Открытый урок математики в 4-м классе по теме "Смешанные числа" (по программе "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. формировать представление о смешанных числах, способность к записи
  2. неправильной дроби в виде смешанного числа;

  3. тренировать умение решать задачи на части;
  4. закрепить и систематизировать знания на нахождение части числа и числа по его
  5. части;

  6. тренировать вычислительные навыки;
  7. развивать речь, внимание, мышление;
  8. вспомнить экономические понятия “доход”, “расход”, “бюджет семьи”.

Ход урока

I Организация учебного процесса

- Сегодня на уроке мы закрепляем умение решать задачи на части и продолжим изучать новое.

- Я уверена, что наша работа будет еще более успешной, чем на предыдущих уроках. Пожелаем друг другу успеха. Что поможет нам добиться успеха?

(дружная работа, внимательность…)

С ошибкой справится любой:
Ведь рядом друг всегда с тобой

- Как вы понимаете смысл этого предложения?

II Повторение основных способов действия

- Как найти часть числа?

- Чтобы найти часть числа, надо число разделить на знаменатель и умножить на число.

- Как найти число по его части?

- Чтобы найти число по его части надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель.

- В каких заданиях мы можем использовать полученные знания? (При решении задач)

III Самостоятельная работа по вариантам на индивидуальных листках:

I вариант

  1. Найди:
  2. а) 5/8 числа 16;

    б) 7 % числа 600.

  3. Найди число:
  4. а) 2/9 которого равны 8;

    б) 5 % которого равны 35.

  5. На базу Антарктиду доставили 22 собаки. Из 5/11 всех собак составили упряжку, на которой отправились в поход. Сколько собак не вошло в упряжку?
  6. Самолет пролетел 240 км, что составило 12 % всего намеченного пути. Сколько километров осталось пролететь самолету?

II вариант

  1. Найди:
  2. а) 4/5 числа 20;

    б) 28 % числа 300.

  3. Найди число, если:
  4. а) 3/8 его равны 240;

    б) 46 % равны 92.

  5. Из 125 посаженных вдоль улицы деревьев 3/5 липы, остальные берёзы. Сколько посадили берёз?
  6. У бабушки было 600 рублей. На подарок внуку она истратила 35% этих денег. Сколько денег осталось у бабушке?

- Вы выполнили задание?

- Что нужно сделать дальше? (Надо проверить свою работу)

IV Самопроверка по эталону

- Кто, проверяя себя, все-таки нашел ошибку?

- Определите причину ошибки и исправьте её.

- У кого задание вызвало затруднение?

- В чем причина ошибок?

- Поднимите руки, у кого всё верно? Молодцы!

V Работа с учебником

с 24 № 9

1. Чтение задачи

2. Работа у доски

3. Работа по вариантам

4. Проверка

I вариант а

36 : 3 * 2 = 24 (л.)

36 – 24 = 12 (лягушат) - не пошли загорать

II вариант б

6 : 3 * 5 = 10 (гр.)

10 – 6 = 4 (гр.) – не подосиновиков

III вариант в

5 : 12 = 5/12 (ч) - взошла семян

- Вот такие задачи придумали для вас мальчики. Я вам тоже приготовила экономическую задачу.

- Назвать одним словом понятия: “зарплата”, “стипендия”, “пенсия”, “пособия”

Доходы – разные виды поступлений за определенный период

- Назвать слово, противоположное по значению слову “доходы”

Расходы – затраты, приобретения, оплата услуг.

Давайте вспомним что обозначает слово “бюджет семьи”

Бюджет семьи – денежный план семьи, который учитывает доходы и расходы за определенный период времени.

Бюджет Антона.

У Антона есть 24 монеты. Цена билета на автобус составляет 2/8 всей суммы. Может ли Антон доехать до бассейна и обратно и еще купить комиксы за 13 монет.

VI Актуализация знаний

- Назовите числа, которые являются данными задач

36; 2/3; 6; 3/5; 12; 5

- Разбейте их на 2 группы

I - натуральные числа;

II - дробные числа

- Чем натуральные числа отличаются от дробных?

(натуральные числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц)

VII Постановка проблемы

На доске записано число 2 1/3

- К какой группе можно отнести данное число?

- Что заметили интересного? (Состоит из целого числа и дробного)

Цель нашего урока:

  • узнать название дроби состоящей из натурального и дробного числа;
  • научиться записывать неправильную дробь в виде такой дроби.

VIII Открытие нового

– Как называются данные числа в математике вы узнаете, прочитав тему урока.

- Тема урока “Смешанные числа”.

- Какие числа называют смешанными? (Смешанными числами называются числа, состоящие из натурального и дробного числа)

- Прочитайте запись: 2 1/3 (Две целых, одна треть)

- Как вы думаете, число 2 1/3 больше 1 или меньше и почему? (Больше, так как 2 > 1)

- Какие дроби больше единицы? (Неправильные)

- Значит, неправильную дробь можно записать в виде смешанного числа? (Да)

- А правильную дробь? (Нет, так как она меньше единицы)

- Представим неправильную дробь 7/3 в виде смешанного числа

- Что предлагаете? (Записать дробь в виде частного и найти ответ)

7 : 3 = 2 (остаток 1)

7/3 = 2 1/3

- К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? (К тексту учебника).

- На стр. 22 вывод прочитайте самостоятельно

- Как называется натуральное число в смешанной дроби? (Целой частью)

- Что еще интересного узнали? (Смешанные дроби можно записывать в виде суммы)

- Каким образом? (Поставить знак “+” между целой и дробной частью)

IX Физ. минутка

Ветер тихо клен качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон и два наклон
Зашумел листвою клен.

X Первичное закрепление

стр. 22

№ 1, фронтальная работа: а), б)

№ 2, работа по вариантам и 2 человека у доски

Самопроверка

XI Самостоятельная работа

- Вы готовы выполнить похожее задание самостоятельно?

Сделайте сами № 6. Желаю вам успешной работы.

- Закончили работу?

Проверьте себя и зафиксируйте ее результат при помощи (+; ?)

XII Игра “Загадочные квадраты”

стр. 24 № 8

XIII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Интересна и важна
Математика – страна,
Потому что всем, кто хочет,
Дарит знания она.

- Скажите, а математика просто дарит свои знания? (Нет, мы всегда сами открываем их!)

- Какова была цель нашего урока?

- Что нового вы узнали?

- Достигли мы этой цели?

- Теперь оцените свою собственную работу на уроке. И скажете себе, как каждый из вас лично разобрался в данной теме.

- Кто хорошо разобрался? Молодцы.

- У кого остались вопросы на конец урока?

- Что вы можете сказать о работе класса в целом?