Программа развития муниципального образовательного учреждения “Краснинская средняя общеобразовательная школа” на 2006-2009 года представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые и конечные результаты.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы предполагается создание модели “Сельская профильная школа”, которая учитывает специфику, организацию и условия сельской школы. Ведь сельская школа – это совершенно особое образовательное учреждение. Наиболее ярко она проявляется в сравнении с городской школой и определяется она, прежде всего, её природным окружением, образом жизни сельских жителей, их отношением к школе.
Поэтому возникла необходимость разработки данной программы развития, обусловленная действием политических, экономических, социальных и технологических факторов.
Муниципальное образовательное учреждение “Краснинская средняя (полная) общеобразовательная школа” открылась на территории села в 1872 году, как трехклассная министерская школа Томской губернии и на протяжении многих лет считалась лучшей волостной школой и самой большой по численности. (В настоящее время в школе обучается около 400 учащихся) Лучшие традиции, заложенные в те годы, продолжаются и по сей день.
Нашу школу всегда отличали ДОБРО, ЛЮБОВЬ, СОЗИДАНИЕ.
Школа работает в две смены.
Продолжительность урока – 40 минут.
Школа располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами.
Из 41 педагога
- Отличников народного образования – 7
- почетный работник образования – 3
- обладатели гранта Сороса – 4 педагога
- лауреаты областного конкурса “Учитель года” - 2ч.
Из анализа полученных данных видно, что коллектив стабильный, творческий.
Специфика сельской школы заключена в том, что в ней обучаются дети с различными способностями и возможностями.
Обучающиеся – жители села Красного. Большинство родителей -25% занято в сельском хозяйстве;
- доля служащий и творческих работников – 25%
- доля безработных и пенсионеров составляет – 40%
Родительский заказ весьма дифференцирован: от полного отсутствия требований до высокого качества образования.
В социальном плане школа объективно находится на передовой обеспечения социальной мобильности, содействующей проектированию будущего различных социальных слоев: рабочих, работников сельского хозяйства, интеллигенции.
социальный портрет школы был бы не полный без карты здоровья учащихся школы.
- I группы – 25%
- II группы – 69% (большой процент учащихся, относящихся ко второй группе здоровья – заболевание кариес)
- III группы - 6%
Кроме проблем, возникающих с физическим здоровьем учащихся, школа диагностирует и качество морально-нравственного здоровья детей и с целью выбора направления работы с детьми, склонным к асоциальным поступкам, т.к. в условиях рынка сельская школа столкнулась с проблемой ранее никогда не стоявшей – “дети вне образования”.
Школа организует целенаправленную работу с данной категорией учащихся. На базе школы действует совет профилактики правонарушений, который постоянно взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних, с районным центром “Здоровье”, с родительской общественностью школы.
В школе учится 22 ребенка, находящиеся под опекой (взятые из детского дома), поэтому продуктивно работает школа опекунов.
Удаленность села от районного центра (г. Ленинск-Кузнецкий) составляет 49 км и социальная характеристика социума позволяет сделать выводы о том, что наша школа учит детей с различными возможностями на уровне максимума их способностей.
При средних показателях качества обученности школа сильна крепкими традициями в дополнительном образовании детей. Воспитательная служба школы сотрудничает с учреждениями образования и культуры, находящимися на территории села.
Учащиеся по желанию посещают Воскресную школу.
В школе создана детская юношеская организация “Союз девчонок и мальчишек” с 1994 года, которая объединяет учащихся 1-11 классов.
Имеет свою структуру и свою символику.
С 2001года школа является федеральной экспериментальной площадкой по совершенствованию структуры и содержания общего образования. А с 2003 года – экспериментальная площадка по переходу на предпрофильное и профильное обучение.
Учителями школы разработаны и апробированы элективные курсы и спецкурсы, модульные курсы для детей, начиная с первой ступени обучения.
Педагогами широко используются современные образовательные технологии, позволяющие повышать мотивацию к обучению, стабильность учебных достижений; рост потребности участия в конкурсах, олимпиадах; повышение поступления процента учащихся в ВУЗы.
В образовательном учреждении созданы условия для того, чтобы обучающиеся имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями.
Все образовательные программы, реализуемые школой, основаны на базисном учебном плане 2004 года.
В школе прививается любовь к земле, родному краю. 37 лет на базе школы работает ученическая производственная бригада “ПРОСТОР”. Доход распределяется на премии членам бригады, на ремонт техники (в школе 9 единиц сельскохозяйственной техники), на улучшение материальной базы школы.
Педагогический коллектив при разработке программы развития поставил перед собой цель:
Создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, мог получить качественное образование и реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.
В основе концепции “Сельская профильная школа” лежат следующие концептуальные идеи и принципы, выдвинутые Воронцовым, Климовым, Ямбургом, Кордонским и др.:
- идея рефлексивности
- идея включения субъектного опыта личности, обоснованная Д.Б. Элькониным,
- идея регулирующей функции сознания,
- идея влияния интересов, склонностей и способностей на выбор профессии, высказанная в исследованиях Е.А. Климова, В.Л. Сластенина,
И выстраиваем на таких подходах как:
- личностный подход,
- принцип ценностных ориентаций
- принцип гуманизации
- принцип целостности
- принцип непрерывности;
- принцип индивидуализации
- принцип здоровьесберегающего управления
- принцип открытости образования
- принцип стандартизации
Основная идея создания новой модели сельской профильной школы состоит в том, что образование здесь должно быть индивидуализированным, функциональным и эффективным, сохраняющим здоровье всех участников образовательного процесса.
Программа развития рассчитана на три года, с января 2006 – по май 2009 года, и включает в себя 4 этапа: подготовительный, поисковый, основной и заключительный.
- подготовительный январь 2006- май 2006 созданы условия для реализации основных идей программы развития, осмысление противоречий и предпосылок развития школы.
- поисковый - 2006 – 2007 – начало реализации программы, в рамках эксперимента по профильному обучению реализуется химико-биологический профиль и универсальный, дающий возможность обучающимся в этом классе получить профессии: для девушек – “Продавец продовольственных товаров”, для юношей – “Тракторис-машинист”.
- основной – 2007 – 2008 - В соответствии с характеристиками концепции “профильная сельская школа” вводится физико-математический профиль.
- заключительный 2008-2009, на котором педагогический коллектив должен обеспечить реализацию системы образовательных услуг с учетом индивидуальных особенностей учащихся, развития их природных данных, личностных качеств, проектирование профессиональной карьеры, жизненного самоопределения.
Эффективность реализации программы развития возрасте, если при обучении детей, не зависимо от их способностей, будут составлены индивидуальные программы развития каждого ученика – его развития на текущий учебный год (учеба, самовоспитание, укрепление здоровья и т.д.) и проектирования всей жизни.
Выстраивая образ выпускника сельской школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог развития личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
При наличии на сельской территории единственного общеобразовательного учреждения родители имеют небольшую возможность выбора для своих детей образовательных услуг, в тоже время школа не имеет возможности конкурсного отбора детей.
Сельская профильная школа – это место, где каждый ребенок вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей сможет получить качественное образование и простроить свою индивидуальную траекторию развития, как показывает опыт это для сельской школы актуальным становится деление детей не на профильные классы, а на группы, что позволит в конечном итоге выйти на индивидуальные учебные планы.
Сельская профильная школа – общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие детей на всех ступенях обучения, с профильными группами на 3-й ступени и с индивидуальными планами, обладающая своей системой в воспитании гуманистического типа, с расширенной сетью дополнительного образования, что дает сельскому ребенку оказаться в равных условиях с городскими сверстниками, при поступлении в ВУЗы и Сузы и на рынке труда.