Разработка урока по сказке В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница". Работа с текстом на уроках литературного чтения в традиционной системе обучения

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для творческой работы над текстом;

Задачи: - учить выявлять черты характера героя, наделённые автором;

- развивать умение выборочно читать, читать по ролям, отвечать на вопросы по содержанию;

- воспитывать интерес к чтению, положительные черты характера;

 Оборудование: рисунки учащихся к сказке, предметная картинка “Лягушка”, набор карточек “Черты характера”, телевизор, DVD- плеер, диск со сказкой, фигуры лягушки;

Ход урока:

I.Организационный момент. Зрительная проверка рабочих мест, состояние учащихся

II.Психологический настрой. Учитель:- Пожелайте друг другу удачи улыбкой.

III. Вводная беседа.

Учитель:- Какую сказку вы прочитали на прошлом уроке? Кто автор? Назовите главных героев

Дети:- Мы прочитали сказку В..М.Гаршина “Лягушка-путешественница”.

Главные герои: лягушка, утки.

IV.Индивидуальные сообщения.

У.- На свете много видов лягушек. Послушайте сообщение о самой большой лягушке – голиаф и о самой маленькой – кокоа. (Приложение 1)

V. Постановка задач.

У.- А какой была наша героиня? Главная задача нашей работы – выявить, какими чертами характера наделил автор сказочную лягушку. Что нам поможет в работе?

Д.- Нам помогут знание содержания сказки, наши рисунки, наше внимание.

VI. Работа над сказкой (выявление черт характера).

а) Просмотр видео – сюжета.

У. -Для этого, давайте заглянем в среду обитания лягушки.

Внимательно посмотрите видео-сюжет и найдите для него соответствующий отрывок из сказки в учебнике.

(Смотрят сюжет и находят соответствующий отрывок в учебнике.)

б) Выборочное чтение.

У.- Прочитайте, что доставляло наслаждение лягушке?

Д.- Она наслаждалась тёплым мелким дождём.

У. -Что прервало её наслаждение дождём?

Д.- Утки.

У.- Зачем утки сели на это болото? Прочитайте.

Д.- Лететь ещё далеко: надо покушать.

в) Чтение отрывка учителем.

У.- Прослушайте небольшой отрывок, выделите одну из черт характера лягушки?

Д.- Любопытство.

У.- Благодаря любопытству, что она узнала от уток?

Д.- Она узнала, что такое юг.

У.- Послушайте, как это происходило.

г) Чтение по ролям. ( Два ученика читают диалог уток и лягушки.)

У.- А что она придумала, чтобы осуществить свою мечту? Расскажите.

д) Краткий пересказ. (Дети кратко пересказывают отрывок из сказки.)

У.- При этом какая черта её характера проявилась?

Д.- Изобретательность.

У.- Почему утки согласились нести её?

Д.- Её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.

е) Работа с выставкой рисунков. ( Приложение 2)

У.- Рассмотрите ваши рисунки. К какой части сказки можно отнести их?

Д.- Полёт на утках.

ж) Самостоятельное чтение.

У.- Найдите в учебнике как это описано. Прочитайте про себя и ответьте на вопрос: Какие чувства испытывала лягушка в полёте?

У.- Какой должна быть лягушка, отправившаяся в такое путешествие?

Д.- Смелая.

Физ. минутка: Утки стаей летели,

На лужайку тихо сели

Травку пощипали,
Букашек поклевали
И тихонько поднялись,
Полетели дружно ввысь.

з) Выборочное чтение.

У.- Видно ли было лягушке всё, что происходило внизу?

Д.- Нет, утки летели высоко; она смотрела назад и немного вверх.

У.- Как опять героиня проявила свою находчивость, изобретательность, чтобы лучше видеть то, что делается внизу?

Д.- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне станет дурно.

и) Работа над выразительным чтением (просмотр видео - сюжета)

У.- Найдите и прочитайте, как реагировали люди, увидев необычное в стае уток. С какой интонацией надо читать эти предложения?

Д.- Восклицать, радостно, удивлённо.

У.- Посмотрите видео - сюжет к этому отрывку, правы ли ваши предположения; обратите внимание на интонацию звучания голосов.

Д.- Действительно присутствует интонация радости, удивления, восклицания.

У.- Скажите, что при этом думала лягушка?

Д.- Знают ли они, что это я придумала, а не утки.

У.- Какое качество помешало нашей героине дальше лететь с утками на юг?

Д.- Хвастовство.

к) Озвучивание видео - сюжета (пересказ от лица лягушки).

У.- Озвучите эпизод из мультфильма от лица лягушки, как жилось ей на новом месте. Какое качество проявляется в этом отрывке?

Д.- Болтливость, хвастовство.

У.- С какой интонацией надо озвучить, чтобы передать это качество лягушки?

Д.- Быстро, с интонацией восклицания.

VII. Обобщение.

У.- Так какой вы себе представили лягушку?

(Дети обобщают знания по составленной схеме.) (Приложение 3)

а) Работа с пословицей.

У.- Прочитайте пословицу “Хвастовство само себя наказывает”. Как понимаете пословицу?

У.- Подходит эта пословица к поведению нашей героини?

Д.- Да, промолчала бы она, не стала кричать, хвастаться, то долетела бы с утками до юга.

VIII. Творческая работа. ( Приложение 4)

У.- А сейчас давайте заглянем в нашу творческую мастерскую. Ребята из первой группы будут писателями и придумают другой конец сказки; ребята из второй группы напишут письмо лягушке; третья группа составит задачи про лягушек, уток; на уроке математике мы их решим.

IX. Проверка творческих работ.

( Дети зачитывают свои работы, обосновывают свой выбор)

X. Подведение итога урока.

У.- Чему учились сегодня на урок?