Главной целью образования всегда считалось развитие умственных, интеллектуальных задатков ребенка. Стремительный темп научно-технической революции неизбежно приводит к возрастанию учебных нагрузок, которые не способствуют улучшению здоровья учащихся.
Компьютеризация современной школы, внедрение вычислительной техники в учебный процесс без должного соблюдения возрастных ограничений отрицательно сказываются на здоровье, приводя к развитию резкого утомления у детей и подростков.
Наш бурный XXI век можно без преувеличений назвать веком гиподинамии, или пониженной подвижности, и гипокинезии – уменьшение силы и объема движений. Поэтому охрана здоровья детей одна из важнейших задач нашего времени. Ведь правильное, гармоничное развитие детей – залог здоровья будущих поколений. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого ребенка – это отношение человека к своему здоровью.
Цели программы:
- Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
- Пропаганда среди школьников и приобщение их к здоровому образу жизни.
- Воспитание потребности и умения школьников самостоятельно заниматься физкультурой, использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха.
- Воспитание учащихся в народных традициях.
Программа включает в себя четыре основных направления развития спортивно–оздоровительной системы работы в гимназии.
1 НАПРАВЛЕНИЕ
Содержание учебного материала
Основной и обязательной формой организации физической культуры в гимназии является урок, который строится в соответствии с общими педагогическими и методическими принципами физического воспитания в гимназии.
- Каждый урок физической культуры должен иметь целевую направленность, конкретные задачи.
- На уроках продолжается работа по выработке умений использовать средства физкультуры для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам, отдыха и досуга.
- Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития.
На уроках физической культуры в начальной школе решаются следующие задачи:
- Укрепление здоровья, улучшение осанки, стопы; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
- Овладение школой движений.
- Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты, точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости).
- Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.
- Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий.
- Приобщение к самостоятельным занятиям физическим упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выполнения предрасположенности к тем или иным видам спорта.
- Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.
- Для закаливания детей в гимназии проводятся уроки физической культуры на открытом воздухе:
сентябрь – легкая атлетика
январь, февраль, март - лыжная подготовка.
- Для укрепления здоровья учащихся в гимназии в апреле – мае проводятся уроки физической культуры в плавательном бассейне.
Главная цель уроков на свежем воздухе и в бассейне – закаливание и повышение уровня общей физической подготовки учащихся.
1. Для всестороннего развития личности программа предусматривает:
- Образовательно-развивающее направление:
секции по:
- спортивному ориентированию
- русские народные игры
- ОФП
2. Дальнейшее развитие культурно-оздоровительной работы предполагает:
- Укрепление гимназической спортивно-физкультурной базы:
- приобретение спортивного инвентаря
- Оборудование спортивной площадки:
- оборудование полосы препятствий
- оборудование площадки для подвижных игр
2 НАПРАВЛЕНИЕ
Массовая физкультурно-оздоровительная работа.
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.
1. Спортивные соревнования должны способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно больше детей, подростков и взрослых.
- Увеличить число занимающихся физкультурой возможно через расширение спортивных кружков и проводимых соревнований, через привлечение к соревнованиям детей разного возраста, а также родителей и активное участие в соревнованиях болельщиков.
- Подвижные игры – необходимая, жизненноважная разрядка, удовлетворяющая естественную потребность детей в активном движении, жажду деятельности, соревнования.
- Подвижные игры - важное средство развития ловкости, быстроты, силы, настойчивости, умения действовать в интересах коллектива, умения ориентироваться в сложной ситуации.
- Игровая деятельность участников соревнований вызывает у зрителей стремление стать такими же ловкими и смелыми, способствует сплочению коллектива учителей и учеников, передача опыта старшего поколения младшим, дает возможность по-новому оценить свое отношение к учебе, своему умственному и физическому развитию.
2. Воспитание учащихся в народных традициях, знакомство со спортивными народными играми.
- Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, вызывают интерес к народному творчеству.
- Народные игры не требуют спортивного дорогостоящего инвентаря, по содержанию – классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
- В данных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками и потешками.
Реализация данного направления
- Легкоатлетический пробег, посвященный Дню города.
- “Веселые старты”.
- Игра “перестрелка”.
- “Папа, мама и я – спортивная семья!”.
- Зимние состязания: соревнования на ледянках, взятие снежной крепости.
- Соревнования по русским народным играм: “Посигутки”, “Метание в летящий шар”, “Русские потешки”, “Богатырская застава”.
- А ну-ка, мальчишки”, “А ну-ка, девчонки”
- Смотр строя и песни.
3 НАПРАВЛЕНИЕ
Пропаганда здорового образа жизни среди детей.
Основная задача – довести до детей, что здоровье это драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, но и отказаться от пагубных привычек.
Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни – самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.
В целях пропаганды здорового образа жизни предполагается использовать следующие формы работы со школьниками:
- Конкурсы рисунков учащихся 1-2 классов на тему “ Мы любим спорт”.
- Конкурсы газет и плакатов среди учащихся 3-4 классов на тему “ Спорт – это жизнь”.
- Конкурсы сочинений учащихся 4 классов на тему “ Мы за здоровый образ жизни”.
- Проведение бесед на классных часах с учащимися 1- 4 классов по темам: “ Профилактика вредных привычек ”, “ Повышение защитных сил организма”, “ Как сохранить и укрепить свое здоровье ” и т.д.
- Посещение выставок, посвященных здоровому образу жизни.
- Создание в гимназии совета физкультурников, организация ее работы в рамках деятельности общегимназического совета.
- Поднятие статуса ответственных за организацию спортивной работы в классе, развитие этого направления работы в каждом классе.
- Чествование лучших гимназических спортсменов, создание имиджа “спортсмена – здорового человека”.
- Чествование лучших гимназических команд, привлечение в состав спортивной команды как можно большего числа гимназистов, улучшение спортивных достижений.
4 НАПРАВЛЕНИЕ
Совместная работа семьи и школы для воспитания здорового поколения.
Вспомним слова известного педагога В.Сухомлинского: “Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное”. Поэтому необходимо вовлечение родителей в работу по обеспечению здоровья учащихся. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребенка в учреждении. Между школой и семьей необходимо наладить дружеские, партнерские отношения. Школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной, творческой и здоровой их жизни.
Реализация данного направления
- Здоровье наших детей – в наших делах. (Итоги медосмотра, анализ состояния здоровья учащихся).
- Тематические родительские собрания.
- Консультации, беседы для родителей.
- Правильная организация отдыха для детей.
- Проведение совместных экскурсий, походов.
- Проведение спортивных мероприятий с участием родителей.
- Работа в попечительском совете.