УВЦ:
- развить знания о семействе галогенов на примере хлора и его соединений, изучить строение их молекул, физико-химические свойства, определить роль и нахождение в природе и жизни человека;
- формировать умения прогнозировать свойства элементов и их соединений на основании общей характеристики семейства по положению элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева с применением межпредметных знаний и способов действий;
- воспитание культуры коммуникативных способов действий на основании применения информационных технологий.
Тип урока: урок актуализации и совершенствования знаний и умений.
ФОПД: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Методы: частично- поисковый, экспериментально-исследовательский.
Основные вопросы темы урока:
- Нахождение и роль хлора и его соединений в природе и жизни человека.
- История открытия и изучение хлора.
- Особенности строения атома хлора, возможные степени окисления.
- Физические свойства хлора, его физиологическое действие на живые организмы.
- Химические свойства хлора.
- Свойства важнейших соединений хлора.
Основные понятия: галогены, общая формула строения внешнего энергетического уровня, окислительно-восстановительные свойства, степень окисления, сравнительная химическая активность галогенов, качественная реакция и др.
Приемы: постановка межпредметных вопросов, выполнение комплексных заданий, составление схем, обращение к жизненному опыту учащихся, применение умений и навыков при выполнении упражнений и проведении эксперимента.
Средства обучения:
- Периодическая система элементов Д.И. Менделеева
- инструкция по выполнению химического эксперимента
- учебное электронное издание “Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория”: 2004, МарГТУ
- электронное пособие “Химия. Полный иллюстрированный курс. Серия “Проверь себя”: 2002 “Руссобит-М”
- магнитные пособия “Характеристика химического элемента”
- коллекция простых веществ и минеральных соединений галогенов
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга для домашнего чтения. - М.:Химия, 1994 г., с.182, с.185, с.322, с.336
- Беляев А.Р. Голова профессора Доуэля.
Оборудование и реактивы: пробирки, штативы; хлорная вода, раствор соляной кислоты, растворы солей NaCl, AgNO3, KF, KBr.
Содержание урока
I.Организационно-мотивационный этап.
- Определить местоположение галогенов в ПС Д.И. Менделеева, назовите их.
- Охарактеризовать особенности строения атомов галогенов и электронную конфигурацию внешнего слоя.
- Какие свойства проявляют галогены в химических реакциях?
- Как изменяется окислительная способность галогенов с увеличением порядкового номера?
- Назвать самый активный галоген-неметалл? Почему?
Отрывок из произведения А.Р. Беляева “Голова профессора Доуэля”.
“Первый раз в жизни Артур Доуэль почувствовал, что не в состоянии овладеть чужой волей. Связанный, беспомощный, лежащий на полу человек издевался над ним. За дверью раздалось какое-то шипение. Доуэль продолжал петь все громче, но вдруг поперхнулся. Что-то раздражало его горло. Доуэль потянул носом и почувствовал запах. В горле и носоглотке неприятно щекотало, вскоре к этому присоединилась режущая боль в глазах. Запах усиливался.
Доуэль похолодел. Он понял, что Равино отравил его хлором. Настал его смертный час. Затем свет погас, и Доуэль словно провалился … Очнулся он от свежего ветра, который трепал его волосы”.
II. Операционно-исполнительский этап.
Составление визитной карточки для представления хлора (обратить внимание на план урока и применение магнитного пособия)
Визитная карточка.
Моделирование визитной карточки и молекулы хлора (совместное обсуждение с классом, отдельные учащиеся отвечают у доски, используя магнитные пособия).
Выступления учащихся с сообщениями об открытии и физических свойствах хлора.
Проблема “Что вы будете делать, если оказались в помещении, где происходит утечка хлора, и у вас нет средств индивидуальной защиты?”
Этап работы на компьютерах.
Инструктивная карточка работы на компьютере:
- Запуск программы электронного пособия “Химия. Полный иллюстрированный курс. Серия “Проверь себя”.
- Выбрать раздел “Химия элементов”, глава “Хлор”, параграф “Получение хлора” и “Методы получения хлора” (учащиеся знакомятся с текстом).
- Написать уравнения реакций получения хлора: а) в лаборатории, б) в промышленности (по-возможности рассмотрите их как ОВР).
Вопросы и задания:
- Чем является хлор в химических реакциях?
- Сравните окислительную активность хлора с соседними галогенами.
- Предположите наиболее характерные химические реакции с участием хлора.
- Открыть параграф “Химические свойства хлора”.
- Какие схемы реакций не были вами предложены? С чем еще будет реагировать хлор?
- Составить уравнения реакций в молекулярном виде (для учащихся на “3”) и ОВР (для учащихся на “4-5”). Проверка правильности составления уравнений реакций – ответы учащихся у доски и корректировка записей уравнений реакций, уточнения правильности составления формул веществ по параграфу электронного издания “Химические свойства хлора”.
Проблема: в каком виде встречаются галогены (в т.ч. хлор) в природе? Почему?
Одно из важнейших соединений хлора – хлороводород; написать уравнение реакции получения (Cl2 + H2 = 2 HCl). Это промышленный способ получения, как хлороводород получают в лаборатории?
Следующий этап работы на компьютерах.
- Открываем “ Получение хлороводорода”.
- Составить уравнения реакций и расставить коэффициенты.
- Корректировка записи уравнений реакций в тексте в параграфе “Химические свойства хлора”.
Вопросы:
- С чем будет реагировать р-р HCl (соляной кислоты)?
- Какая из реакций является качественной и служит для обнаружения хлорид-ионов? Укажите необходимый реактив.
- Закрываем программу “Химия. Полный иллюстрированный курс. Серия “Проверь себя”.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Экспериментальный этап урока.
1. Техника безопасности при проведении лабораторной работы.
2. Инструкция по выполнению лабораторной работы.
Опыт 1. Обнаружение хлороводородной кислоты и ее солей.
В первую пробирку прилить 1-2 мл соляной кислоты, во вторую 1-2 мл – раствора хлорида натрия. Затем в обе пробирки добавить несколько капель раствора нитрата серебра (I). Описать внешний вид осадка. Составить уравнения реакций.
Опыт 2. Сравнительная химическая активность галогенов.
Налить в одну пробирку немного раствора фторида калия, а в другую бромида калия. В каждую пробирку добавить хлорной воды. Какие изменения произошли? Сделать выводы, составить уравнение реакции.
Эвристическая беседа по вопросам:
- В каком виде и где содержится хлор в организме человека?
- Какое действие оказывает соляная кислота в желудке?
- Назвать области применения хлора и его соединений.
- В каком состоянии и где распространен хлор и другие галогены в природе?
Этап работы па компьютерах.
- Открыть на рабочем столе учебное электронное издание “Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория”, далее “Коллекция”, далее “Свойства неорганических веществ”, далее “Галогены”. Выбрать “Биологическое значение и применение хлора”, затем “Галогены в природе”.
- Тест на проверку изученного материала по программе электронного пособия “Химия. Полный иллюстрированный курс. Серия “Проверь себя”.
- Выбрать “Химия элементов”, далее “Хлор”.
- Учащиеся отвечают на вопросы теста, при затруднении можно воспользоваться окном - “Пояснения”, либо “Шпаргалкой” (справочные материалы).
- Подведение итогов теста ссылка “Статистика”.
- Закрыть программу “Химия. Полный иллюстрированный курс. Серия “Проверь себя”.
Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям.
I вариант (для учащихся на оценку “3”).
a) Na + Cl2 NaCl? c) P + Cl2 PCl3?
b) Cl2 + H2 HCl ? d) Cl2 + KBr KCl + Br2 ?
II вариант (для учащихся на оценку “4”).
1.Определить степени окисления хлора в соединениях, назвать эти вещества:
NaCl; KClO3; CCl4; Cl2O7; ClF.
2. Закончить уравнения реакций и определить, в каких из них хлор проявляет окислительные, а в каких– восстановительные свойства:
a) Cl2 + H2 = ? c) F2 + NaCl = ?
b) Cl2 + NaBr = ? d) MnO2 + HCl = ?
III вариант (для учащихся на оценку “5”).
1. Ранее хлор получали в промышленности по реакции:
4 HCl(г) + O2(г) = 2 Cl2(г) + 2 H2O(ж) - Q.
Указать условия, при которых достигается максимальный выход хлора (смещение равновесия вправо).
2.Написать уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения:
NaCl Cl2 KClO3 KCl HCl AgCl.
Подведение итогов деятельности.
Завершив изучение VII A группы элементов, на следующем уроке перейти к изучению их соседей – элементов VI A группы, т.к. они находятся рядом в Периодической системе, следовательно, можно предположить, что химические свойства элементов этих групп будут иметь много общего.
- Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся за активную работу.
- Комментарии по предстоящему домашнему заданию.
Спасибо за сотрудничество! До свидания!