученные знания;
  • создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений в ходе работы с ресурсами сети Интернет;
  • углубить знания учащихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции;
  • способствовать развитию и совершенствованию практических навыков работы в сети Интернет, составлению презентации PowerPoint;
  • развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно;
  • воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией.

Категориальный аппарат усвоения: соли аммония, ион аммония, донорно – акцепторная связь, донор, акцептор, нашатырь, аммонал.

Девиз урока: “Наука – это труд, единоборство, точные расчёты”

М. И. Алигер. “Ломоносов”

 Ход урока:

Урок № 1- “Работа в сети Интернет”

I. Организационный момент.

Знакомство с темой, формулировка проблемы.

Соли аммония – уникальные вещества. Это ионные вещества, но образованные только неметаллами. Это разбивает наши представления о том, что ионная связь и ионные кристаллические решётки характерны только для веществ, в которых есть связь металл – неметалл.

Кроме того, соли аммония имеют большое практическое применение.

Они широко применяются человеком в быту, промышленности, технике, сельском хозяйстве.

Почему же соли аммония нашли такое широкое практическое применение в народном хозяйстве?

II. Изучение нового материала.

Учащиеся знакомятся с заданиями web – квеста и выбирают для себя один из них. Затем они выполняют задания на основе ресурсов Интернета, оформляют результаты деятельности в виде презентации PowerPoint.

Web – квест № 1

“ Строение, физические свойства и получение солей аммония”

  1. Кому (чему) обязаны своим названием соли аммония?
  2. Что такое ион аммония?
  3. Какое отношение “донор” имеет к иону аммония? Раскройте механизм образования иона аммония. Какую степень окисления и валентность имеет азот в ионе аммония? Почему они не совпадают?
  4. Изобразите структурную формулу иона аммония. Какую геометрическую фигуру он имеет?
  5. Почему соли аммония по ряду свойств похожи на соли калия? Назовите основные физические свойства солей аммония.
  6. Какие способы получения солей аммония существуют? Можно ли получить кислые соли аммония? Как?
  7. Что такое нашатырь? Откуда пошло такое название? Как его получали в древности?

www.varson.ru.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/032/171.htm

http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm

http://www.xumuk.ru/encyklopedia/688.html

http://ru.wikipedia.org

 Web – квест № 2

“Химические свойства солей аммония”

  1. Какими химическими свойствами, общими с другими солями, обладают соли аммония?
  2. Что такое “разрыхлитель” теста, например, в муке для блинов, и как он “работает”?
  3. Как из аммиака получить белый дым?
  4. Каковы специфические свойства солей аммония?
  5. Представьте, что вы не чувствуете запахов. Назовите не меньше двух способов доказательства выделения аммиака при разложении солей аммония.
  6. Почему нельзя вносить в почву в качестве удобрения нитрат аммония, имеющий примесь извести?

http://eda.styleakcent.ru/651.html

http://www.astronet.ru

http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch2_6-1.html

http://ogorodik.narod.ru/udobren.html

http://n-t.ru/ri/kk/hm12.htm

http://www.landart.ru/03-uhod/b-sovet/03b0npk3

Web – квест № 3

“Применение солей аммония”

  1. Кто и когда впервые показал, что растения не могут извлекать азот из воздуха, и указал на ценность азотных удобрений?
  2. Какие соли аммония применяются в качестве удобрений? В чём их ценность? Какое из них самое ценное по содержанию азота?
  3. Почему, по утверждению русского агрохимика Д.Н.Прянишникова применение солей аммония в качестве азотных удобрений особенно эффективно?
  4. Какие проблемы появятся у агронома, если он во влажные глинистые почвы будет в качестве удобрения вносить сульфат аммония?
  5. Какие соли аммония входят в состав “разрыхлителя” теста, например, в муке для блинов, и как они “работают”?
  6. Какая соль аммония применяется при паянии? Почему?
  7. Что такое “аммонал”? Чем он полезен и опасен для человека?

http://ru.wikipedia.org

http://www.slovari.yandex.ru

www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/093/878.htm

http://www.5ballov.ru/dictionary/full/408132/29

http://qeo.web.ru/druza/a-Evs_360.htm

http://www.landart.ru/03-uhod/b-sovet/03b0npk3

Урок № 2 – “Конференция”

Обсуждаются результаты работы.

Учащиеся показывают результаты своего труда.

III. Подведение итогов. Выставление оценок. Д\З

  • Учить параграф 25 (Габриелян О.С. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2003. - 224 с.)
  • Подготовиться к проверочной работе по теме “Соли аммония”.