Открытый урок-путешествие на остров сокровищ по математике "Закрепление деления с остатком" в 3-м классе по традиционной программе

Разделы: Начальная школа


Образовательная задача.
1. Сформировать осознанное решение примеров на деление с остатком.
Развивающие задачи.
1. Расширить математический кругозор.
2. Развитие логического мышления математики.
Оборудование: плакат с кораблём, чучела черепахи и крокодила, цветок папоротника в горшке, сундучок с кладом, карточки с дифференцированным заданием, памятки по решению задач для слабых.

Ход урока.

I. Организационный. Приветствие.
- Сегодня у нас урок необычный. Если вы посмотрите на наш план, то увидите, что он отличается от плана предыдущих уроков. Так ли это? Просигнальте.
Ребята, а вы любите путешествовать? Как интереснее путешествовать: одному или с друзьями? Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров сокровищ. Что за растение у меня в руках? Правильно, это папоротник. К какому виду растений он относится? Правильно, бессемянных. Где растут папоротники? (в лесах). Хорошо.
Растение красивое, но красота папоротника не в цветках, а листьях. Люди не смогли смириться с тем, что нет у такого красивого растения цветков, и пошла гулять по всему свету легенда. А что такое легенда, кто помнит? Откройте свои толковые словари и прочитайте нам. (Заслушиваются ответы детей). В легенде утверждается, что папоротник цветёт и что цветок его яркий, как пламя. Но не всякому он покажется, так как цветёт он только одну ночь перед днём Ивана Купалы. Это день летнего солнцестояния 22 июня. Цветок обладает волшебной силой. Кто сумеет его увидеть, тому цветок укажет скрытые в земле клады.
Путешествие интересное, но достаточно опасное, т.к. на нашем пути могут встретиться всякие неожиданности. Я, думаю, что вы с ними обязательно справитесь. Ведь вы все дружные, смелые, сообразительные и находчивые. Наше путешествие будет длиться 6 дней, при условии, что мы будем с вами успешно справляться с заданиями.
II. Актуализация опорных знаний на устном счёте.
А сейчас в сторону ручки и карандаши! Устный счёт.
Мы творим его только силой ума и души (фронтальный опрос).
В 1-й день нам предстоит показать ловкость и быстроту в счёте.

  • найдите частное чисел 14 и 7 (14 : 7 = 2);
  • делимое 17, делитель 1. Найдите частное (17 : 1 = 17);
  • увеличьте 9 в 7 раз (9x7 = 63);
  • сколько можно купить пирожков ценой по 6 рублей на 18 рублей? (18:6 = 3 пир.);
  • уменьшите в 8 раз числа 32, 48, 56 (4, 6, 7);
  • в мешке 35 кг муки. Её расфасовали в пакеты по 4 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов? Сколько кг муки осталось? (35:4 = 8п.ост.З кг);
  • сварила кошка 29 рыбёшек. По 3 хватило всем. Сколько котят рыбок съедят? (29 : 3 = 9 ост.2)

Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием.
III. Постановка учебной задачи.
Второй день.
1. Для нашего путешествия вы должны взять с собой всё самое необходимое. Ребята, вы помните какая тема нашего урока? Отберите математические понятия, которые нам сегодня понадобятся:
(на каждом столе карточки) масса, отрезок, метр, остаток, цена, угол, делитель, час, неделя,
делимое, литр, частное, (работа в группах).
Какая группа готова отвечать? Все согласны? Просигнальте.
Молодцы! Вы справились с заданием и мы плывём дальше.
Третий день.
2. Итак, какое правило мы должны помнить при делении с остатком?
Молодцы! Нам это пригодится. Но что это? Вокруг корабля столько крокодилов?! К какому отряду они относятся? Правильно, к отряду водных пресмыкающихся. Крокодилы могут преследовать добычу, развивая скорость до 10 км/час. А наш корабль до 60 км/час. Сравните эти числа. У кого скорость больше и во сколько раз? (60 : 10 =6 р.) Молодцы.
3. Чтобы избавиться от крокодилов, мы должны выполнить задание (фронтальная работа).
А) какой может быть остаток при делении числа на 5? 7? 9?
Б) Какое выражение «лишнее»?
27 : 9 38 : 9 81 : 9 52 : 9
В) Укажите верный ответ. «Чтобы сделать проверку деления с остатком надо ...
а) делитель умножить на частное.
б) делимое разделить на частное.
в) делитель умножить на частное и прибавить остаток. Сделайте проверку примера.
Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием, и мы смело можем продолжать путешествие.
Четвёртый день.
Наш корабль плывёт к острову черепах.
К какому отряду они относятся? Правильно, к отряду пресмыкающихся.
Какие виды черепах вы знаете? (Сухопутные, пресноводные и морские).
А эта черепаха к какому виду относится? Эта черепаха морская.
По каким признакам узнали? Молодцы!
Расписная черепаха из Южной Канады в длину имеет 18см, а наша черепаха - 40 см. Во сколько раз наша черепаха больше расписной?
Хозяйка острова мудрая черепаха Тортила интересуется, можете ли вы расставить порядок выполнения действий? (работа в группах)
D - D : П х D - (D + П)
р – (р+0) – П + П
Р + D х О : П – П
Тортила спрашивает, не устали ли путешественники от ветра и палящего солнца?

Физминутка.

Пятый день.
Наше путешествие продолжается. Впереди по курсу остров сокровищ. Но что это? Попугай доставил нам какое-то письмо. Это письмо от обезьянки с нашего острова с просьбой о помощи. Она учится в школе зверей, никак не может справиться с домашним заданием. Давайте поможем ей ( работа в парах).

8 : 7

56 : 10

42 : ? = (ост.2)

6 : 4

43 : 13

31 : ? = (ост.З)

9 : 5

80 : 12

62: ? = (ост.8)

10 : 4

14 : 30

39 : ? = (ост.З)

Ребята, третий столбик самый трудный. И больше всего помогут те ученики, которые его решат.
- Выбирайте.

  • Кто решил 1 столбик?
  • Кто решил 2 столбик?

- Кто решил 3 столбик?

  • Проверьте друг у друга. (самопроверка).

- А теперь сверьте свои ответы с доской. У кого нет ошибок? У кого 1 ошибка? Ура! Молодцы! Вы показали хорошие знания.
Ответы найдены, плывём дальше.
Шестой день.
Но что это? На корабле пробоина. Срочно отгадайте ребус.

ДАЧА (задача)
Правильно! Сейчас мы будем решать задачи.
Задача.
Нашей черепахе принесли на завтрак 50 морковок. Из 12 морковок приготовили салат, а остальные разложили в пучки по 9 морковок в каждом. Сколько пучков морковок получилось?
- Давайте запишем краткую запись к задаче. Какие главные слова необходимы для составления краткой записи?
Было — 50 мор.
Отдали -12 мор.
Остальные ? - по 9 мор. в пучок.
Пучков - ?

  1. Что известно в задаче? Что надо узнать?
  2. Какие нам нужны ещё данные для решения задачи? (Сколько морковок осталось).
  3. Каким действием узнаём остаток? (Вычитанием).

- А затем можем ответить на вопрос задачи: сколько пучков получилось? Каким действием? (Делением).
- Сколько действий имеет задача? (Два).
-Запишите решение задачи самостоятельно. Кто хочет решить её на доске?
Памятка (для слабых учащихся)
План решения задачи
Прочитай: нашей черепахе принесли на завтрак 50 морковок. Из 12 морковок приготовили салат, а остальные...
1. Что известно в задаче?
— Что можно узнать?
— Каким действием? Запиши первое действие.
2....а остальные разложили (разделили) в пучки по 9 морковок в каждом. Сколько получилось пучков?
— Каким действием узнаешь количество пучков?
Сколько осталось морковок? Запиши решение в тетради.
3. Запиши ответ, вспомни, какой был вопрос?

Проверка. Фронтальный опрос.
Молодцы! Вы показали хорошие знания. И так, пробоины ликвидированы. Вы настоящие
путешественники: смелые, находчивые, сообразительные. Вот и остров сокровищ. А вот и наш сундучок с кладом. Давайте его откроем и посмотрим что там.

IV. Итог урока. (Аналитический).
- Что закрепляли на уроке? Что вам понравилось? Какое задание вызвало затруднение? Пригодятся в жизни вам эти знания? (Выслушиваются ответы детей).
- Какое настроение у вас после сегодняшнего путешествия? Я тоже думаю, что хорошее. Ведь мы справились со всеми заданиями. Кого бы вы хотели отметить? Кто был во время нашего путешествия самым активным?
А я бы хотела сегодня отметить сокровищами из сундучка и поставить "пятёрки" следующим ученикам...

V. Домашнее задание (по выбору).

  1. Придумать составную задачу на кратное сравнение, чтобы было деление с остатком и решить её.
  2. Составить 5 примеров с использованием внетабличного деления с остатком и сделать проверку.

См. приложения.