Интегрированный урок "Родная природа в русской живописи и литературе"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Образовательный компонент: - расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и кругозора в изобразительном искусстве;
  2. - формирование у учащихся способности участвовать в диалоге литературы и живописи;

    - совершенствовать навыки выразительной речи и чтения текстов (прозаических и поэтических) наизусть.

  3. Развивающий компонент: - развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
  4. - расширение знаний о пейзаже, как гармоничном сочетании чувств художника и поэта.

  5. Воспитательный компонент: - воспитание эстетического вкуса, любовь к творчеству, природе родного края.

Оборудование: на доске – репродукции картин художников И. Левитана “Золотая осень”, В. Серов “Октябрь”,

И. Шишкина “На севере диком”, А. Пластов “Первый снег”, К. Юона “Мартовское

солнце”, В. Бельницкий-Бикуля “Калужница зацвела”, И. Левитан “Березовая

роща”, Ф. Васильев “Перед дождем”; тема и эпиграф урока.

На стене – работы учащихся по теме пейзажей.

Для создания творческого единства – столы можно поставить замкнутым кругом.

Музыкальное сопровождение – Времена года”, П.И.Чайковский

Участники урока: учащиеся + преподаватель + родители.

Форма урока: интегрированный устный журнал.

Эпиграф урока:

Нет, не пейзаж влечет меня
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

И.А.Бунин

План урока:

1.Вводная часть: вступительное слово учителя.

2.Основная часть: каждая страница строится по схеме 2-3 ч. читают стихотворение - 1 учащийся- “искусствовед” рассказывает о картинах художников (Как художник видит время года) – завершают страницу чтением стихов о времени года.

1 страница:“Осень”.

2 страница – “Зима”.

3 страница – “Весна”.

4 страница – “Лето”.

5 страница – слово родителям (1 -2 выступления о родном крае)

Заключительная часть: слово учителя.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Сегодня мы проводим урок в виде устного журнала. Тема журнала, читаемого нами, “Родная природа в литературе и живописи”.

Неспроста эпиграфом нашего урока являются слова:

Нет, не пейзаж влечет меня
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

И.А.Бунин.

Пейзаж - переводится с французского как “местность, страна”. Сегодня трудно представить, что во второй половине XVIII века пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем-то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилий многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая картина или портрет. Развитие пейзажа превратилось в интереснейшее стремление запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной вид природы.

Природа нашей страны удивительно красива и многообразна: бескрайние моря, широкие поля, дремучие леса, полноводные реки… и сегодня читая наш журнал мы увидим это многообразие русской природы такой как нам показывают ее художники и поэты.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей…

Н. Заболоцкий, “Вечер на Оке”.

II. Основная часть.

I страница. “Осень”.

- “Осень”, М. Лермонтов. (Приложение)

- “Осенняя песня”, А. Кудрин. (Приложение)

Осенью торжественна и красива на картине Исаака Ильича Левитана “Золотая осень” Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки – это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая жухлой травой.

Поистине осень – это чародей цвета.

Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру. Тихо в лесу. Нет – нет да раздастся лишь шорох падающих листьев. Зачарован лес последними погожими деньками. Стоит, словно приукрасился к звучному празднику. Каких только оттенков не увидишь! Тут и тяжелая последняя зелень, и первая позолота, и просинь просек и опушек.

- “Осенняя роза”, А. Фет. (Приложение)

В творчестве Валентина Александровича Серова есть портреты, пейзажи, картины на исторические темы, рисунки, наброски, иллюстрации к басням И.Крылова. перед нами репродукция картины “Октябрь. Домотканово”. В этой небольшой по размеру картине художник удивительно точно передает приятное, но вместе с тем немного грустное настроение, которое испытывает человек в серый октябрьский день. На переднем плане мы видим мальчика в отцовском картузе, рядом пасутся лошади, дальше – сараи, пашня, деревья с облетевшими листьями. Картина отличается золотисто-серебристыми сочетаниями красок, четким рисунком, мастерством исполнения. Композиционное расположение картины по горизонтали подчеркивает необъятные просторы деревенского пейзажа.

- “Осень”, А. Пушкин. (Приложение)

II страница. “Зима”.

- “Зима”. С.Есенин. (Приложение)

- “Зимняя дорога”, А. Пушкин. (Приложение)

Посмотрите на картину Ивана Ивановича Шишкина. Суровые тучи, снежные дали и на крутом утесе могучая, величественная сосна – одна среди безмолвия ночи. Озаренная холодным светом луны.

Красивое сочетание серо-голубых и сиренево-серых тонов, объединенных “серебристым” тоном, придает картине гармоничность и целостность.

- “На севере диком…”, М. Лермонтов. (Приложение)

Аркадий Александрович Пластов в картине “Первый снег” показывает радостное чувство через яркий белый снег, падающий хлопьями на землю. Наспех одетые мальчик и девочка выбежали на крыльцо деревенской избы и любуются первым, ослепительно белым, пушистым снегом. В дали виднеются деревенские дома, дорога, деревья и всюду хлопья мягкого, пушистого снега. Сочетание серебристо-серых и коричневых цветов деревенских домов, сучьев деревьев, одежды детей и ослепительно белого снега, сказочным узором украшающего все вокруг, способствует передаче чувства расти, которое испытываешь, глядя на картину. Так и хочется встать рядом с восторженными людьми на крыльцо и протянуть руки к падающим хлопьям снега.

- “Мороз – воевода”, Н. Некрасов. (Приложение)

- “Многоснежная зима”. (Приложение)

III страница. “Весна”.

- “Весна”, А. Плещеев. (Приложение)

- “Весенние воды”, Ф.Тютчев. (Приложение)

Широкую известность получила картина замечательного художника Константина Федоровича Юона “Мартовское солнце”. С большим мастерством в картине передается радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца. Мы видим деревенскую улицу, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчавшимися белыми облаками. Но пейзаж не существует сам по себе, он тесно связан с жизнью человека, его трудом, и не случайно. Художник изображает на переднем плане двух деревенских ребят на лошадях. Эти ребята сразу наполняют картину жизнью – и пейзаж весь преображается.

- “Весна”, А.Майков. (Приложение)

Витольд Бельницкий-Бикуля широко известен как мастер лирической передачи различных состояний родной природы. Этюд “Калужница зацвела” - выполнен прямо с натуры. Этюд отличается целостностью, убедительностью, завершенностью образа природы. Художник изображает теплый весенний день. Ласково греет солнце, освещая даль полей. Весело журчит ручей, по бережкам которого золотом отливают глазастые желтые цветы калужницы. Все наполнено свежим, чистым весенним воздухом. Калужница зацвела – в этом радостное, победное шествие весны. Этюд построен на тонком сочетании сиренево-желтых, лилово-зеленых цветовых отношениях.

- “Догорел апрельский светлый вечер”…, И. Бунин. (Приложение)

IV страница. “Лето”.

- “На небе месяц – и ночная…”, Ф.Тютчев. (Приложение)

“Березовая роща” И.И. Левитана. Лирическое настроение этого полотна рождает в нас чувство просветленной радости. Это одно из самых музыкальных творений. Тончайшая гармония мягких цветовых отношений – неба, земли, деревьев – рождает ощущение невидимого движения воздуха. Вся картина понизана ярким летним солнцем. Под лучами солнца серебром отливает густая изумрудная зелень травы и листьев берез. В картине художник очень точно нашел цветовое и тональное отношения стволов берез (на свету и в тени) и травы. От картины веет радостным праздничным настроением яркого летнего дня.

- “Летом”. (Приложение)

Прославленный русский пейзажист Федор Александрович Васильев любил изображать родную природу и различные ее состояния в картине “Перед дождем” художник с присущей ему лиричностью и глубиной передает состояние природы перед вот-вот начинающимся дождем и грозой. О надвигающейся грозе говорит все – и спешащие женщины на мосту, подгоняющие гусей, и темная грозовая туча, закрывшая все небо, и гнущиеся под сильным, резким ветром деревья, встревоженные птицы, луч солнца, пробившийся с трудом сквозь тучи и в последний раз осветивший мостик, берега речки, деревья. В картине настроение передается четкостью композиционного построения, ясностью рисунка, сочетанием темно-синих, фиолетово-коричневых красок с нежно-желтыми и светло-зелеными резкими тональными отношениями света и тени.

-“Если жизнь тебя обманет…”, А.Пушкин. (Приложение)

V страница.

Слово нашим родителям.

“Урал”, Людмила Татьяничева.

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах, на ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озера
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звездный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

III Заключительная часть.

Заключительное слово учителя.
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
Говорят: талант от бога
Этим дан, а этим нет…
Всем, зато дана дорога –
Кто, какой оставит след?

Ф. Тютчев

Я искренне желаю Вам всегда встречаться с красотой в жизни, литературе, живописи и оставить красивый и памятный след на земле – пусть это будет след любви и доброго отношения в ваших помыслах и делах.

Приложение. Стихи русских поэтов.