Пояснительная записка
Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Для того чтобы у учащихся была реальная возможность выбора, число таких курсов должно быть значительным, а содержание – не дублировать базовый курс. Его необходимо дополнить элементами, которые могут быть использованы для подготовки школьников к выбору профиля обучения. С этой точки зрения большое значение приобретают курсы, расширяющие базовый курс информатики, дающие возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами.
Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по информатике, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после 9 класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с информатикой.
Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по информатике, а также изучение некоторых вопросов, выходящих за их рамки. Поэтому целесообразно включить предметно-ориентированный элективный курс “3D графика в среде 3D MAX ” в систему предпрофильной подготовки учащихся по информатике. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности.
Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не, только профессиональные художники и дизайнеры.
На любом предприятии время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или просто в выпуске рекламной листовки или буклета. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Основные трудозатраты в работе редакций и издательств также составляют художественные и оформительские работы с графическими программами.
В наше время трехмерной картинкой уже никого не удивишь. Люди осваивают азы трехмерного моделирования достаточно быстро. Но вот как стать настоящим профессионалом в области 3D -графики? Какая профессия является наиболее интересной и прибыльной? Решать вам, выбирайте.
Задачи, предлагаемые на данном курсе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить их способности к информатике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы доступные и интересные всем учащимся.
Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по информатике, должны быть деятельностно-ориентированными. Это способствует процессу самоопределения учащихся и помогает им адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки.
Основой проведения занятий могут служить проектно-исследовательские технологии, которые обеспечивают системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения нового знания и позволяют проводить разноуровневое обучение.
Организационно-методический раздел
Элективный курс “3D графика в среде 3D MAX“ рассчитан на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
Цели:
заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;
познакомить с принципами работы 3D графического редактора 3D МАХ.
сформировать понятие безграничных возможностей создания трёхмерного изображения
Задачи:
дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в 3D МАХ;
научить создавать трёхмерные картинки, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
ознакомить с основными операциями в 3D МАХ;
способствовать развитию алгоритмического мышления;
выполнить проект;
способствовать развитию познавательного интереса к информатике;
продолжить формирование информационной культуры учащихся;
профориентация учащихся.
В результате обучения
учащиеся должны знать: основы графической среды 3D МАХ, структуру инструментальной оболочки среды;
учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами в среде 3D МАХ, подготавливать рисунок в покадровую анимацию.
Программа специального курса состоит из пяти разделов:
Знакомство с программой 3D МАХ – 2 часа
Основы работы в 3D МАХ – 3 часа
Простое моделирование – 4 часов
Моделирование с помощью сплайнов – 5 часов
Анимация – 4 часов
В данном курсе в простой и ясной форме изложены наиболее доступные возможности сложной программы. Курс содержит уроки по изучению графического редактора 3D МАХ, а также большое количество примеров и иллюстраций. Модульная структура курса позволяет изучать широкие возможности этого редактора в зависимости от возрастных отличий школьников, их индивидуальных способностей и количества учебных часов. Пособие может быть полезно учителям информационных технологий, графики, ИЗО, школьникам и студентам, изучающим 3D МАХ.
Содержание программы спецкурса
Элективный курс “3D графика в среде 3D MAX“ рассчитан на 18 часов: 8часов – теоретических занятий, 8 Практических работ и 1часа – создание проекта и 1час – защита проекта. Курсу отводится 1 час в неделю для изучения в одном из полугодий в 9 классе. В качестве приложения предлагается набор раздаточного материала к некоторым практическим занятиям и варианты проектов.
Раздел 1. Знакомство с программой 3D МАХ (2ч).
3D графика. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса 3D МАХ. Структура окна программы. Панели инструментов. Основные операции с документами.
Учащиеся должны знать: назначение программы 3D МАХ, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с документами.
Учащиеся должны уметь: использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.)
Раздел 2. Основы работы в 3D МАХ (3 ч).
Примитивы работа сними. Выравнивание и группировка объектов. Сохранение сцены. Клонирование объектов. Внедрение в сцену объектов. Простая визуализация и сохранение растровой картинки. Практическая работа “Снеговик”.
Учащиеся должны знать: основы обработки изображений и работе с ней.
Учащиеся должны уметь: работать с примитивами, делать необходимые настройки, соединять объекты, выполнять различные эффекты примитивов, выполнять монтаж изображений.
Раздел 3. Простое моделирование (4 ч).
Назначение и настройка модификаторов. Практическая работа “Сказочный город”. Самостоятельная работа. Логические операции Boolean. Практическая работа “Пуговица”.
Учащиеся должны знать: правила работы с модификаторами, логическую операцию Boolean.
Учащиеся должны уметь: применять различные эффекты, создавать необходимые настройки этих инструментов.
Раздел 4. Моделирование с помощью сплайнов (5 ч).
Основы создания сплайнов. Создание трёхмерных объектов. Работа с примерами “Шахматные фигуры”. Самостоятельная работа “Шахматы”.
Учащиеся должны знать: понятие сплайнов, трёхмерный объект.
Учащиеся должны уметь: создавать и редактировать сплайны, оптимизировать, сохранять и внедрять.
Раздел 5. Анимация (4 ч).
Знакомство с модулем анимирования. Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами (создание, удаление, копирование, перенос, создание промежуточных кадров). Сохранение и загрузка анимации. Создание проекта.
Учащиеся должны знать: понятие анимации, кадра, алгоритм организации анимации.
Учащиеся должны уметь: создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.
Тематическое планирование курса
№ |
Тема |
Кол-во часов |
I. Знакомство с программой 3D МАХ. (2 час) |
||
1 | Демонстрация возможностей, элементы интерфейса 3D МАХ. | 1 |
2 | Основы обработки изображений. Изучение панели инструментов. | 1 |
II. Основы работы в 3D МАХ. (3 часа) |
||
1 | Примитивы. Выравнивание, группировка и сохранение объектов. | 1 |
2 | Практическая работа “Снеговик”. [2] | 1 |
3 | Простая визуализация и сохранение
растровой картинки. Клонирование и внедрение в сцену объектов из других файлов. |
1 |
III. Простое моделирование. (4 часов) |
||
1 | Назначение и настройка модификаторов. Практическая работа “Сказочный город” [2] | 1 |
2 | Самостоятельная работа “Сказочный город” | 1 |
3 | Логические операции Boolean. | 1 |
4 | Практическая работа “Пуговица”. [2] | 1 |
IV. Моделирование с помощью сплайнов. (5 часов) |
||
1 | Основы создания сплайнов. | 1 |
2 | Создание трёхмерных объектов на основе
спланов. Модификатор Lathe. Пример использования “Шахматы”. [2] |
1 |
3 | Модификатор Bevel. Пример использования “Шахматный конь”. [2] | 1 |
4 | Материал “Шахматное поле”. | 1 |
5 | Самостоятельная работа “Шахматы”. | 1 |
V. Анимация. (4 часа) |
||
1 | Анимирования. Сохранение анимации. Практическая работа “Простое анимирования”. [5] | 1 |
2 | Создание проекта. | 2 |
3 | Защита проекта. | 1 |
Литература
- Залогова Л. “Практикум по компьютерной графике”, Москва, 2003 г.
- Миловская О. “3d max – экспресс курс”, Санкт-Петербург, 2005 г.
- Рейнбоу В. “Энциклопедия компьютерной графики”, Питер, 2003 г.
- Чумаченко И. Н. “Всё самое необходимое о 3d max 6”, Питер, 2003 г.