Цели: 1) повторить правописание слов с проверяемым безударным гласным в корне;
2) повторить правописание изученных словарных слов;
3) познакомиться с новой группой словарных слов, запомнить их написание при помощи мнемотехнических приёмов;
4) проверить усвоение правила написания большой буквы в именах собственных.
Оборудование: карточки с изображением зимы, травы, лисы, горы, гнезда, совы, следов, реки, змеи, грибов; плакат с группой словарных слов; карточки.
1.Организационный момент.
2.Повторение пройденного.
1) Сегодня мы вспомним, как пишутся имена, отчества, фамилии людей и клички животных. Но в начале урока повторим правописание безударных гласных и познакомимся с новыми словарными словами.
Мы с вами знаем, что если в слове больше одного слога, то один гласный звук произносится сильнее остальных. Как он называется?
Он называется ударным.
Как называются остальные гласные в этом слове?
Они называются безударными.
Что нужно делать, чтобы правильно написать слова с безударными гласными?
Безударные гласные надо проверять, для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
2) Работаем устно. Я показываю картинки, вы называете одним словом то, что на них изображено, подбираете проверочное слово и говорите, какую букву нужно писать на месте безударного гласного звука. (Зима, трава, лиса, гора, гнездо, сова, следы, река, змея, грибы)
Зима – проверим зимы, пишем букву и.
Трава – травы, пишем букву а.
Это были слова, правописание безударных гласных в которых можно проверить. А как называются слова с непроверяемыми написаниями?
Они называются словарными.
3) Ребята, вчера к нам в класс пробрались мыши и погрызли некоторые слова. Посмотрите, что от них осталось: …рока, … рошо, …бака, …нал.
Подумайте, какие это были слова? Какие слова входят в одну группу с этими словами? Произнесите их орфографически.
Сорока, ворона, молоко, корова, воробей, город, мороз.
Скоро, быстро, хорошо, весело.
Девочка, собака, коньки.
Деревня, петух, ребята, пенал, тетрадь.
3. Изучение нового материала.
1) Сегодня мы познакомимся с новой группой словарных слов. Поможет нам в этом волшебная книга. Кто сегодня из вас хочет побыть волшебником?
(Вызванный ученик надевает учёную мантию, шапочку, берёт в руки волшебную палочку и произносит волшебные слова: “Мы правила изучим, писать себя научим”. Затем достаёт список слов и прочитывает их орфографически.)
Эти слова будут часто встречаться в вашей жизни, поэтому их написание нужно очень хорошо запомнить.
( На доску вешается плакат со словами.)
Работа
Сапоги
Пальто
Машина
Завод
(Проводится краткий орфографический разбор каждого слова.)
Еще раз проговорим хором эти слова. Запишите их в словарик.
Придумайте предложение или несколько предложений, помогающих запомнить эти слова.
Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.
Какую букву мы запоминаем во всех этих словах?
Букву А.
Во что или в кого мы её превратим при помощи волшебной палочки?
Буква А – это рабочий, труба на заводе, дверь в машине.
(Учитель рисует на доске, дети – в словариках.)
Посмотрите, какой симпатичный рабочий у нас получился. Сразу видно, что работает на заводе он добросовестно. А вы где-нибудь работаете? Какая ваша главная работа?
Учёба.
Ещё раз посмотрите на словарные слова, запомните их.
Закройте словарики.
Какое слово было первым? Произнесите его так, как оно пишется.
Какое слово было последним? Вторым? Пятым? Третьим?
2. На прошлом уроке мы с вами говорили об именах собственных. Вспомните, что относится к именам собственным? С какой буквы их нужно писать?
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, морей, рек, озёр, улиц пишутся с большой буквы.
Работаем в тетради (письмо под диктовку).
Маша, Петя, Дима, Люба, Вика, Коля, Надя, Миша, Рита, Вова, Витя, Лиза, Аня, Вася.
Назовите полные имена, образуйте от мужских имён женские и мужские отчества.
На прошлом уроке мы говорили, что фамилии могут быть образованы от имён. Например: Дмитрий – Дмитриев, Максим – Максимов.
Подумайте, какими именами можно проверить следующие фамилии: Михайлов, Иванов, Васильев, Николаев, Алексеев, Степанов, Григорьев, Романов, Борисов.
Михайлов – проверим Миша, пишем букву И.
Иванов – проверим Ваня, пишем букву А.
3.Работа по карточкам.
В карточках написаны словосочетания, в каждом слове пропущена первая буква. Подумайте, где нужно поставить большую букву, а где – нет. (Учитель читает, дети вставляют буквы.)
…иблиотекарь …етрова …ветлана …лексеевнв, …осед …еоргий …аксимович, …рат …ена, абушка …ера …нтоновна, …читель …ладимир ндреевич …айцев, ётя …аня.
4 Физкультминутка.
5.Закрепление пройденного.
1) Работа по учебнику: стр. 17, упр.28, 29, 32. (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней нач. шк. В 2 ч. Ч.1 - М.; Просвещение, 2004.)
Спишите, подчеркните большую букву в кличках животных.
2) Сегодня вам прислал карточки ваш старый знакомый. Как его зовут? Что вы про него знаете?
Его зовут Буквомор.
Самого Буквомора никто не видел, но многие о нём слышали. Каждый вечер выползает он из своего убежища, хватает зазевавшиеся слова, откусывает от них самые вкусные, по его мнению, буквы и снова уползает в свои пещеры. Покусанные слова приходят за помощью к Бабе Яге, та их лечит, как умеет: где-то пошепчет заклинания, где-то отваром из мухоморов польёт, а где-то пришьёт запасные буквы, как заплатки. От такого лечения, сами понимаете, мало толку – Баба Яга ведь не доктор. Мы ей помогаем: проверяем, нет ли ошибок в словах, если что – относим в больницу.
(Детям раздаются карточки с текстом из 3-4 предложений, в которых есть ошибки на изученные правила. Количество ошибок указано.)
За 2 минуты вы должны исправить все ошибки.
6. Итог урока.
Что мы узнали нового на уроке, что повторили?
Домашнее задание (стр.19, упр. 31)
Оценки.