Умножение на двузначное число

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

    • выработать алгоритм умножения на двузначное число;
    • развивать исследовательскую деятельность, познавательную активность;
    • формировать желание уметь учиться;
    • коммуникативную функцию.

Формы работы:

    • групповая;
    • дифференцированная.

Оборудование:

  • учебник “ Математика”, И. И. Аргинская
  • карточка с заданием;
  • карточки с примерами и слова к ним (смотри ход урока).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Математика наука,
Непростая, братцы, штука!
Множество законов новых
Предстоит нам открывать.
Так давайте не лениться,
Чтоб на славу потрудиться,
Вместе дружно мыслить будем
И науку покорять!

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжаем исследовать тему “Умножение”. Каждый из вас будет оценивать свою работу с помощью карточки (приложение 1).

- Что же вам предстоит сегодня открыть, узнаете, выполнив задание.

1 группа – расшифровать фразу.

Значения произведений, которые делятся на 5, расположите

в порядке возрастания.

2 группа – расшифровать слово.

Для этого сначала найдите значение произведений.

- Приступили.

Проверяем:

22 · 4=88                      25 ·3=75                            36 · 5=180

точность                     математика                       ?

150 ·10= 1500            150 ·5= 750                        71 ·2= 142

наук                             царица                              королева

- Какая фраза получилась у первой группы? Почему оказались “ лишние” слова?

23 · 4= 92                       е - Расположите буквы в порядке

26 · 3= 78                       т уменьшения произведений.

160 ·10=1600                 с Какое слово получилось?

140 · 4= 560                   к (секрет)

61 · 2= 122                     р

42 ·20= 840                    е

- Вы догадались, почему я зашифровала это слово?

- Сегодня мы будем “ открывать” ещё один секрет умножения.

- Посмотрите на математические выражения, сгруппируйте.

89 · 24

45 · 7

654· 47

54 · 47

- По какому признаку сгруппировали?

- Посмотрите на эту группу:

89 · 24

654 · 47

54 · 47

3. Система заданий поискового характера.

- Как можно 89 ·24?

Дети: - С помощью сочетательного закона умножения;

распределительного закона сложения относительно умножения.

- Давайте вспомним эти законы. (Проговаривание)

1 группа выполняет умножение с помощью распределительного закона.

Остальные- с помощью сочетательного закона.

- Проверяем.

Восстановите запись с помощью карточек, допишите результат.

4. Постановка проблемной ситуации.

- Всегда ли эти способы удобны? Почему?

- Есть ли способ короче данного?

- Какой секрет умножения будем открывать?

Чему предстоит научиться?

Давайте посмотрим, действительно ли умножение в столбик рациональнее?

5. Решение коллизий.

- Будем умножать по шагам, создавая алгоритм действий.

89
* 24
   356              Умножим на единицы. Запишем результат.
+178
           Умножим на десятки. Запишем результат.
2136              Полученные результаты сложу.

- Сравните алгоритм выполнения умножения с нашими действиями.

- Совпадает наш ход рассуждений?

- Какой способ больше понравился?

6. Применение усваиваемых знаний.

- Где можно применять полученные знания?

- Посмотрим, как пригодятся полученные знания при решении остальных

выражений.

- Сравните выражения.

Предположите, чем будет отличаться умножение?

54 · 47 654 · 47

1 группа - составьте задачу, чтобы в её решении были оба выражения.

Остальные - чтобы в решении использовалось одно любое выражение.

( работа в группах)

- Какие задачи у вас получились?

- Решите.

Можно пользоваться помощью учебника - стр.162, № 49.

- Проверяем по учебнику.

- Кто справился?

- Как пригодились нам полученные знания?

7. Рефлексия.

- Предлагаю каждому оценить свою работу на уроке.

- Перед вами карта с листом проверки.

- Выберите любое из предложенных заданий, выполните вычисления, проверьте.

(приложение 2- карта с листом проверки)

Кто справился?

Кто испытывал затруднения?

Как в целом оценили свою работу на уроке?

8. Итог урока.

- Так какой же секрет умножения мы открыли?

- Справились с поставленной целью?

Какое задание было самым трудным?

Какое – самым интересным?

9. Домашнее задание.

1 группа - составить задание, в котором все полученные знания можно применить.

Остальные - придумать 5 произведений, где требуется выполнить умножение на

двузначное число.

Приложение.

1. Выбери выражение, где умножение выполнено неверно.

Исправь ошибки.

5642                      672
*23                     * 42
16926                  1344
+ 11284             + 2688
129766               4031

2. Вставь вместо xxx - цифры.

x5x
* x3
7x6
+ xxx8
xxxxx