Модульное изучение темы "Алкины"

Разделы: Химия


Цель урока: изучить свойства алкинов, использовав для этого знания об особенностях строения и свойств углеводородов.

Тип урока: модульное изучение темы.

Оборудование: учебник О.С.Габриеляна “Химия-10” ( профильное изучение), инструкция по работе с модулем, листы проверки заданий.

Текст инструкции для учащихся по работе с модулем “Алкины”

Инструкция по работе с модулем:

  1. Перед началом выполнения работы составьте “Лист самооценки”
  2. При выполнении данной работы необходимо переходить от одного блока модуля к другому последовательно, выполнив все задания блока и оценив свою работу по каждому блоку по предложенным критериям.
  3. Начинай выполнять работу, пользуясь материалом параграфа № 13 учебника.
  4. Если при выполнении каких либо заданий возникают затруднения – обратись за помощью к учителю.

Блок № 1

Входящий

Ответь на следующие вопросы:

1.Какие типы гибридизации углерода ты знаешь?

2.Какие виды ковалентной связи по способу перекрывания ты знаешь?

3.Какие виды изомерии ты знаешь?

4. Какие типы реакций углеводородов ты знаешь?

5.Какие типы реакций характерны для соединений с кратными связями?

Проверка заданий данного блока осуществляется следующим образом: после истечения времени, выделенного для выполнения этого задания ( 10 мин) ответы выводятся на экран проектора. За каждый правильный ответ 1 балл.

Блок № 2

Строение

  1. Дайте характеристику углеводородам ряда алкинов по следующему плану:
  1. Названия данного класса углеводородов. 2. Определение. 3. Тип гибридизации углерода. 4.Валентный угол. 5.Форма молекулы. 6.Вид связи ( с указанием количества сигма и пи связей) 7. Длина связи. 8. Суффикс, присутствующий в названии. 9Тривиальное название первого представителя класса алкинов.
  2. Для вещества 3,3-диметилпентин -1 укажите тип гибридизации каждого из атомов углерода, предварительно построив его структурную формулу.

Проверка заданий блока: проверьте правильность выполненного задания, сверив его с образцом на столе учителя. Максимальная оценка за данный блок 6 баллов.

Блок № 3

Изомерия и номенклатура

  1. Укажите количество и название видов изомерии для алкинов.
  2. Почему для алкинов нехарактерна пространственная изомерия?
  3. Для вещества состава составьте структурные формулы 3 пар изомеров каждого вида и назовите каждый из них.

Проверка: проверьте у учителя данный блок. Максимальное количество баллов за данный блок 4.

Блок № 4

Физические свойства и способы получения алкинов

  1. Выпишите 3 способа получения алкинов, указав названия, условия и пример уравнений реакций.
  2. Составьте уравнение реакции получения алкина из 1,2 – дихлорпентана реакцией дегидрогалогенирования.
  3. Чем алкины отличаются по физическим свойствам от алканов и алкенов?

Проверка: За выполненное 1 и 3 задание – 2 балла. Задание № 2 проверьте у учителя. 1 балл.

Блок № 5

Химические свойства алкинов.

1.Для алкинов характерны реакции общие со всеми углеводородами: реакции горения. Напишите в молекулярном виде уравнение реакции норения ацетилена. Отметьте особенность горения алкинов по сравнению с алканами и алкенами. Почему при ацетиленовой сварке не наблюдается коптящего пламени?

Проверка данного задания – 2 балла.

2Для алкинов характерны реакции присоединения как и для всех непредельных углеводородов. В чем особенности реакции присоединения алкинов в отличие от алкенов? Составьте уравнения реакций присоединения водорода, хлороводорода, брома, воды к ацетилену. Назови все вещества, укажи условия реакций.

Проверка: проверь правильность написания уравнений реакций, сверив с написанным на обратной стороне доски. 4 балла

3.Составь уравнения реакций димеризации и тримеризации ацетилена.

Проверка 1 балл.

  1. Особенностью алкинов является реакция замещения с соединениями металлов (проявление кислотных свойств). Напишите пример реакции замещения для ацетилена и пропина.

Проверка: правильно выполненное задание – 1 балл.

Блок № 6

Контролирующий

Выполните задание № 4 после параграфа 13 ( 1 вариант под буквой а, 2 вариант под буквой б). Данное задание проверяет учитель. Максимальный балл за данное задание 4.

Максимальное количество баллов, которые может набрать учащийся в данной работе:30.