Урок развития речи, 3-й класс по теме "Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели.

  • Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности,
  • точно употреблять слова в устной и письменной речи,
  • избегать повторов одних и тех же слов,
  • развивать речь и орфографическую зоркость учащихся.
  • обучать детей правильно озаглавливать части текста,
  • анализировать текст,
  • воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру,
  • прививать любовь к природе родного края.

Оборудование.

Индивидуальные карточки с текстом изложения “В берлоге” (По И.Соколову - Микитову), иллюстрация с изображением медведя, СD диск с записью классической музыки, карточки для словарно - орфографической работы “Вставь букву”, карточки-помощницы для слабых учеников, карточка-памятка “Самопроверка”.

Ход урока.

I .Организационный момент.

1).Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность их к уроку.

2). Уч. Отгадайте загадку.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза, пряча нос.

Дети. Это медведь. (Показ фотографии)

Уч. Что вы знаете о медведе?

Почему его так назвали?

Живёт ли он в нашем камчатском крае? Чем питается?

В каких сказках встречается это животное?

Как народ называет медведя?

(Дети составляют небольшой рассказ об этом животном.)

Учитель, показывая фотографию медведя, рассказывает о медведе.

Уч. Медведь-представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. У нас на Камчатке обитает бурый медведь.

Длина тела до 3 м, высота до135 см, масса до700 кг. Шерсть окрашена в чёрный, бурый цвет в зависимости от вида. Всеяден. Отдаёт предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живет до 45 лет.

Впадает в спячку. Прежде чем залечь, путает зверь следы. Как заяц петляет по кустам, воде, скачет вбок от следа.

В берлоге ложится головой к входу. Зимой на подошвах нарастает новая кожа, ее медведь облизывает горячим языком, тем самым согревает от холода, причмокивает губами. Вот и кажется, что сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасен. Такого медведя называют шатуном. Охотникам нужно проявлять осторожность, выходя в лес.

II. Сообщение темы урока.

Уч. Сегодня на уроке мы будем писать изложение текста “ В берлоге”. Из него вы узнаете ещё много интересного из жизни этого удивительного зверя- медведя.

III. Знакомство с текстом.

(Индивидуальные карточки с текстом лежат у каждого учащегося на парте.)

Чтение текста учителем.

Уч. В берлоге.

Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога - медвежье жильё.

Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло и уютно там. Ударит мороз - уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.

IY. Беседа по содержанию.

Уч. О чём текст?

Дети. О подготовке медведя к зимней спячке.

Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Чем занимался медведь осенью?”

“Как называется медвежье жильё?”

(Дети читают 1,2,3 предложения).

Дети. Медвежье жильё называется берлога.

Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Как медведь готовил берлогу?”

(Дети читают из второго абзаца 2,3.4 предложения)

Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Когда он залегает в берлогу и когда засыпает?”

(Дети читают из 3 абзаца 1,3 предложения).

Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Когда ему лучше спится?”

(Дети читают из 3 абзаца 4 предложение).

Y. Коллективное составление плана.

Уч. Сколько автор выделил частей в тексте?

Дети. Автор выделил в тексте три части.

Уч. Прочитайте 1 часть.

(Один ученик читает первую часть)

Уч. О чём главном рассказывает автор в этой части?

Озаглавьте её ( Дети озаглавливают её).

План.

1. Медведь нагуливает жир.

(Запись на доске)

Уч. Прочитайте 2 часть, озаглавьте её.

(Один ученик читает вторую часть, дети озаглавливают её.)

(При затруднении озаглавливания части, учитель подводит учащихся к главной мысли 2 части вопросом: “О чём главном рассказывает автор в этой части?)

2.Подготовка берлоги.

(Запись на доске)

Уч. Прочитайте 3 часть, озаглавьте её.

(Один ученик читает третью часть, дети озаглавливают её.)

3. Медвежий сон.

(Запись на доске)

YI. Лексико-грамматическая и словарно-орфографическая подготовка.

1). Уч. Обратите внимание на написание следующих слов.

Прочтите их.(Слова написаны на доске).

  • растений
  • нашёл
  • жир нагуливал
  • хвоей
  • ранней
  • медвежий

2). Уч. Какая орфограмма в слове “растений”?

Дети. Непроверяемый безударный звук “а” в корне “раст” и звук “и”.

Уч. Что означают слова “жир нагуливал”?

Дети. Ел много, наедался.

Уч. Какое значение у слова “хвоя”?

Дети. Хвоя - видоизменённые листочки - иголки. Бывают у хвойных растений: ели, сосны,

кедра.

Уч. Объясните правописание слова “ранней”.

Дети. Написание удвоенной согласной буквы “н”, буквы “е” в окончании “ей”

Уч. Что означает слово “медвежий”?

Дети. Принадлежащий медведю.

Уч. Найдите слова, которые употреблены вместо слова “медведь”.

Дети. Зверь, он.

Уч. В тексте “ В берлоге” встречаются слова на изучаемые орфограммы, требующие проверки и умения их правильно писать. Найдите их. (Дети называют слова, подбирая к ним проверочные).

3). Уч. Некоторые из этих слов, выписаны на индивидуальную карточку, лежащую у вас на парте. Прочтите эти слова. Значение, какого слова вам непонятно?

Дети. Непонятно значение слова “бродил”.

Уч. Бродил, значит, долго ходил.

Вставьте пропущенные буквы в словах на карточке и объясните устно правописание каждого слова:


м . две . ь мя . кой

ос . нь нат . скал

бр . дил вхо .

сла . кие медвеж . е

х . л . днее зал . гает

б . льшую с . льнее

выст . лил моро . .


(Учащиеся по одному объясняют орфограммы в словах на карточке, называют

вставленную букву).

4). Уч. Прочитайте предложения, в которых есть тире и запятые.

(Дети находят нужные предложения, прочитывают их.)

YII. Физминутка.

(Дети выполняют движения в такт стихотворения)

Медвежата в чаще жили

(ходьба на месте).

Головой своей крутили-

Вот так, вот так

(повороты головы вправо-влево).

Головой своей крутили.

(повороты головы вправо-влево).

Медвежата мёд искали,

(наклоны вправо-влево)

Дружно дерево качали-

Вот так, вот так

(подъём, опускание рук),

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

(ходьба на месте с покачиванием туловища).

И из речки воду пили-

Вот так, вот так

(наклоны туловища вперёд-назад)

И из речки воду пили.

YIII. Подготовка к записи текста.

Уч. Прочитайте текст внимательно.

(Повторное чтение текста вслух одним из учеников).

Уч. Перескажите прочитанное.

( Ученик пересказывает текст полностью,учитель корректирует услышанное).

Уч. Как на письме нужно определять границы

предложений?

Дети. Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку.

IX. Написание текста.

Звучит классическая музыка.

Дети самостоятельно воспроизводят текст в тетрадях,

слабые учащиеся пишут изложение, используя индивидуальную карточку – помощницу,

лежащую на партах.

Карточка-помощница

1часть

1.Где бродил медведь осенью? по лесу

2.Что он ел? сладкие корни, ягоды, жир нагуливал

2часть

3.Что он нашёл в лесной глуши? большую ель и вырыл яму

4.Чем зверь застелил яму? мягкой душистой хвоей, сухим мохом

5.Чем медведь закрыл вход? натаскал веток

6.Что у него получилось? берлога - медвежье жильё

3часть

7.Когда медведь залегает в берлогу? ранней зимой,

8.Как у него в берлоге? тепло и уютно

9.Когда ему крепче спится? чем сильнее мороз

X. Самопроверка.

Учащиеся проверяют написанное изложение по индивидуальной карточке

“Самопроверка”, лежащей на парте.


Памятка

“Самопроверка”

1.Читай медленно по одному предложению.

(Вникай в смысл каждого слова.)

2.Проверь, правильно ли определены границы предложений.

(Начало предложения пиши с заглавной буквы,

в конце предложения ставь точку).

3.Найди слова, написание которых нужно проверить.

(Подбирай проверочные слова).

4.Найди слова, которые записаны на доске.

(Сравни написания слов).


XI.Самостоятельное чтение 2-3 работ вслух, обсуждение услышанного

XII .Итог урока.

Уч. Чему учил нас урок?

Дети. Урок учил письменно пересказывать текст, озаглавливать части текста …и т.д.

Уч. Что узнали нового?

Дети. Узнали о жизни медведя, о том, как медведи готовят берлогу к спячке…и т.д.

Уч. У кого хорошее настроение?

Желаю удачи.