Предпрофильная работа с учащимися в образовательной области “технология” как элемент довузовской подготовки
Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы.
Предпрофильная подготовка должна представлять собой систему психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, в которой ученик включен в различные сферы практической деятельности и имеет возможность выбора предпочтительного вида и характера деятельности в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами через посещение элективных курсов.
Реализация в предпрофильных классах элективных ориентационных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования и предполагает использование следующих потенциальных возможностей повышения готовности учащихся к самообразовательной деятельности: самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации; сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами; информационная поддержка образовательной деятельности учащегося с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, телекоммуникационных средств; проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов, эвристических контрольных работ; включение в учебную деятельность экскурсий на предприятия и специализированные выставки; социальные и предпрофессиональные практики на адаптационных рабочих местах и др.
Элективные курсы могут быть весьма разнообразными и выбираются исходя из конкретных условий (подготовка учителей и преподавателей, материально-техническая база, запросы учащихся и региональной специфики рынка труда и рынка образовательных услуг).
На протяжении двух лет МОУ “СОШ № 37” является участником городского эксперимента по организации предпрофильной подготовки учащихся. И вот уже дважды, я опробирую авторский элективный курс “Основы автослесарного мастерства” для учащихся 9 класса.
Организация учебного процесса в ходе преподавания данного элективного курса направлена мною на создание условий для социально-профессионального самоопределения учащихся, связанного не только с выбором направления, но и предпочтительного вида трудовой деятельности, а также необходимого для этого уровня профессионального образования. Ориентация учащихся на определенные профессии (перспективы продолжения образования после школы) в рамках выбранной сферы позволяют использовать сетевое взаимодействие школы и другой школы. В элективном курсе “Основы автослесарного мастерства” подразумеваются экскурсия и выполнение лабораторных работ №. 1, №. 2 в автоклассе соседней МОУ “СОШ № 46”.
В ходе прохождения данного элективного курса учащиеся:
- знакомятся с основами теоретических знаний по устройству автомобиля;
- изучают разновидность двигателей внутреннего сгорания различных марок автомобилей;
- изучают разбирать и собирать узлы и агрегаты автомобиля
- знакомятся с профессиями водителя.
Таким образом, при преподавании данного курса для юношей 9 классов, ставлю перед собой задачу-способствовать развитию личностных и природных качеств и задатков, определяющих успех в сфере “человек – техника”.
По итогам 2005-2006 учебного года из 28 учащихся:
-19 чел. ( 68% )смогли получить первоначальное представление о профессии автослесаря, водителя;
-17 чел. (62%) повысилась мотивизация к учебной деятельности;
-9 чел. (32%) планируют дальнейшее обучение в БрГТУ на механическом, лесопромышленном факультетах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // школьные технологии. – 2002. - № 4. – с. 79-91.
- Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие /Научна редакция С.Н. Чистякова. – М.; АКП и ПРО, 2003. – 102С.