Цель: ознакомление с проверкой слов с парной согласной на конце; овладение последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.
Оборудование: фигурки сквозных персонажей, магнитная азбука, карточки с заданием для каждого ученика, рабочая тетрадь, учебник, зеленая и красная ручки у детей.
Ход урока.
I. Орг. момент
- Ребята, сегодня урок будет особенный. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретенных знаний.
- Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках.
- За каждый правильный и четкий ответ я буду давать жетон. Постарайтесь собрать их побольше до конца урока.
II. Постановка проблемы. Знакомство с темой урока.
- – Вот какую проблему нам предстоит решить:
В нашем русском языке
“Ходят парами” бэ-пэ
вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят.
Но у нас не детский сад?
Мы решим проблему эту?
А расскажем всему свету?
Предстоит сегодня вам
Все расставить по местам. - Работа с магнитной азбукой (парные согласные)
- А вот и “хитрые подружки” из магнитной азбуки. Расставьте их парами.
- Чем похожи все эти буквы? (Согласные)
- На какие две группы можно их разбить? (Звонкие и глухие)
- Молодцы!
- Прочитаем тему урока. (Запись на доске).
III. Чистописание.
- Подготовим руку к письму. (Физ. минутка)
- Смотрит “хвост” в плечо ребёнка.
- – Запишите число, классная работа.
- В чистописаньи буквы
- Называем буквы.
- Произносим звуки.
- Пропишите буквы по образцу в тетрадях.
Пишет носик мягко тонко.
Я не буду ошибаться!
Буду думать и стараться!
Ручка ты моя, пиши!
Не отставай и не спеши!
Буду я писать красиво!
Ручке я скажу: “Спасибо!”.
“Хитрые, опасные”
Постарайтесь-ка запомнить
Парные согласные.б/п в/ф г/к д/т ж/ш з/с (Запись на доске)
IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- Прежде, чем вы начнете писать слова под мою диктовку, послушайте совет:
- Пишите слова в столбик с маленькой буквы.
- Еще несколько советов:
- Какую орфограмму надо подчеркнуть?
- Выполняйте!
- Молодцы!
Смотреть в тетрадь соседа,
Считаю, смысла нет.
Ведь нет у вас уверенности,
Знает ли сосед.
Зуб, клюв, слог, сад, уж, груз.
Если ошибка пробралась
В твою рабочую тетрадь,
Ты не спиши ее, дружок,
Бездумно исправлять!
Зеленой ручкой подчеркни
Опасные места!
Когда поймешь, как написать,
Исправишь их тогда.
Чтоб было четко и понятно,
Исправь ошибку аккуратно!
Старанье ваше я увижу.
Оценку я тогда не снижу.
(Парный согласный на конце слова.)
Физ./минутка. Встаньте, надо мозг “включать”,
“Носик-ушко” показать.
Ускоряем мы движенье.
Показали направленье.
Потянулись, улыбнулись,
Тихо на урок вернулись.
( Сквозные персонажи последовательно прикрепляю к доске магнитами).
- Петя Зайцев и Вова Колесников тоже писали под мою диктовку. Вам интересно узнать, как они справились с работой?
- Откроем первое слово.
- Подумайте, кто из них правильно написал парную согласную на конце? У кого другое мнение?
- А какую букву написали вы? Кто написал другую букву?
Петя Вова
зуб зуп
V. Ознакомление с проверкой слов с парной согласной на конце.
Чтоб узнать нам кто прав, а кто нет,
В ходе рассуждений получим ответ.
- Мне нужен помощник.
- Какой звук слышен в конце слова зуб? ([п]) обозначим
- Он звонкий или глухой? (Глухой)
- Соответствует написанной букве? (Нет)
- Вот где опасность! Звук стоит в слабой позиции. Надо сделать его сильным!
- Какое слово подобрали? (Зубы). Запишем.
- Теперь какой звук слышим? ([б])
- Он звонкий или глухой? (Звонкий).
- Соответствует звук букве? (Да).
- Подчеркните согласную и следующую за ней гласную буквы. (Зубы). Она поставила согласный звук в сильную позицию.
- В какой позиции звук в этом слове? (В сильной).
- Что общего между всеми словами? (Корень).
- Выделите его. Как называют слова с одинаковым корнем? (однокоренные).
- Проверьте свою запись с образцом на доске.
- Теперь вы можете ответить на вопрос – Кто правильно написал слово? Исправьте ошибку у Вовы. А у вас правильно?
- Ребята, а ведь вы сейчас составили образец проверки слов с парной согласной на конце.
1. Слово мы произнесем,
c буквой звук соотнесем.
2. Будем слово изменять
и согласный проверять.
3. - Подберите другое проверочное слово. (Зубок).
зуб - зубы – зубок
- Трудно было это сделать?
VI. Овладение алгоритмом действий.
1. - Хотите узнать, чем занималась на уроке Катя Персикова?
- А теперь обобщим нашу работу.
- Для чего нужно знать парные согласные?
- Что нужно делать, чтобы грамотно писать парные согласные на конце слова?
- Прочитаем правило в учебнике (с. 138).
- Ребята, вы отлично справились с работой.
- Настало время проверить прочность ваших знаний и умений.
- Вова Колесников написал текст на карточках и раздал вам для проверки. Напишите свою фамилию в карточке и проверьте, как настоящий учитель красной ручкой.
- В конце текста напишите число ошибок, которые вы исправили. Если вы найдете все ошибки, то получите два жетона за орфографическую зоркость. (В карточке 7 ошибок).
- Как вы думаете, какой корнеплод выбрал крот?
- Сколько ошибок допустил Вова?
- Какие советы вы дадите ему?
- Чему учились? Чему научились?
- Что на уроке понравилось больше всего?
- Выставление оценок.
- Кто набрал 4 и более жетонов? Вы получаете за работу “пять”.
- Кто набрал 3 жетона? Ваша оценка “четыре”.
- Все были молодцы!
- Д/задание: выписать из книги для чтения 3 слова с парной согласной на конце, проверить по алгоритму.
(фигурка крепится к доске).
- Она не только грамотно написала слова диктанта, но и следила за ходом наших рассуждений и записывала ключевые, главные слова – наши действия. Вспомним их порядок – алгоритм. (Алгоритм крепим к доске).
Алгоритм
Сравни Что сравнили? (Зуб и зубок).
Измени Что изменяли? (Форму слова).
Подбери Что подбирали? (Однокоренное слово).
Подчеркни Что подчеркивали? (Орфограмму).
Выдели Что выделяли? (Корень).
2. - В русском языке встречаются слова, к которым трудно подобрать несколько проверочных слов.
Я в помощь вам даю подмогу.
И дальше в путь, друзья, в дорогу!
(“Подмога” крепится к доске).
Подмога
Ласково (слово можно изменить, чтобы звучало ласково).
Много (изменить количество и станет много).
Нет (добавить “нет” - изменить форму слова).
Какой? (это слово будет называть – признак).
Что делать? (задай вопрос, и слово будет работать).
3. - Используйте алгоритм и “подмогу” при проверке слов парной согласной на конце. Продолжим проверять слова.
[ф] в
клюв клювы клювик клюф
[к] г
слог слоги слоговой слок
4. – Кто понял, как проверять парный согласный на конце слова? Молодцы! Выполняйте работу самостоятельно. Если не уверены в своих силах, продолжайте работу с нами.
[т] д
сад сады садовый сат
[ш] ж
уж ужи ужак уш
[с] з
груз грузы грузить грус
- Молодцы!
VII. Закрепление полученных знаний и умений.
Работа по карточкам
Карточка.
Проверил___________________________
Жил-был крот. Он прорыл хот в огорот. Крот нашел клат. Это были моркофь и лук. Высунул крот ноз и понюхал корнеплоды. Взял один и пополс обратно. Какой корнеплот выбрал крот?
Проверка.
Почему? (Ответы детей).
VIII. Итог урока
- Урок окончен!