Цели:
- формировать представление о смешанных числах, способность к записи
- тренировать умение решать задачи на части;
- закрепить и систематизировать знания на нахождение части числа и числа по его
- тренировать вычислительные навыки;
- развивать речь, внимание, мышление;
- вспомнить экономические понятия “доход”, “расход”, “бюджет семьи”.
неправильной дроби в виде смешанного числа;
части;
Ход урока
I Организация учебного процесса
- Сегодня на уроке мы закрепляем умение решать задачи на части и продолжим изучать новое.
- Я уверена, что наша работа будет еще более успешной, чем на предыдущих уроках. Пожелаем друг другу успеха. Что поможет нам добиться успеха?
(дружная работа, внимательность…)
С ошибкой справится любой:
Ведь рядом друг всегда с тобой
- Как вы понимаете смысл этого предложения?
II Повторение основных способов действия
- Как найти часть числа?
- Чтобы найти часть числа, надо число разделить на знаменатель и умножить на число.
- Как найти число по его части?
- Чтобы найти число по его части надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель.
- В каких заданиях мы можем использовать полученные знания? (При решении задач)
III Самостоятельная работа по вариантам на индивидуальных листках:
I вариант
- Найди:
- Найди число:
- На базу Антарктиду доставили 22 собаки. Из 5/11 всех собак составили упряжку, на которой отправились в поход. Сколько собак не вошло в упряжку?
- Самолет пролетел 240 км, что составило 12 % всего намеченного пути. Сколько километров осталось пролететь самолету?
а) 5/8 числа 16;
б) 7 % числа 600.
а) 2/9 которого равны 8;
б) 5 % которого равны 35.
II вариант
- Найди:
- Найди число, если:
- Из 125 посаженных вдоль улицы деревьев 3/5 липы, остальные берёзы. Сколько посадили берёз?
- У бабушки было 600 рублей. На подарок внуку она истратила 35% этих денег. Сколько денег осталось у бабушке?
а) 4/5 числа 20;
б) 28 % числа 300.
а) 3/8 его равны 240;
б) 46 % равны 92.
- Вы выполнили задание?
- Что нужно сделать дальше? (Надо проверить свою работу)
IV Самопроверка по эталону
- Кто, проверяя себя, все-таки нашел ошибку?
- Определите причину ошибки и исправьте её.
- У кого задание вызвало затруднение?
- В чем причина ошибок?
- Поднимите руки, у кого всё верно? Молодцы!
V Работа с учебником
с 24 № 9
1. Чтение задачи
2. Работа у доски
3. Работа по вариантам
4. Проверка
I вариант а
36 : 3 * 2 = 24 (л.)
36 – 24 = 12 (лягушат) - не пошли загорать
II вариант б
6 : 3 * 5 = 10 (гр.)
10 – 6 = 4 (гр.) – не подосиновиков
III вариант в
5 : 12 = 5/12 (ч) - взошла семян
- Вот такие задачи придумали для вас мальчики. Я вам тоже приготовила экономическую задачу.
- Назвать одним словом понятия: “зарплата”, “стипендия”, “пенсия”, “пособия”
Доходы – разные виды поступлений за определенный период
- Назвать слово, противоположное по значению слову “доходы”
Расходы – затраты, приобретения, оплата услуг.
Давайте вспомним что обозначает слово “бюджет семьи”
Бюджет семьи – денежный план семьи, который учитывает доходы и расходы за определенный период времени.
Бюджет Антона.
У Антона есть 24 монеты. Цена билета на автобус составляет 2/8 всей суммы. Может ли Антон доехать до бассейна и обратно и еще купить комиксы за 13 монет.
VI Актуализация знаний
- Назовите числа, которые являются данными задач
36; 2/3; 6; 3/5; 12; 5
- Разбейте их на 2 группы
I - натуральные числа;
II - дробные числа
- Чем натуральные числа отличаются от дробных?
(натуральные числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц)
VII Постановка проблемы
На доске записано число 2 1/3
- К какой группе можно отнести данное число?
- Что заметили интересного? (Состоит из целого числа и дробного)
Цель нашего урока:
- узнать название дроби состоящей из натурального и дробного числа;
- научиться записывать неправильную дробь в виде такой дроби.
VIII Открытие нового
– Как называются данные числа в математике вы узнаете, прочитав тему урока.
- Тема урока “Смешанные числа”.
- Какие числа называют смешанными? (Смешанными числами называются числа, состоящие из натурального и дробного числа)
- Прочитайте запись: 2 1/3 (Две целых, одна треть)
- Как вы думаете, число 2 1/3 больше 1 или меньше и почему? (Больше, так как 2 > 1)
- Какие дроби больше единицы? (Неправильные)
- Значит, неправильную дробь можно записать в виде смешанного числа? (Да)
- А правильную дробь? (Нет, так как она меньше единицы)
- Представим неправильную дробь 7/3 в виде смешанного числа
- Что предлагаете? (Записать дробь в виде частного и найти ответ)
7 : 3 = 2 (остаток 1)
7/3 = 2 1/3
- К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? (К тексту учебника).
- На стр. 22 вывод прочитайте самостоятельно
- Как называется натуральное число в смешанной дроби? (Целой частью)
- Что еще интересного узнали? (Смешанные дроби можно записывать в виде суммы)
- Каким образом? (Поставить знак “+” между целой и дробной частью)
IX Физ. минутка
Ветер тихо клен качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон и два наклон
Зашумел листвою клен.
X Первичное закрепление
стр. 22
№ 1, фронтальная работа: а), б)
№ 2, работа по вариантам и 2 человека у доски
Самопроверка
XI Самостоятельная работа
- Вы готовы выполнить похожее задание самостоятельно?
Сделайте сами № 6. Желаю вам успешной работы.
- Закончили работу?
Проверьте себя и зафиксируйте ее результат при помощи (+; ?)
XII Игра “Загадочные квадраты”
стр. 24 № 8
XIII Рефлексия учебной деятельности на уроке
Интересна и важна
Математика – страна,
Потому что всем, кто хочет,
Дарит знания она.
- Скажите, а математика просто дарит свои знания? (Нет, мы всегда сами открываем их!)
- Какова была цель нашего урока?
- Что нового вы узнали?
- Достигли мы этой цели?
- Теперь оцените свою собственную работу на уроке. И скажете себе, как каждый из вас лично разобрался в данной теме.
- Кто хорошо разобрался? Молодцы.
- У кого остались вопросы на конец урока?
- Что вы можете сказать о работе класса в целом?