Элективный курс "3D графика в среде 3DMAX"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Для того чтобы у учащихся была реальная возможность выбора, число таких курсов должно быть значительным, а содержание – не дублировать базовый курс. Его необходимо дополнить элементами, которые могут быть использованы для подготовки школьников к выбору профиля обучения. С этой точки зрения большое значение приобретают курсы, расширяющие базовый курс информатики, дающие возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами.

Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по информатике, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после 9 класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с информатикой.

Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по информатике, а также изучение некоторых вопросов, выходящих за их рамки. Поэтому целесообразно включить предметно-ориентированный элективный курс “3D графика в среде 3D MAX ” в систему предпрофильной подготовки учащихся по информатике. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности.

Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не, только профессиональные художники и дизайнеры.

На любом предприятии время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или просто в выпуске рекламной листовки или буклета. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Основные трудозатраты в работе редакций и издательств также составляют художественные и оформительские работы с графическими программами.

В наше время трехмерной картинкой уже никого не удивишь. Люди осваивают азы трехмерного моделирования достаточно быстро. Но вот как стать настоящим профессионалом в области 3D -графики? Какая профессия является наиболее интересной и прибыльной? Решать вам, выбирайте.

Задачи, предлагаемые на данном курсе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить их способности к информатике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы доступные и интересные всем учащимся.

Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по информатике, должны быть деятельностно-ориентированными. Это способствует процессу самоопределения учащихся и помогает им адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки.

Основой проведения занятий могут служить проектно-исследовательские технологии, которые обеспечивают системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения нового знания и позволяют проводить разноуровневое обучение.

Организационно-методический раздел

Элективный курс “3D графика в среде 3D MAX“ рассчитан на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.

Цели:

заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;

познакомить с принципами работы 3D графического редактора 3D МАХ.

сформировать понятие безграничных возможностей создания трёхмерного изображения

Задачи:

дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в 3D МАХ;

научить создавать трёхмерные картинки, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;

ознакомить с основными операциями в 3D МАХ;

способствовать развитию алгоритмического мышления;

выполнить проект;

способствовать развитию познавательного интереса к информатике;

продолжить формирование информационной культуры учащихся;

профориентация учащихся.

В результате обучения

учащиеся должны знать: основы графической среды 3D МАХ, структуру инструментальной оболочки среды;

учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами в среде 3D МАХ, подготавливать рисунок в покадровую анимацию.

Программа специального курса состоит из пяти разделов:

Знакомство с программой 3D МАХ – 2 часа

Основы работы в 3D МАХ – 3 часа

Простое моделирование – 4 часов

Моделирование с помощью сплайнов – 5 часов

Анимация – 4 часов

В данном курсе в простой и ясной форме изложены наиболее доступные возможности сложной программы. Курс содержит уроки по изучению графического редактора 3D МАХ, а также большое количество примеров и иллюстраций. Модульная структура курса позволяет изучать широкие возможности этого редактора в зависимости от возрастных отличий школьников, их индивидуальных способностей и количества учебных часов. Пособие может быть полезно учителям информационных технологий, графики, ИЗО, школьникам и студентам, изучающим 3D МАХ.

Содержание программы спецкурса

Элективный курс “3D графика в среде 3D MAX“ рассчитан на 18 часов: 8часов – теоретических занятий, 8 Практических работ и 1часа – создание проекта и 1час – защита проекта. Курсу отводится 1 час в неделю для изучения в одном из полугодий в 9 классе. В качестве приложения предлагается набор раздаточного материала к некоторым практическим занятиям и варианты проектов.

Раздел 1. Знакомство с программой 3D МАХ (2ч).

3D графика. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса 3D МАХ. Структура окна программы. Панели инструментов. Основные операции с документами.

Учащиеся должны знать: назначение программы 3D МАХ, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с документами.

Учащиеся должны уметь: использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.)

Раздел 2. Основы работы в 3D МАХ (3 ч).

Примитивы работа сними. Выравнивание и группировка объектов. Сохранение сцены. Клонирование объектов. Внедрение в сцену объектов. Простая визуализация и сохранение растровой картинки. Практическая работа “Снеговик”.

Учащиеся должны знать: основы обработки изображений и работе с ней.

Учащиеся должны уметь: работать с примитивами, делать необходимые настройки, соединять объекты, выполнять различные эффекты примитивов, выполнять монтаж изображений.

Раздел 3. Простое моделирование (4 ч).

Назначение и настройка модификаторов. Практическая работа “Сказочный город”. Самостоятельная работа. Логические операции Boolean. Практическая работа “Пуговица”.

Учащиеся должны знать: правила работы с модификаторами, логическую операцию Boolean.

Учащиеся должны уметь: применять различные эффекты, создавать необходимые настройки этих инструментов.

Раздел 4. Моделирование с помощью сплайнов (5 ч).

Основы создания сплайнов. Создание трёхмерных объектов. Работа с примерами “Шахматные фигуры”. Самостоятельная работа “Шахматы”.

Учащиеся должны знать: понятие сплайнов, трёхмерный объект.

Учащиеся должны уметь: создавать и редактировать сплайны, оптимизировать, сохранять и внедрять.

Раздел 5. Анимация (4 ч).

Знакомство с модулем анимирования. Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами (создание, удаление, копирование, перенос, создание промежуточных кадров). Сохранение и загрузка анимации. Создание проекта.

Учащиеся должны знать: понятие анимации, кадра, алгоритм организации анимации.

Учащиеся должны уметь: создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.

Тематическое планирование курса

Тема

Кол-во часов

I. Знакомство с программой 3D МАХ. (2 час)

1 Демонстрация возможностей, элементы интерфейса 3D МАХ.

1

2 Основы обработки изображений. Изучение панели инструментов.

1

II. Основы работы в 3D МАХ. (3 часа)

1 Примитивы. Выравнивание, группировка и сохранение объектов.

1

2 Практическая работа “Снеговик”. [2]

1

3 Простая визуализация и сохранение растровой картинки.

Клонирование и внедрение в сцену объектов из других файлов.

1

III. Простое моделирование. (4 часов)

1 Назначение и настройка модификаторов. Практическая работа “Сказочный город” [2]

1

2 Самостоятельная работа “Сказочный город”

1

3 Логические операции Boolean.

1

4 Практическая работа “Пуговица”. [2]

1

IV. Моделирование с помощью сплайнов. (5 часов)

1 Основы создания сплайнов.

1

2 Создание трёхмерных объектов на основе спланов. Модификатор Lathe.

Пример использования “Шахматы”. [2]

1

3 Модификатор Bevel. Пример использования “Шахматный конь”. [2]

1

4 Материал “Шахматное поле”.

1

5 Самостоятельная работа “Шахматы”.

1

V. Анимация. (4 часа)

1 Анимирования. Сохранение анимации. Практическая работа “Простое анимирования”. [5]

1

2 Создание проекта.

2

3 Защита проекта.

1

Приложение

Литература

  1. Залогова Л. “Практикум по компьютерной графике”, Москва, 2003 г.
  2. Миловская О. “3d max – экспресс курс”, Санкт-Петербург, 2005 г.
  3. Рейнбоу В. “Энциклопедия компьютерной графики”, Питер, 2003 г.
  4. Чумаченко И. Н. “Всё самое необходимое о 3d max 6”, Питер, 2003 г.