Цели.
- Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности,
- точно употреблять слова в устной и письменной речи,
- избегать повторов одних и тех же слов,
- развивать речь и орфографическую зоркость учащихся.
- обучать детей правильно озаглавливать части текста,
- анализировать текст,
- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру,
- прививать любовь к природе родного края.
Оборудование.
Индивидуальные карточки с текстом изложения “В берлоге” (По И.Соколову - Микитову), иллюстрация с изображением медведя, СD диск с записью классической музыки, карточки для словарно - орфографической работы “Вставь букву”, карточки-помощницы для слабых учеников, карточка-памятка “Самопроверка”.
Ход урока.
I .Организационный момент.
1).Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность их к уроку.
2). Уч. Отгадайте загадку.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза, пряча нос.
Дети. Это медведь. (Показ фотографии)
Уч. Что вы знаете о медведе?
Почему его так назвали?
Живёт ли он в нашем камчатском крае? Чем питается?
В каких сказках встречается это животное?
Как народ называет медведя?
(Дети составляют небольшой рассказ об этом животном.)
Учитель, показывая фотографию медведя, рассказывает о медведе.
Уч. Медведь-представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. У нас на Камчатке обитает бурый медведь.
Длина тела до 3 м, высота до135 см, масса до700 кг. Шерсть окрашена в чёрный, бурый цвет в зависимости от вида. Всеяден. Отдаёт предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живет до 45 лет.
Впадает в спячку. Прежде чем залечь, путает зверь следы. Как заяц петляет по кустам, воде, скачет вбок от следа.
В берлоге ложится головой к входу. Зимой на подошвах нарастает новая кожа, ее медведь облизывает горячим языком, тем самым согревает от холода, причмокивает губами. Вот и кажется, что сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасен. Такого медведя называют шатуном. Охотникам нужно проявлять осторожность, выходя в лес.
II. Сообщение темы урока.
Уч. Сегодня на уроке мы будем писать изложение текста “ В берлоге”. Из него вы узнаете ещё много интересного из жизни этого удивительного зверя- медведя.
III. Знакомство с текстом.
(Индивидуальные карточки с текстом лежат у каждого учащегося на парте.)
Чтение текста учителем.
Уч. В берлоге.
Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.
Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога - медвежье жильё.
Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло и уютно там. Ударит мороз - уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
IY. Беседа по содержанию.
Уч. О чём текст?
Дети. О подготовке медведя к зимней спячке.
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Чем занимался медведь осенью?”
“Как называется медвежье жильё?”
(Дети читают 1,2,3 предложения).
Дети. Медвежье жильё называется берлога.
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Как медведь готовил берлогу?”
(Дети читают из второго абзаца 2,3.4 предложения)
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Когда он залегает в берлогу и когда засыпает?”
(Дети читают из 3 абзаца 1,3 предложения).
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Когда ему лучше спится?”
(Дети читают из 3 абзаца 4 предложение).
Y. Коллективное составление плана.
Уч. Сколько автор выделил частей в тексте?
Дети. Автор выделил в тексте три части.
Уч. Прочитайте 1 часть.
(Один ученик читает первую часть)
Уч. О чём главном рассказывает автор в этой части?
Озаглавьте её ( Дети озаглавливают её).
План.
1. Медведь нагуливает жир.
(Запись на доске)
Уч. Прочитайте 2 часть, озаглавьте её.
(Один ученик читает вторую часть, дети озаглавливают её.)
(При затруднении озаглавливания части, учитель подводит учащихся к главной мысли 2 части вопросом: “О чём главном рассказывает автор в этой части?)
2.Подготовка берлоги.
(Запись на доске)
Уч. Прочитайте 3 часть, озаглавьте её.
(Один ученик читает третью часть, дети озаглавливают её.)
3. Медвежий сон.
(Запись на доске)
YI. Лексико-грамматическая и словарно-орфографическая подготовка.
1). Уч. Обратите внимание на написание следующих слов.
Прочтите их.(Слова написаны на доске).
- растений
- нашёл
- жир нагуливал
- хвоей
- ранней
- медвежий
2). Уч. Какая орфограмма в слове “растений”?
Дети. Непроверяемый безударный звук “а” в корне “раст” и звук “и”.
Уч. Что означают слова “жир нагуливал”?
Дети. Ел много, наедался.
Уч. Какое значение у слова “хвоя”?
Дети. Хвоя - видоизменённые листочки - иголки. Бывают у хвойных растений: ели, сосны,
кедра.
Уч. Объясните правописание слова “ранней”.
Дети. Написание удвоенной согласной буквы “н”, буквы “е” в окончании “ей”
Уч. Что означает слово “медвежий”?
Дети. Принадлежащий медведю.
Уч. Найдите слова, которые употреблены вместо слова “медведь”.
Дети. Зверь, он.
Уч. В тексте “ В берлоге” встречаются слова на изучаемые орфограммы, требующие проверки и умения их правильно писать. Найдите их. (Дети называют слова, подбирая к ним проверочные).
3). Уч. Некоторые из этих слов, выписаны на индивидуальную карточку, лежащую у вас на парте. Прочтите эти слова. Значение, какого слова вам непонятно?
Дети. Непонятно значение слова “бродил”.
Уч. Бродил, значит, долго ходил.
Вставьте пропущенные буквы в словах на карточке и объясните устно правописание каждого слова:
м . две . ь мя . кой
ос . нь нат . скал
бр . дил вхо .
сла . кие медвеж . е
х . л . днее зал . гает
б . льшую с . льнее
выст . лил моро . .
(Учащиеся по одному объясняют орфограммы в словах на карточке, называют
вставленную букву).
4). Уч. Прочитайте предложения, в которых есть тире и запятые.
(Дети находят нужные предложения, прочитывают их.)
YII. Физминутка.
(Дети выполняют движения в такт стихотворения)
Медвежата в чаще жили
(ходьба на месте).
Головой своей крутили-
Вот так, вот так
(повороты головы вправо-влево).
Головой своей крутили.
(повороты головы вправо-влево).
Медвежата мёд искали,
(наклоны вправо-влево)
Дружно дерево качали-
Вот так, вот так
(подъём, опускание рук),
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
(ходьба на месте с покачиванием туловища).
И из речки воду пили-
Вот так, вот так
(наклоны туловища вперёд-назад)
И из речки воду пили.
YIII. Подготовка к записи текста.
Уч. Прочитайте текст внимательно.
(Повторное чтение текста вслух одним из учеников).
Уч. Перескажите прочитанное.
( Ученик пересказывает текст полностью,учитель корректирует услышанное).
Уч. Как на письме нужно определять границы
предложений?
Дети. Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку.
IX. Написание текста.
Звучит классическая музыка.
Дети самостоятельно воспроизводят текст в тетрадях,
слабые учащиеся пишут изложение, используя индивидуальную карточку – помощницу,
лежащую на партах.
Карточка-помощница
1часть
1.Где бродил медведь осенью? по лесу
2.Что он ел? сладкие корни, ягоды, жир нагуливал
2часть
3.Что он нашёл в лесной глуши? большую ель и вырыл яму
4.Чем зверь застелил яму? мягкой душистой хвоей, сухим мохом
5.Чем медведь закрыл вход? натаскал веток
6.Что у него получилось? берлога - медвежье жильё
3часть
7.Когда медведь залегает в берлогу? ранней зимой,
8.Как у него в берлоге? тепло и уютно
9.Когда ему крепче спится? чем сильнее мороз
X. Самопроверка.
Учащиеся проверяют написанное изложение по индивидуальной карточке
“Самопроверка”, лежащей на парте.
Памятка
“Самопроверка”
1.Читай медленно по одному предложению.
(Вникай в смысл каждого слова.)
2.Проверь, правильно ли определены границы предложений.
(Начало предложения пиши с заглавной буквы,
в конце предложения ставь точку).
3.Найди слова, написание которых нужно проверить.
(Подбирай проверочные слова).
4.Найди слова, которые записаны на доске.
(Сравни написания слов).
XI.Самостоятельное чтение 2-3 работ вслух, обсуждение услышанного
XII .Итог урока.
Уч. Чему учил нас урок?
Дети. Урок учил письменно пересказывать текст, озаглавливать части текста …и т.д.
Уч. Что узнали нового?
Дети. Узнали о жизни медведя, о том, как медведи готовят берлогу к спячке…и т.д.
Уч. У кого хорошее настроение?
Желаю удачи.